Смекни!
smekni.com

Пенсионное обеспечение адвокатов (стр. 4 из 6)

При применении положений п. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" необходимо также учитывать обстоятельства, исключающие ответственность адвокатов и адвокатских образований - коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с контролем за уплатой платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом.

Как отмечается в п. 14 информационного письма ВАС РФ от 11.08.04 г. N 79, Федеральный закон от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не регламентирует порядок взыскания недоимки и пеней, за исключением указания на судебный порядок, следовательно, подлежат применению нормы НК РФ. К правоотношениям по взысканию штрафов на основании ст. 27 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в полном объеме распространяются положения главы 15 НК РФ, на что и обратил внимание ВАС РФ в п. 15 упомянутого информационного письма.

С учетом изложенного право органов ПФР привлекать адвокатские образования и адвокатов к ответственности по ст. 27 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ограничено нормами ст. 109, 113, 111 НК РФ. При этом судом могут быть приняты во внимание смягчающие ответственность обстоятельства, отмеченные в ст. 112 НК РФ.

Поскольку реализация правовой ответственности по ст. 27 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" осуществляется судом, то судом проверяются вопросы соблюдения органом ПФР сроков давности взыскания санкций, установленных ст. 115 НК РФ и исчисляемых в виде 6-месячного срока со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта.

Какие-либо основания полагать, что порядок применения ст. 115 НК РФ в налоговых правоотношениях отличается от условий реализации этой нормы в спорах с органами ПФР, отсутствуют. В этой связи необходимо учитывать положения п. 35 постановления пленума ВС РФ и ВАС РФ от 28.02.02 г. N 5, отметившего, что "...Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления".

Федеральный закон от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", как и НК РФ, не оговаривает дополнительные случаи, при которых уполномоченный государственный орган в ходе контрольных мероприятий по вопросам соблюдения законодательства об обязательном пенсионном страховании составляет акт, в связи с чем адвокат или адвокатское образование вправе в суде доказывать, что обращение в суд органа ПФР произошло по истечении 6 месяцев со дня, когда последний узнал о государственной регистрации адвокатского образования или о получении физическим лицом статуса адвоката. К числу соответствующих доказательств можно, в частности, отнести доказательства получения органом ПФР платежных поручений на уплату адвокатом фиксированного платежа, иные документы, полученные органом ПФР во исполнение Федерального закона от 1.04.96 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"[14].

Таким образом, вопросы контроля исполнения обязанностей адвокатов по постановке на учет в органах ПФР сильно запутаны и нуждаются в корректировке. При этом целесообразно порядок исполнения этой обязанности регламентировать аналогично порядку, предусмотренному для индивидуальных предпринимателей, когда сведения о нем в ПФР направляет налоговый орган.

2.4 Порядок исчисления страховых взносов адвокатским образованием с вознаграждений адвоката

ВАС РФ в информационном письме от 11.08.04 г N 79 (п. 5) пришел к выводу о том, что индивидуальный предприниматель, заключивший трудовой договор с работодателем, является застрахованным по двум основаниям, что влечет за собой уплату страхового взноса как индивидуальным предпринимателем в виде фиксированного платежа, так и исчисление работодателем индивидуального предпринимателя страхового взноса исходя из величины уплачиваемого ему вознаграждения.

На первый взгляд как индивидуальные предприниматели, так и адвокаты подпадают под действие единого правового режима, основанного на абзаце 2 п.п. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при котором адвокатское образование ("работодатель" - страхователь) исчисляет из вознаграждения адвоката от профессиональной деятельности страховой взнос наряду с обязанностью адвоката (страхователя) дополнительно уплатить фиксированный платеж. Вместе с тем правовой статус адвокатов и индивидуальных предпринимателей различен, что привело к обособлению понятий "адвокат" и "индивидуальный предприниматель" в тексте Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" адвокат относится к лицу, самостоятельно обеспечивающему себя работой. На основании Федерального закона от 31.05.02 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (п. 1 ст. 2) он ограничен в праве вступления в трудовые отношения с неопределенным кругом работодателей. При осуществлении адвокатом возмездной научной, преподавательской, иной творческой деятельности, руководителем адвокатских образований и объединений, последние выступают в отношении его как работодатели, а с выплачиваемого дохода исчисляют и уплачивают страховые взносы в ПФР по правилам ст. 22 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". В этом случае получаемый адвокатом от третьих лиц доход напрямую не связан с предметом его профессиональной деятельности (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 31.05.02 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

Иным правилам подчиняется адвокат, осуществляющий свою профессиональную деятельность исключительно в рамках адвокатского образования. Его деятельность предполагает самостоятельное обеспечение себя работой путем заключения соглашений об оказании юридической помощи от собственного имени (ст. 25 Федерального закона от 31.05.02 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

Адвокат на основании п. 7 ст. 25 Федерального закона от 31.05.02 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" за счет получаемого вознаграждения производит расходы, связанные с его профессиональной деятельностью. Законодатель специальными нормами, отличными от общих, оговорил особый статус адвокатских образований в отношении адвокатов, не основанный на связи страхователь - застрахованное лицо.

Так, согласно п. 13 ст. 22 Федерального закона от 31.05.02 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" коллегия адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федерации является налоговым агентом адвокатов - своих членов по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности.

Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Следовательно, адвокатские образования не признаются плательщиками взносов по обязательному пенсионному обеспечению в отношении адвокатов, состоящих их членами, а выполняют функции по исчислению, удержанию и перечислению обязательных платежей (фиксированного платежа).

На приведенном правиле основаны и положения Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (п. 5 ст. 28), согласно которым страхователи-адвокаты вправе уплачивать страховые взносы самостоятельно либо через соответствующие адвокатские образования, исполняющие в отношении адвокатов функции налоговых агентов.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" адвокат уплачивает страховые взносы в виде фиксированного платежа по минимальному размеру, установленному Федеральным законом от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", или в большем размере, исчисленном по методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.03 г. N 148[15]. Адвокат вправе исполнять указанную обязанность самостоятельно или возлагать ее на адвокатское образование как на налогового агента.

Признание за адвокатским образованием статуса страхователя (ст. 6 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации") само по себе не означает, что в правоотношениях со всеми лицами на адвокатское образование законодательно возложена обязанность исчислить и уплатить обязательный платеж (ст. 14 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Для возникновения обязанности по выполнению функций страхователя в конкретных правоотношениях должна, как минимум, возникать база для исчисления страхового взноса и существовать тариф страхового взноса (по аналогии со ст. 52 НК РФ). Адвокатское образование за исключением специально оговоренных случаев не может признаваться в качестве лица, выплачивающего адвокату вознаграждения, отвечающие положениям ст. 10 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".