Эту мысль можно рассмотреть и на некоторых примерах из судебной практики, когда суды, указывая, что действующее законодательство не предусматривает возможность передачи имущества, являющегося предметом залога, в собственность залогодержателя, признавали ничтожными соответствующие договоры залога, условиями которых предусматривались отличные от установленных в ГК процедуры. Например, такой вывод был сделан Высшим Арбитражным Судом[138]. При этом суд дополнительно воспроизвел положения пункта 46 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК Российской Федерации"[139], о том, что всякие соглашения, предусматривающие такую передачу, являются ничтожными, за исключением тех, которые могут быть квалифицированы как отступное или новация обеспеченного залогом обязательства.
Во-вторых, не во всех случаях, связанных с залогом векселя, залогодержатель векселя, обосновывающего свои права совершенным на векселе залоговым индоссаментом, сможет воспользоваться своим правом на получение платежа по векселю. Следует, на наш взгляд, специально подчеркнуть, что такая ситуация может возникнуть.
Эту мысль хочется продемонстрировать следующим. Если в залог передан вексель сроком платежа на определенный день (или еще какой-либо срок, исключающий его оплату при предъявлении) и у залогодержателя возникнет в силу перечисленных в законе обстоятельств (пункт 2 статьи 351 ГК) право обратить изыскание на предмет залога досрочно, до наступления срока платежа по векселю, то в этом случае у векселедержателя не возникнет оснований получить платеж самостоятельно и за счет полученных средств удовлетворить свои права. Объясняется это тем, что никто не сможет заставить исполнять обязательство по векселю до срока его погашения, указанного в его тексте. Досрочное исполнение в данном случае - добрая воля должника. Залогодержатель в этом случае сможет удовлетворить свои права только на основании общегражданских правил» указанных в статьях 349-351 ГК. Проблема кроется в том, что залогодержатель векселя, обосновывающего свои права совершенным на векселе залоговым индоссаментом вправе его индоссировать только в порядке препоручения. Это означает, что для реализации такого заложенного векселя предварительно будет необходимо зачеркнуть залоговый индоссамент (т.е. "уничтожить" следы залога). В противном случае технически осуществить передачу такого векселя невозможно.
Принципиально другая ситуация может возникнуть с заложенным векселем на предъявителя. В этом случае, если у лица появляются основания для обращения взыскания на заложенное имущество, векселедержатель будет вправе обратиться к обязанным по векселю лицам и получить платеж в порядке статьи 19 Положения о переводном и простом векселе 1937г.
4) Невозможность перезалога векселя. Такое правило объясняется тем, что любая передаточная надпись, совершенная векселедержателем, обосновывающим свое право совершенным на векселе залоговым индоссаментом, будет иметь силу препоручительной передаточной надписи.
5) Залог векселя может привести к возникновению права залога на денежные средства, полученные в результате исполнения вексельного обязательства, что входит в прямое противоречие с наметившейся тенденцией в судебной практике не признавать возможность залога денежных средств. Описанная ситуация возможна в случае, если право получить денежные средства по векселю возникнут у векселедержателя раньше чем появятся основания для обращения взыскания на заложенный вексель. Сложность рассматриваемой ситуации состоит в том, что ГК прямо подобного рода случаи никак не регулирует.
Необходимо отметить, что общегражданские правила залога к отношениям, возникающим в связи с совершением залогового индоссамента, будут применяться субсидиарно, что уже имеет место в судебной практике.
Специфическая функция залогового индоссамента, а также конструкция залога в российском гражданском праве ведет к тому, что он не переносит прав собственности на вексель. Это было закреплено и судебной практикой. Так, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации было рассмотрено депо по спору между "Акционерным страховым обществом "Надежда Нижнего" и Промышленным коммерческим банком "АвтоВАЗбанк" об обязании последнего возвратить в натуре вексель, переданный банку по договору заклада ценных бумаг, и о взыскании суммы векселя, пени и процентов по статье 395 ГК (Постановление от 19 мая 1998 г. № 7688/97). Банком был предоставлен кредит, в обеспечении которого по договору заклада ценных бумаг ему были переданы переводные векселя, принадлежащие на праве собственности "Акционерному страховому обществу "Надежда Нижнего" по индоссаменту, который был квалифицирован судом как фактически "залоговый". Суд указал, что в этом случае векселедержатель имеет все права, вытекающие из векселя, "однако залоговый индоссамент, в отличие от обычного, не переносит на векселедержателя права собственности на вексель". Это роднит залог векселя с залогом иного имущества, поскольку по общему правилу залог также не переносит вещных прав на имущество.
В связи с проведенным анализом залогового индоссамента необходимо говорить о необходимости изменения действующего законодательства в части залога, как векселя, так и залога иных ценных бумаг.
Предлагается внести изменения и дополнения в статью 146 ГК. В частности, дополнить пункт 3 двумя абзацами следующего содержания: "Передача ордерной ценной бумаги в залог может осуществляться путем совершения залогового индоссамента. Особенности передачи отдельных видов ордерных ценных бумаг по индоссаменту определяются законами об этих ценных бумагах или в установленном ими порядке".
Представляется, что необходимо внести изменения в статьи 334 и 338 ГК. В ст. 334 ГК представляется необходимым предложение первое пункта 3 изложить в новой редакции: "3. Залог возникает в силу договора, закона; залог ордерных ценных бумаг возникает в силу совершения залогового индоссамента". Соответственно, во втором предложении после слов "Залог возникает..." слово "также" исключить.
Дополнить статью 334 ГК пунктом 4 следующего содержания: "Правила настоящего Кодекса о залоге применяются соответственно к залогу ценных бумаг в части, не противоречащей особенностям залога отдельных видов ценных бумаг, установленных законом или иными нормативными правовыми актами". В статье 338 ГК пункт 4 изложить в следующей редакции: "4. При залоге имущественного права, удостоверенного ценной бумагой на предъявителя, она передается залогодержателю либо лицу, осуществляющему депозитарную деятельность, если договором не предусмотрено иное".
Представляется необходимым регулировать залоговые сделки с ценными бумагами на основании специального законодательства, В частности, это возможно на основании специального закона о сделках с ценными бумагами, в котором можно разрешить часть выявленных в настоящем исследовании проблемных моментов.
3.3. Индоссамент в зависимости от того, указывается ли лицо, которому передается вексель, можно подразделить на; ордерный индоссамент; бланковый индоссамент; индоссамент на предъявителя, имеющий силу бланкового.
Ордерный индоссамент указывает на лицо, которому или по чьему приказу должен бьпъ совершен платеж, т.е. указывается полное наименование лица и его юридический адрес, почтовые и банковские реквизиты.
Бланковый индоссамент - это индоссамент, состоящий из одного лишь указания наименования и реквизитов передающего лица. Вексель, на котором совершен бланковый индоссант, можно впоследствии вообще не индоссировать - его можно просто передавать другому лицу в порядке общегражданской цессии (как предъявительскую ценную бумагу, путем ее простой передачи "из рук в руки" или по акту приема - передачи). Т.к. лицо, у которого находится вексель, рассматривается как законный векселедержатель, если оно основывает свое право на непрерывном ряде индоссаментов, даже если последний является бланковым. При этом лицо, считающее себя законным векселедержателем, может требовать возврата векселя от лица - держателя векселя, где последний индоссамент бланковый, если это лицо (последнее) приобрело его недобросовестно или совершило грубую неосторожность.
Лицо, которое владеет векселем, последний индоссамент на котором бланковый, вправе (статья 14 Положения о переводном и простом векселе 1937 г.) заполнить бланк своим именем или именем какого-либо другого лица. Превращение бланковой надписи в именную получило в вексельном праве наименование "выполнения"[140]. Векселедержатель векселя, где последний индоссамент бланковый, вправе также индоссировать этот вексель посредством бланка или на имя какого-либо другого лица.
Векселедержатель векселя, где последний индоссамент бланковый, вправе передать вексель третьему лицу, не заполняя бланка и не совершая индоссамента. По своей сути такая передача является схожей с передачей предъявительских ценных бумаг - вручением другому лицу (пункт 1 статьи 146 ГК).