Смекни!
smekni.com

Моральный авторитет власти как условие общественной стабильности (стр. 2 из 2)

Моральное отчуждение власти и народа затрудняет реализацию государством функций управления социальными конфликтами в обществе. Возникает замкнутый круг: кризисное состояние общества определяет кризис власти, в том числе и моральную оппозицию, а без морального одобрения населения сама находящаяся в кризисе власть не в состоянии преодолеть кризис в обществе. Кредит народного доверия необходим власти. Даже если государственная власть не всегда оправдывает это доверие, без него в принципе невозможно решение сложных социальных проблем общества.

Говоря о моральном конфликте власти и народа в современной России, нельзя не отметить, что нравственная оппозиция личности к властным структурам характеризовала нравственное сознание российского общества на протяжении столетий.

Этот комплекс возник в эпоху церковного раскола, когда царская власть стала восприниматься частью народа как власть Антихриста. Но раскол прошел не только по Церкви, но и по моральному сознанию общества таким образом, что человек, даже находясь в поле действия властного регулирования, полагал, что спасти свое внутреннее достоинство он может только явным или неявным сопротивлением власти: или уйти в личное «подполье», во «внутреннюю эмиграцию», или хотя бы размежевать сферы деятельности «я» подлинного и «я» фальшивого. В российском менталитете возник какой-то мистический ужас перед властью, которая несла на себе печать проклятия и воспринималась как источник лжи, грязи, жестокости. Отсюда возникало стремление дистанцироваться от власти, отойти в сторону, «не пачкаться».

Существует и обратная тенденция. Часто представители власти характеризуют народные настроения как нравственно негативные. Бедные, незащищенные, проигравшие в рыночной борьбе слои населения подвергаются моральному остракизму со стороны преуспевших на рыночном поприще. Если раньше оказание помощи слабым и обездоленным было в обществе нравственной обязанностью, то теперь это воспринимается как моральное и материальное бремя. Скрытое чувство вины перед ними служит основой для их обвинения в реакционных, антидемократических, профашистских настроениях.

Этот аспект нравственной конфронтации в обществе очень точно выразила проф. ЕЛ. Дубко: «Хозяева собственности или владельцы, заявляют о том, что бедность надо окружать социальной защитой, другими словами, сделать так, чтобы ее можно было терпеть. Справедливость не распространяется на бедных, они находятся под опекой. Нигде ни слова не говорится о том, что бедный человек может быть талантлив, умен, нравственен, полезен обществу. Скорее, наоборот, о бедном упоминают как о ленивом, завистливом (он любит считать деньги в чужом кармане), наружно бескорыстном, примитивном (он соглашается со всем, что ему говорят, внушают с трибун). Бедный якобы жить не может без того, чтобы им не командовали, а не доглядишь, он враз казармы вокруг понастроит и начнет без зазрения совести жить-поживать в «равенстве нищих» и разведет такое массовое воровство и иждивенчество, что чертям тошно станет.

Укрепление морального авторитета государственной власти является важным условием стабильного развития социума, преодоления нравственных противоречий между обществом и властными структурами. История русской общественной мысли содержит глубокие положения, открывающие путь к осмыслению философско-теоретических аспектов данной проблемы. Так, И.А. Ильин подчеркивает, что политическая власть состоит во влиянии воли управляющих на волю управляемых, причем сила этого влияния заключена как в правоте власти, так и в собственном правосознании управляемых. И то и другое исходит из духовной правоты и содержательной верности, а не из чистой формы или договорного принципа. «Именно эта духовная верность ... является всегда лучшим залогом того, авторитет права и власти будет действительно признан правосознанием народа и что их политическая прочность соединится с жизненной продуктивностью». Таким образом, именно наличие некой всеобщей духовной реальности – морали – является условием успешной реализации политической функции власти. «...Воля государства, пишет И.А. Ильин, – предметно связана с этическим содержанием. Этим определяется духовное, а не просто социально-психическое бытие государства» В свой работе «О сущности правосознания» И.А. Ильин сформулировал так называемые «аксиомы власти», которые, с его точки зрения, составляют необходимые основы права и государства и являются условием обеспечения морального авторитета власти.

Первая аксиома говорит, что властью может быть только та социальная сила, которая обладает правовыми полномочиями на это.

Вторая аксиома утверждает, что государственная власть должна быть единой в рамках одного политического союза. Если есть несколько политических сил, которые в рамках якобы союза проводят свою властно-политическую деятельность, то политического союза нети рано или поздно в государстве начнется потенциальная или актуальная гражданская война.

Третья аксиома гласит, что субъектом власти (т.е. носителем власти) должны быть лучшие люди государства, т.е. люди прошедшие этический и политический ценз. В политической практике многие силы бывают заинтересованы, чтобы к власти пришли люди, которые используют власть в своих интересах, а значит ими самими легко манипулировать, использовать в своих интересах. Конечно, это не означает, что у власти действительно будут стоять лучшие. Важно, чтобы была система критериев, позволяющая учитывать личностные моральные качества представителей власти, ставить их в определенные нравственные рамки.

Четвертая аксиома власти подчеркивает, что в основу политической программы может быть положен только общесоциальный, внеклассовый, внегрупповой интерес. Т.е. власть тогда является социальной, когда есть сформулированный общественный интерес, учитывающий реальные нужды народа.

Пятая аксиома власти – это выдвижение властью только осуществимых мер и реформ. Утопизм – старая российская болезнь, провоцирующая разрастание противоречий, порождающая конфликты идеалов и действительности.

Шестая аксиома: распределительная справедливость является основной справедливостью, за которую должна браться власть, но существуют ситуации, когда надо жертвовать распределительной справедливостью, если необходимо отстаивать более высокие ценности общества – моральные, а может быть даже экономические.

Государственным служащим необходимо объективно оценивать моральные проблемы, возникающие в связи с их управленческой и служебной деятельностью, принимать адекватные решения, предотвращать разрушительные последствия возникающих нравственных коллизий. Это станет важным фактором укрепления стабильности государственной власти, обеспечения духовной безопасности России.

Одним из главных условий повышения морального авторитета власти и, соответственно, укрепления внутренней безопасности в России, на наш взгляд, является выработка новой идеологии, способной сплотить общество на едином ценностном фундаменте. Такой новой идеологией может стать идея сильного социального государства, обладающего правовой легитимностью и высоким нравственным авторитетом.

Таким образом, моральный авторитет власти способствует недопущению возникновения деструктивных следствий, для морального облика государственной службы как социального института, для морально-психологического климата в коллективах органов государственной власти, а также для предотвращения разрушительного влияния неразрешенных моральных коллизий на внутренний духовный мир государственного служащего.