Введение
Землетрясения по своим разрушительным последствиям, числу жертв и деструктивному воздействию насреду обитания человека занимают одно из первых мест среди других природных катастроф. Они обусловлены продолжающейся сотни миллионов лет глобальнойэволюцией литосферы нашей планеты. На территории Северной Евразии все геодинамические и сейсмические процессы тесно связаны со взаимодействием восьмикрупных литосферных плит - Евразийской, Африканской, Аравийской, Индостанской, Китайской, Тихоокеанской, Охотоморской и Северо-Американской.
Предотвратить землетрясения невозможно, однако их разрушительные последствия и количествочеловеческих жертв могут быть уменьшены путем создания достоверных карт сейсмического районирования, применения адекватных норм сейсмостойкогостроительства и проведения в сейсмоактивных районах долгосрочной политики, основанной на повышении уровня осведомленности населения и федеральных органовоб угрозе землетрясений и умении противостоять подземной стихии.
Основными понятиями, связанными с социально-экономическими последствиями землетрясений,являются следующие.
n n Сейсмическое районирование - это картирование сейсмической опасности.Сейсмическая опасность - вероятность возникновения (превышения,не превышения) сейсмического эффекта определенной величины в данном пункте в течение заданного интервала времени(измеряется в баллах, пиковых и спектральных ускорениях и т.п.). n n Сейсмическая уязвимость - отношение ожидаемых затрат по восстановлению объекта к егопервоначальной стоимости (измеряется от 0.0 до 1.0).Сейсмический риск - вероятность потерь от землетрясений за определенныйпромежуток времени в соответствии с сейсмической опасностью и уязвимостью объектов (число возможных жертв, экономическийи экологический ущерб и др.).
Сейсмическое районирование актуально для всех без исключения регионов России, где даже наотносительно спокойных в геологическом отношении равнинных территориях имели место, и возможны в будущем, достаточно сильные и разрушительные землетрясения.Свыше четверти территории Российской Федерации подвержено сейсмическим воздействиям, требующим проведения антисейсмических мероприятий. Значительнуюплощадь занимают чрезвычайно опасные в сейсмическом отношении 8-9-ти и 9-10-балльные зоны. К ним относятся Дальний Восток и весь юг Сибири. В европейской частистраны таким регионом является Северный Кавказ. Ощутимые и 6-7-балльные землетрясения свойственны Среднему Уралу и Приуралью, Поволжью, Кольскому полуострову и сопредельнойс ним территории. Техногенная сейсмотектоническая активизация характерна для нефтедобывающих районов Татарстана и Башкортостана.
Известны местные землетрясения и в Воронежской области, где расположена Ново-Воронежская АЭС.Угроза землетрясений с каждым годом растет по мере освоения сейсмоактивных территорий и строительства в их пределах особо ответственных сооружений.
Исследования в области сейсмического районирования базируются на детальном и комплексномизучении глубинной структуры земной коры и всей литосферы, современной геодинамики, региональной сейсмичности, сейсмотектоники и инженернойсейсмологии.Они включают в себя идентификацию сейсмоактивных структур, определение параметров их сейсмического режима и затухания генерируемого имисейсмического эффекта с расстоянием, а в итоге - вероятностный расчет и картирование сейсмической опасности на земной поверхности. В зависимости отзадач, степени детальности и масштаба исследований сейсмическое районирование может быть общим (ОСР, масштаб 1:5-млн - 1:2,5-млн), детальным (ДСР, масштаб1:500-тыс - 1:100-тыс) и микросейсмическим (СМР, масштаб 1:50-тыс и крупнее). Однако первостепенным и опорным для всех последующих построений является ОСР,основанное на региональных и межрегиональных сейсмологических и геолого-геофизических исследованиях, способствующих выявлению планетарных сейсмогеодинамическихвзаимодействий литосферных плит и блоков земной коры сейсмоактивных регионов.
Карты ОСР в генерализованном виде характеризуют степень сейсмической опасности всей территориистраны и сопредельных сейсмоактивных регионов и используются для социально-экономического планирования, рационального землепользования исейсмостойкого строительства. Только на их основе могут и должны составляться более детальные карты ДСР и СМР, учитывающие наряду с региональными локальныесейсмотектонические, сейсмические, грунтовые и другие природные условия.
Сейсмическая опасность с каждым годом не уменьшается, а растет в прямой связи схозяйственным освоением сейсмоактивных территорий и воздействием человека на литосферную оболочку Земли (строительство крупных гидротехнических сооружений,добыча полезных ископаемых и т.п.). Повышенный сейсмический риск связан и с размещением в сейсмоактивных регионах атомных электростанций и других экологическиопасных объектов, поскольку даже незначительные землетрясения могут нарушить их нормальное функционирование.
В конце прошлого и начале текущего столетия, благодаря выдающемуся вкладу отечественных ученых вмировую сейсмологию, Россия в течение многих лет играла ведущую роль в науке о землетрясениях. С именем Б.Б.Голицына связано создание прообраза современныхсейсмографов и начало систематических исследований сейсмичности и внутреннего строения Земли. Геологическую основу изучения природы землетрясений заложилиИ.В.Мушкетов и А.П.Орлов, создавшие первый российский каталог землетрясений. Углубленный анализ сейсмогеологических связей был продолжен в Сейсмологическоминституте АН СССР (родоначальник ОИФЗ) Д.И.Мушкетовым, выделившим целый ряд сейсмоактивных регионов и опубликовавшим в 1933 г. первую макросейсмическуюкарту сейсмического районирования Средней Азии.
Первая в Европе и мире официальная нормативная карта общего (обзорного) сейсмическогорайонирования всей территории бывшего СССР была опубликована в 1937г. Г.П.Горшковым, положившим начало регулярному их составлению в качестве основы,регламентирующей проектирование и строительство в сейсмоактивных районах страны. В конце 40-х годов исследования И.Е.Губина, а впоследствииГ.А.Гамбурцева, С.В.Медведева, Ю.В.Ризниченко, И.Л.Нерсесова и других ученых, привели к смене существовавшей до того времени парадигмы "сейсмическогоактуализма" ("там, где было, там и будет") и заложили основы сейсмогенетического двухстадийного метода оценки сейсмической опасности сэлементами прогноза. В соответствии с этой концепцией на первой стадии выделяются реальные и потенциальные очаговые зоны, на второй - рассчитываютсяожидаемые сотрясения на земной поверхности. Новой парадигмы придерживались практически все составители последующихкарт общего сейсмического районирования (ОСР): 1957г. (ред. С.В.Медведев, Б.А.Петрушевский),1968г. (ред. С.В.Медведев) и 1978г. (ред. М.А.Садовский). В создании двух последних карт активное участие принимали местные специалисты из бывших союзных республик и регионов.
Сейсмическое районирование - одна из наиболее сложных и чрезвычайно ответственных проблемсовременной сейсмологии. О социальной, экономической и экологической её значимости говорить не приходится. Научная же сложность этой проблемы состоит,прежде всего, в том, что она принадлежит к категории прогнозов, базирующихся на неполной информации, скудном и не всегда удачном опыте и на недостаточно четкихметодологических позициях. Поэтому каждая из составленных в прошлые годы карт сейсмического районирования территории бывшего СССР в той или иной мереоказывалась неадекватной реальным природным условиям, что наряду с некачественным строительством нанесло народному хозяйству огромный материальныйущерб и повлекло за собой многочисленные человеческие жертвы. И хотя по мере накопления дополнительной информации о землетрясениях и совершенствованиясейсмологических знаний карты сейсмического районирования обновлялись и несколько улучшались, фрагментарно они изменялись гораздо чаще, практически послекаждого крупного землетрясения в районах, показанных на картах как менее опасные в сейсмическом отношении
Такая участь постигла и действующую с 1978 г. карту ОСР-78: в течение последнего десятилетияпрактически ежегодно на территории бывшего СССР возникали разрушительные 8-9- и даже 9-10-балльные землетрясения в зонах, опасность которых по этой картеоказалась заниженной по меньшей мере на 2-3 балла. К их числу относятся катастрофическое Спитакское землетрясение 1988 г. в Армении, сопровождавшееся десяткамитысяч человеческих жертв, Зайсанское землетрясение 1990 г. - в Казахстане, Рача-Джавское 1991г. - в Грузии, Суусамырское 1992 г. - в Киргизии, Хаилинское1991 г. и Нефтегорское 1995 г. - в России (в Корякии и на Сахалине). Последнее, произошедшее на севере Сахалина, повлекло за собой гибель около двух тысяччеловек и полную ликвидацию городского поселка. Оно было самым разрушительным из известных в прошлом землетрясений на территории Российской Федерации.
Как показали исследования, карта образца 1978 года (ОСР-78) на самом деле и не была общей,поскольку составлялась фрагментарно в разных регионах и вреспубликах, по разнотипной методике и на основе разрозненного сейсмологического исейсмогеологического материала.
Практически все предыдущие карты ОСР были детерминистскими, хотя еще в середине 40-х годов С.В.Медведев предложил ввести в зоны сейсмической опасности внутреннюю дифференциацию в соответствии с периодом повторяемости сильных землетрясений ис предполагаемыми сроками службы различных типов сооружений. Однако даже карта 1978 года, в которую впервые были введены вероятностные характеристикиповторяемости сотрясений, на самом деле не давала адекватных оценок сейсмической опасности. Индексы 1, 2 и 3 возле номиналов в зонах балльности наодной и той же карте, якобы отражающие повторяемость сейсмических сотрясений один раз в 100, 1000 и 10000 лет, явились одной из причин низкой надежностиэтой карты. Как показали последующие расчеты, в результате такой индексации реальный инженерный риск, определяемый картой ОСР-78, оказался не единым длявсех сейсмоопасных районов страны.