Во втором абзаце пункта 2 статьи 8 закреплено важное положение о праве работника на вознаграждение за служебное изобретение. Следует отметить, что в законодательствах большинства стран мира выплата вознаграждения за сугубо служебные изобретения не производится.
За свой творческий труд автор имеет право на вознаграждение. В отличие от ранее существовавшего порядка Патентный закон не содержит какого-либо определенного гарантированного минимума вознаграждения, выраженного в цифрах.
Вместе с тем Патентный закон предусматривает механизм определения размера вознаграждения за служебное изобретение. Так, величина вознаграждения соразмерна выгоде, которая получена работодателем или могла бы быть получена при надлежащем использовании объекта промышленной собственности в случаях:
- получения работодателем патента;
- передачи работодателем права на получение патента другому лицу;
- принятия работодателем решения о сохранении соответствующего объекта в тайне;
- неполучения патента по поданной работодателем заявке по причинам, зависящим от работодателя.
4. Патент как форма охраны объектов промышленной собственности.
Свобода предпринимательства, преобразование форм собственности, переход к рыночным отношениям изменили порядок охраны изобретений и ряда других объектов промышленной собственности в нашей стране. Патентный закон установил единственную форму охраны – патент. Что касается вновь введенного объекта промышленной собственности – полезной модели, то свидетельство на ее выдачу по своему характеру также является документом исключительного права.
Положительным итогом проведения экспертизы является выдача патента на изобретение или патента на промышленный образец. На полезную модель выдается свидетельство.
Патент на изобретение действует в течение 20 лет с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Срок же действия исключительного права на изобретение во всяком случае меньше указанного срока, поскольку начальный момент, с которого отсчитывается срок действия патента, не совпадает с моментом возникновения исключительного права, с которого возникает возможность привлекать нарушителей к ответственности.
Вместе с тем с учетом периода временной охраны изобретения (с даты публикации сведений о заявке до даты публикации сведений о выдаче патента) можно сделать вывод о начальном моменте исключительного права. Следовательно, начало действия исключительного права связано с датой выдачи патента, которая совпадает как с датой регистрации изобретения в Государственном реестре, так и с датой публикации сведений о выдаче патента. Так, согласно статье 26 Патентного закона Патентное ведомство одновременно с публикацией сведений о выдаче патента вносит в соответствующие государственные реестры изобретение, полезную модель или промышленный образец и выдает патент лицу, на имя которого он испрашивался.
Патентообладатель имеет право требовать от Патентного ведомства внесения в выданный патент исправления очевидных и технических ошибок.
Патент на промышленный образец действует в течение десяти лет с даты поступления заявки в Патентное ведомство (плюс возможность продления на пять лет), а свидетельство на полезную модель – в течение пяти лет (плюс возможность продления на три года).
В декабре 1994 г. Роспатентом приняты Правила продления действия патента Российской Федерации на промышленный образец и Правила продления действия свидетельства Российской Федерации на полезную модель.[6]
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Патентного закона патент удостоверяет приоритет, авторство изобретения, полезной модели или промышленного образца и исключительное право на их использование.
Каковы же отличительные черты патента как правового инструмента рыночной экономики?
Прежде всего, это документ исключительного права, имеющий своего конкретного хозяина, будь то государственное, коллективное или частное предприятие либо индивидуальный изобретатель-патентообладатель. Примечательно, что термин «патент» употребляется в разных значениях: это может быть сам документ (патентная грамота) или запатентованное изобретение. В последнем случае может употребляться также словосочетание «исключительное право на использование изобретения». Для краткости же говорят – право на патент.
Исключительное право возникает с даты выдачи патента (свидетельства на полезную модель), которая совпадает с датой регистрации объектов промышленной собственности в соответствующих государственных реестрах.
От исключительного права по ряду параметров отличается уже упоминавшаяся временная правовая охрана.
Институт временной правовой охраны – нововведение в российском законодательстве. Наступление этой охраны связано с фактом публикации заявки на изобретение и длится до даты публикации сведений о выдаче патента в объеме опубликованной формулы изобретения (статья 22 Патентного закона). Кроме того, действие временной правовой охраны распространяется на изобретения (в период до даты публикации сведений о патентной заявке), полезные модели и промышленные образцы с даты уведомления заявителем лица, использующего чужие объекты промышленной собственности, о поданной заявке.
Строго говоря, термин «охрана» здесь не совсем удачен, поскольку публикация сведений о заявке или уведомление пользователя не предоставляет заявителю права запрещать третьим лицам использовать его объект промышленной собственности.
Временная правовая охрана реализуется после получения охранного документа в форме выплаты патентообладателю денежной компенсации (но не убытков), размер которой определяется соглашением сторон. При недостижении соглашения между сторонами их имущественный спор рассматривается в судебном порядке (статья 31 Патентного закона).
Вместе с тем временная правовая охрана считается ненаступившей, если принято решение об отказе в выдаче патента, возможности обжалования которого исчерпаны.
Объем исключительного права определяется формулой изобретения или полезной модели, в то время как для промышленного образца таким инструментом служит совокупность его существенных признаков, отображенных на фотографиях изделия (макета, рисунка). Следовательно, правовое значение формулы изобретения заключается в определении границ патентной монополии. Делается это путем толкования формулы изобретения, которая служит критерием и при установлении факта нарушения патента.
Норма об исключительном праве на изобретение, полезную модель и промышленный образец закреплена в статье 10 Патентного закона. Изложена она как в позитивной, так и в негативной форме: патентообладателю принадлежит исключительное право на использование охраняемых объектов промышленной собственности по-своему усмотрению, включая право запретить их использование другим лицам.
Если патент на какой-либо объект промышленной собственности принадлежит нескольким лицам, то их взаимоотношения по использованию данного объекта определяются соглашением между ними. В случае отсутствия такого соглашения каждое лицо вправе пользоваться объектом промышленной собственности по своему усмотрению. Вместе с тем никто из патентообладателей не может распоряжаться им единолично, т.е. предоставлять на него лицензию или уступать его другому лицу без согласия остальных патентообладателей.
Право на получение патента и право на патент могут переходить по наследству.
Патентообладатель может уступить (т.е. продать) свой патент любому лицу. Договор об уступке должен быть зарегистрирован в Патентном ведомстве, без чего он считается недействительным (пункт 6 статьи 10 Патентного закона).
В соответствии со статьей 13 Патентного закона патентообладатель (лицензиар) также может предоставлять право на использование запатентованного объекта любому лицу на основе лицензионного договора. Лицо, которому уступается право (лицензиат), обязано вносить лицензиару обусловленные договором платежи и осуществлять другие предусмотренные договором действия.
Лицензионные договоры бывают двух видов – исключительной лицензии и неисключительной (простой). В первом случае к лицензиату переходит исключительное право на использование объекта промышленной собственности в части, предусмотренной договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в той части, которая не передается лицензиату. Во втором случае лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование объекта промышленной собственности, сохраняет за собой все вытекающие из патента права, включая право на предоставление лицензий третьим лицам.
Лицензионные договоры также подлежат регистрации в Патентном ведомстве и без регистрации считаются недействительными.
В качестве примера самоограничения прав патентообладателя можно рассматривать институт открытой лицензии (статья 13 Патентного закона). Так, патентообладатель может подать в Патентное ведомство заявление о предоставлении любому лицу права на использование объекта промышленной собственности. При этом годовая пошлина снижается на 50% с года, следующего за годом публикации сведений о таком заявлении. Примечательно, что патентообладателем оно не может быть отозвано. Споры по условиям договора о платежах за предоставление открытой лицензии рассматриваются Высшей патентной палатой (пункт 3 статьи 13 Патентного закона).