Одна из форм присвоения административной власти - злоупотребление ею - когда руководитель использует вверенные ему служебные полномочия для протекционизма, незаконного приобретения различных социальных благ и так далее. Значительно более деформированная форма присвоения государственной воли - демония административной власти. Под последней понимается проявление воли руководителя, стремящегося решить крупные государственные задачи и одновременно преследующего собственные эгоистические цели (жажда большой власти, славы, почестей и так далее).
Наиболее опасное ее проявление - стремление к расширению сфер деятельности, бесконтрольному властвованию. Демония власти толкает руководителя идти дальше возможных пределов, не считаясь с человеческими, материальными и финансовыми издержками, пренебрегая интересами конкретных людей, их субъективными правами.
Многовековой опыт показал, что исполнительная власть по природе своей стремится к независимости и бесконтрольности.
Стремление административной власти стать всеохватывающей, неограниченной, бесконтрольной обусловлено некоторыми факторами. Первый фактор - генезис власти, прогрессивное развитие которой идет по пути разделения, отделения от "единой и неделимой власти" двух других - законодательной и судебной, укрепления последних и расширения их влияния на административную. А она, используя существующие традиции, взгляды, структуры, стремится не уступать своих позиций, освободиться от контроля, превратить его в фикцию, красивый орнамент своего могущества.
Второй фактор, не менее мощный, - чрезвычайные обстоятельства, войны, эпидемии, стихийные бедствия, технические, экологические, экономические катастрофы, массовые беспорядки, требующие установления чрезвычайных режимов, в условиях которых роль и полномочия исполнительной власти резко усиливаются. Часто властолюбивые руководители провоцируют возникновение таких ситуаций, а иногда просто обманывают людей, убеждая их, что чрезвычайные условия уже возникли или реальна угроза их быстрого наступления (запугивание агрессией, усилением классовой борьбы и так далее).
Третьим фактором является зависимость от администрации других властей. Последние возникают позднее, не сразу создают свою финансовую базу, другие средства воздействия, их аппараты малочисленны и так далее. Администрация активно участвует в подборе кандидатов в депутаты и на судебные должности, осуществляет организационно-материальное и информационное обеспечение представительных и юрисдикционных систем, подготавливает для одних вопросы, а для вторых - уголовные дела, помогает удовлетворять материальные, культурные потребности депутатского и судебного корпусов, соблазняя их представителей должностями, зарубежными командировками, а в наших условиях еще и квартирами, машинами, дачами, разнообразными привилегиями.
Четвертый фактор - сущностные особенности самой административной власти: ее универсальность, огромный аппарат, экономическая мощь, наличие в ее непосредственном ведении многочисленных источников информации, большого арсенала принудительных средств. К этому нужно добавить объективно обусловленную и закрепляемую правом "свободу усмотрения", оперативную самостоятельность "исполнительно-распорядительных органов", которая резко возрастает в условиях чрезвычайных ситуаций.
Демония исполнительной власти свое логическое завершение получает в тоталитарных обществах, при создании административно-командных систем, в которых администрация поглощает гражданское общество, в структуре государства доминирует управленческий аппарат, а приказы и импульсы, не встречая сдержек и противовесов, с огромной силой устремляются вниз от центра к периферии.
Что можно противопоставить демонии административной власти? Прежде всего создание эффективной системы сдержек и противовесов, которые могли бы смирить демонические свойства административной власти и превратить ее в институт, надежно служащий обществу. Развитие гражданского общества и обеспечивающего его потребности законодательства наряду с разделением властей - необходимые условия превращения административной власти в исполнительную власть правового государства. Создание сильной законодательной и судебной властей позволяет сократить полномочия администрации, демократически ее формировать, направлять и контролировать.
Активизация работы законодательных органов, развитие административной юстиции, образование хозяйственных судов и ряд других мероприятий - это важные шаги в реализации идеи разделения власти.
Действенным началом демократизации управления является закон. Он придает формальную определенность деятельности субъектов управления, упорядочивает ее, четко устанавливает их полномочия, создает преграду произволу. С помощью законов представительные органы направляют деятельность исполнительно-распорядительного аппарата, предусматривают ответственность субъектов управления за противоправные служебные действия, побуждают служащих правомерно использовать свои полномочия и исполнять служебные обязанности.
Большую роль в противодействии демонизму административной власти играет высокий уровень профессиональной и политической культуры государственных служащих. Способность должностных лиц прислушиваться к общественному мнению, уважать представителей народа, отвечать перед ними за свои действия, постоянно помнить о пределах своей власти - все это возможно в условиях прочных демократических установлений в государственном управлении и высокого уровня правовой культуры общества. Очень важно, чтобы такие категории, как "подчинение закону", "ответственность перед представительным органом", "уважение прав гражданина", стали правовыми политическими ценностями, социально осознанными и глубоко прочувствованными каждым должностным лицом.
Именно поэтому во вceх демократических странах мира важное значение придается профессиональной подготовке государственных служащих. Специальность "public administration" существует в ведущих университетах Западной Европы и США. В качестве примера можно привести Американский университет в Вашингтоне. Здесь создана Школа государственных дел (The School of PubIic Affairs). Школа имеет три кафедры: правительства, права и общества, государственно управления. Студентам предлагаются программы по государственному управлению, политическим наукам, праву, управлению государственными финансами, развитию человеческих ресурсов.
Акцент на изучении политических наук сделан не случайно. Динамичный процесс социальных изменений в конце ХХ века требует принципиально новых качеств и навыков от профессиональных государственных служащих и руководителей. Они должны владеть современными методами и средствами реформирования государственных организаций, обладать способностями управлять инновационными процессами, преодолевать социальную и организационную инертность бюрократических структур. Это предполагает глубокие знания теории политики, управления, конфликтологии, политического анализа, теории принятия решений, социального прогнозирования. Все программы объединены одной целью - развить в каждом студенте способности ученого, специалиста и лидера.
В России в 1992 г. Роскадры совместно с Учебно-методическим объединением вузов по направлению обучения "Менеджмент" разработали пакет документов об открытии новой специальности "Государственное и муниципальное управление". Комитет по высшей школе Министерства науки России включил ее в перечень специальностей высшего образования и предоставил право кадровым центрам готовить специалистов данного профиля. Сегодня, спустя уже более десяти лет, можно отметить, что специальность "Государственное и муниципальное управление" заняла важное место не только в профильных вузах, но и в университетах. И это не случайно: специалисты в области государственного управления нужны на самых разных уровнях государственной иерархии.
Особенно в условиях кризиса системы государственного управления, который выражается в том, что граждане перестали доверять институтам власти, не интересуются политическими проблемами, не голосуют на выборах или голосуют "против всех".
Для того чтобы современный человек вновь захотел стать частью политического сообщества граждан, необходимо восстановление атмосферы доверия к государственным служащим в обществе.
Перефразируя А. Барбюса, можно сказать, что профессиональное политическое образование поможет государственным администраторам "перевести" идеи и действия политиков с "государственного" и "политического" языка на язык гражданский. Именно поэтому государственное администрирование признано всем цивилизованным миром в качестве особо важной для общества деятельности, родившейся на пересечении политической теории и практики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Publicadministration // EncyclopediaAmericana. 1996. №22.
2. Greenwood J., Wilson D. Public Administration of Britain. Winchester, 1984.
3. Nigro F., Nigro L. Modern Public Administration. N.Y., 1970.
4. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление: учебник. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Гардарики, 2010. – 317 с.
5. Prigogine I. The end of Centainty. N.Y., 1997.
6. Bell D. Sociological Journeys. Essays 1960 – 1980. L., 1980.
7. Myrdal G. Challenge to Afflyence. N.Y., 1963.
8. Аверьянов В.Б. Аппарат государственного управления: содержание деятельности и организационные структуры. Киев, 1996.
9. Ардан Ф. Франция: Государственная система. М., 2009.
10. Актуальные проблемы государственного строительства, управления: Сб. науч. трудов /под ред. Н.И.Глазуновой. – М.. 2009.
11. Гуторова А.Л. Система государственного управления: В 5 кн. Кн. 2. Государство и политика. М., 2000.
12. Емельянова Т.С. Институционализация государственной службы в условиях политического развития современной России: особенности, тенденции, приоритеты. М., 1999.
13. Хилль В. Базисные концепции исследований в менеджменте //Проблемы теории и практики управления. 2009.
14. Чиркин В.Е. Государственное управление. М., 2007
15. Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления. М., 2005.
16. Щетинин В. Подготовка менеджеров: морально-этические проблемы //Проблемы теории и практики управления. 2009