При Анне Иоанновне в 1731 году учреждается шляхетский (дворянский) корпус. Его ученики изучают наряду с военными предметами иностранные языки, историю, географию, юриспруденцию.
Педагогические воззрения Екатерины II и одного из главных её помощников генерал-поручика И. И. Бецкого наиболее ярко выразились в ” Новом уставе сухопутного кадетского корпуса”, принятом 11 сентября 1766 года. ” Корень всему злу и добру – воспитание, ” - утверждал Бецкий. Он же считал, что военным в первую очередь нужно давать блестящее воспитание, и предлагал для этого открыть военные школы, в которых обучались бы дети, достигшие 5-6 летнего возраста. Кадеты помимо военных предметов изучали: красноречие, историю, географию, хронологию, языки, нравоучение, естественное право, государственное право, астрономию, рисование, живопись, гравирование, изваяние, делание статуй, архитектуру, музыку, фехтование, танцы. ”. Бецкий считал, что необходимо с раннего детства поддерживать в воспитанниках склонность к трудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть учтивым и сострадательным к бедности и несчастью. Воспитание кадетов направлялось на развитие у них нравственных качеств, чувств гумманости и человеколюбия. С этой целью устраивались, например, праздники для бедных, когда кадеты должны были прислуживать нищим и калекам, выслушивая рассказы старцев. С военными школами Бецкого, в какой-то степени можно сравнить создание в нашей стране, в годы Великой Отечественной войны, суворовские военные училища с семилетним курсом обучения, а также, в наше время, специализированные военные училища – школы с двухгодичным курсом обучения после окончания средней школы. В них преподаются: музыка, хореография, пение, обширные знания в области литературы и истории, искусства и иностранных языков. Из стен суворовских училищ вышли известные начальники, музыканты, писатели, спортсмены.
В 60-70 годах XIX века в российской армии была проведена крупномасштабная реформа. Ее разработка и реализация связана с именем замечательного военного деятеля генерал-фельдмаршала Д. А. Милютина, бывшего в те годы военным министром. Реформа затронула все сферы жизни армии, в том числе и культурную. Военно-учебным заведениям было предписано вести курс ”преподавания методики или способов обучения нижних чинов грамотности”. В брошюре ”Юнкерские училища в 1874 г. ” отмечалось: ”...будущие офицеры должны быть знакомы теоретически не с какой-либо одной системой обучения грамоте и письму, но непременно с разными системами, принятыми у нас в войсках или же в народных школах... при этом преподаватели обязаны знакомить юнкеров и с практическими приемами совместного обучения нижних чинов чтению и письму...»
” (В. Н. Ягодинский. ” Наш этикет” М. 88г. стр. 18-20)
(Ясюков М. И. ”Шпага и честь” М.: ”Знание”, 1992 г., стр 23.)
Важное место в воспитании патриотизма, верности воинскому долгу отводилось в
российской армии изобразительному искусству. И конечно особое место в российской армии занимали военные оркестры. Это связано с тем, что армия не может полнокровно жить без величавой и строгой маршевой музыки, без полковой песни. Музыка как бы возвышает над возможной гибелью в бою, в мирное время поддерживает высокий воинский дух солдат, дает заряд бодрости и оптимизма. Хорошо сказал об этом генерал Бутовский: ”Мы полагаем, что и на мирной деятельности солдата не может благотворно отражаться суровый, грустно-задумчивый и вообще наводящий уныние вид его товарищей. Для избежания этого недостатка в людях начальник должен покровительствовать всяким солдатским забавам, развивающим лихость и веселье: играм, песням, вольной гимнастике, любительским спектаклям и даже вечерам с танцами, если их удобно устраивать. Надо, чтобы солдат непременно гордился своим внешним красивым видом, своим мундиром, характерными манерами той части, в которой он служит, и вообще своей молодцеватостью... Надо пользоваться всяким удобным случаем, чтобы вызвать весёлость в солдатской среде, после утомительных учений, когда часть возвращается домой, следует непременно вызвать песенников, заставлять играть музыку... Солдатские песни, особенно старинные, исполнены глубокой поэзии, благотворно действующей на душу солдата; слава предков, воспеваемая в этих песнях, волнует молодые сердца мечтаниями о высоких подвигах. Вообще солдатская песня имеет большое воспитательное значение... Музыка, искусство, литература очищают и духовно облагораживают человека, формируют у него эстетическое отношение к окружающему миру, к прекрасному в жизни. ”Одни науки и обучение строевой службе, при всей строгости военной дисциплины, при аккуратном истолковании внутренней службы, при самой тщательной заботливости воспитателей, не могут поднять моральную сторону воспитываемых до желаемой высоты; нравственному усовершенствованию молодых людей помогает, в значительной степени, все то, что может освежать, очищать и облагораживать нашу духовную природу... развитие чувства к изящному – столь же необходимый и не менее серьёзный элемент в воспитании человека, как и все прочие основные элементы” – такой вывод был сделан еще в 1874 году. Спустя сто с лишним лет этот жизненно важный вопрос следует снова обсуждать.
Важную роль в воспитании патриотизма, высоких нравственных качеств российских воинов сыграла Русская Православная Церковь. К сожалению, сегодня мало
” (А. А. Красновский ”История русской армии” М.: ”Голос”, 1992 г., стр. 13-14).
(”Нравственные основы воинской дисциплины.” М.: 1987 г., стр. 28-29)
кто знает о благотворительной деятельности в армии и на фронте военных священников. Это еще одно из ”белых” пятен нашей истории. Хотя ни одна армия мира не дала столько воинов, причисленных к лику святых. Сколько русская. А сегодня о них знают разве что верующие. Говоря о церквях как центрах патриотического и нравственного воспитания, необходимо отметить, что в них хранились не только религиозные реликвии верующих, но и боевые знамена православных частей, оружие и доспехи военно начальников, покрывших себя славой в сражениях. А сами военные священники, помимо богослужебной деятельности, проводили пастырские беседы с солдатами, занятия по словесности, вели антиалкогольную пропаганду.
Размышляя о долге, чести, достоинстве, нельзя не вспомнить о важнейшем общественном институте – офицерских собраниях и клубах, которые были подлинными школами высокой нравственности, норм этикета, духовности, этики.
В начале 60-х годов в Санкт-Петербурге возник кружок офицеров – инженеров, в свободное от службы время собиравшихся в Петропавловской крепости для изучения военно-технических вопросов, углубления профессиональных знаний, а также для общения и отдыха. Этот опыт стал быстро распространяться по войскам.
Преданность отчизне, бескорыстное исполнение воинского долга, знание своего дела, дисциплинированность, инициатива и твердость, забота о подчиненных, товарищество между сослуживцами – все эти требования и правила поведения офицеров постоянно находились в поле зрения офицерских собраний, что благотворно сказывалось на жизни офицерского корпуса. Поэтому было решено укрепить эту традицию и созвать общее собрание офицеров армии и флота. И усилиями лучших представителей офицерского корпуса в России была создана собственная национальная школа воинского воспитания, основанная на глубоком патриотизме, гуманизме, высоком чувстве долга и чести. Однако идее о проведении военной реформы в то время не было дано осуществиться. Разразилась первая мировая война, грянула гражданская... Многие традиции русской армии были преданы забвению. Ход исторических событий разорвал связь времен, которую только в наши дни мы пытаемся восстановить вновь.
Развитие культуры – сложный социальный процесс. В нем тесно переплетаются исторические традиции народа, их осмысление и обогащение современниками, создание новых культурных ценностей. Диалектика такого наследования и есть преемственность поколений. Однако, эта важнейшая закономерность развития мировой культуры, по сути дела, была предана забвению уже в первые годы Советской власти. Волна всеобщего ”обновления” обрушилась и на армию. Вместе с ликвидацией старой, царской армии уничтожалось историческое наследие русского воинства, отменялись военные традиции, ритуалы, атрибутика, наименование полков и кораблей. На собираемых столетиями, поколениями традициях русского военного этикета был ”поставлен крест”, вплоть до преследования их продолжателей. Все идеалы были свергнуты, традиции русского военного этикета разрушены. Как известно, после Октябрьской революции были упразднены воинские знаки различия, а декретом предусматривалось выборное начало в армии. Но, как писал генерал-лейтенант русской армии, перешедший на сторону Советской власти: ”...армия не может существовать без авторитетных командиров, пользующихся нужной властью...”. Эксперимент растянулся почти на четверть века. Вновь были введены погоны в годы Великой Отечественной войны. Кое-где возродились офицерские собрания и клубы. Однако есть одно ”но”. Традиции и этикет ведь не вещь, которую можно привнести и присвоить. Они формируются веками, передаются из поколения в поколение. К сожалению, многие из них были уничтожены вместе с их носителями – тысячами российских офицеров – безвозвратно. До сих пор мы исправляем ту роковую ошибку, пытаясь вернуть армии былую славу, возродить ее духовность, преодолеть её ”безродность” по отношению к тысячелетней истории нашего государства. А тогда все решалось быстро и просто. Старую армию с ее традициями разрушили, новую же создавали путем и убеждения, и принуждения. Поэтому не удивительно, что в ней процветали анархизм, партизанщина и дезертирство, которые удалось ликвидировать жестокими мерами лишь к концу 1920 года. Задачи революционной борьбы, укрепления дисциплины и порядка порой просто сводились к расстрелу ”контры” на месте. Появилась практика смертной казни без суда и следствия за измену Советской власти и даже расстрела комиссаров за перебежчиков. Руководство коммунистической партии понимало, что одними репрессивными мерами нельзя удержать солдат в новой армии. Силу воину придает убежденность в правоте дела, за которое он сражается. Задачу политического просвещения и воспитания красноармейцев были призваны решить и культпросветучреждения РККА. И с этим делом они справились. уже в годы Гражданской войны развернулась работа по ликвидации в Красной Армии неграмотности. К весне 1922 года неграмотность в РККА удалось ликвидировать полностью. Это была большая победа на культурном фронте. Огромный удар по культуре армии и флота был нанесен в предвоенные годы, когда Красная Армия потеряла более 40 тысяч командиров и политработников нового поколения военных кадров. Репрессиям подверглось наиболее квалифицированное звено офицерского корпуса. Сталин и его окружение чувствовали опасность, исходящую от грамотных, смело мыслящих, отстаивающих своё мнение, эрудированных, высококультурных офицеров и генералов. В их травле участвовали и