В то же время действующее законодательство, в том числе «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», не дает прямого упоминания о пожарной безопасности. Ее следует понимать и рассматривать как часть общей системы обеспечения безопасности морских портов и морских судов.
Капитан морского порта, а также капитан специализированного морского порта наделен властными полномочиями, правом издания локальных нормативных актов о порядке в морском порту. Функции капитана порта по осуществлению портового контроля годности и готовности выхода судна в море (в том числе по показателям пожарной безопасности) вытекают не из ФЗ «О пожарной безопасности», а из международных договоров о торговом судоходстве (в том числе международных меморандумов), которые имеют приоритет над национальным законодательством.
Каким нормативным актом регламентирована деятельность ведомственной пожарной охраны и ведомственного пожарного надзора применительно к плавсредствам и стационарным объектам морского флота?
Постановлением Совета Министров СССР от 4 марта 1950 г. № 886, действие которого не приостановлено и не отменено до настоящего времени, было утверждено Положение о военизированной охране Министерства морского флота (ВОХР). В нем предусматривалась организация пожарных служб (подразделений) с возложением на них функций пожарно-профилактической работы на судах в соответствии с приказами и инструкциями Министерства морского флота, а на береговых объектах также с учетом приказов и инструкций Управления пожарной охраны Министерства внутренних дел СССР. С этой целью в центральном аппарате Министерства морского флота был организован Отдел военизированной охраны с возложением на него организационно-методического руководства по обеспечению пожарной безопасности, выполняемой отрядами ВОХР, созданными по бассейновому (региональному) принципу. В крупных портах на базе отрядов ВОХР были созданы и функционировали ведомственные пожарные команды с вооружением и оснащением по действовавшим нормам ГУПО МВД.
Пункт 18 Положения о ГПС МВД России предусматривал, что порядок осуществления государственного пожарного надзора и других полномочий на транспорте регламентируется специальными соглашениями, которые заключаются между ГПС МВД России и соответствующим министерством (ведомством). Следует отметить, что на уровне Минтранса России и МВД России в 1994 г. были заключены соглашения по надзору за речным, морским, железнодорожным и воздушным транспортом.
В развитие этого требования на уровне заместителей министра транспорта и МВД 30 июня 1994 г. было заключено Соглашение между МВД России и Департаментом морского транспорта Минтранса России о порядке осуществления государственного пожарного надзора и других функций Государственной противопожарной службы МВД России на объектах морского транспорта. Им было определено, что «государственный надзор за обеспечением пожарной безопасности судов и других плавучих сооружений» осуществляют «территориальные органы государственного надзора за обеспечением пожарной безопасности судов Департамента морского транспорта Минтранса России».
Принятый 21 декабря 1994 г. ФЗ «О пожарной безопасности» ст. 12 установил, что «контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств и сооружений осуществляется соответствующими органами исполнительной власти».
В результате береговые предприятия полностью перешли под юрисдикцию Государственной противопожарной службы МВД России, флот и плавучие сооружения всех типов и назначений – под Департамент безопасности мореплавания Минтранса России, которым было организовано ФГУ «Служба морской безопасности» с возложением организационно-методического руководства по пожарной безопасности судов подразделениями морской безопасности морских администраций портов (МАП), входящими в число подразделений службы капитана порта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 820 было утверждено Положение о государственном пожарном надзоре. Оно обошло вопросы регламентации государственного пожарного надзора на транспорте молчанием и не дало внятных ответов по его организации применительно к различным видам транспорта, в том числе морского.
В прошлом, 2005, году Правительством Российской Федерации было отменено ранее действовавшее постановление Правительства РФ № 849-93 г., которое устанавливало необходимость надзора за транспортом по соглашению и 20 июня 2005 г. утверждено новое постановление №385, которое утвердило положение «О Федеральной противопожарной службе МЧС России».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 398 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). В соответствии с ним Ространснадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные, рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства.
Кто является главным инспектором ведомственного пожарного надзора на морском флоте? Чем это регламентировано?
В морском флоте в отличие, например, от железнодорожного транспорта, где имеется главный инспектор по пожарному надзору на железнодорожном транспорте, четкого регламента по установлению полномочий должностных лиц в области пожарной безопасности при инспектировании нет. Это обусловлено тем, что на данный момент нет четкой регламентации по ведомственной пожарной охране на морском флоте. Сейчас, по моему мнению, учитывая значительное количество структур, занимающихся обеспечением пожарной безопасности на морских судах, нет необходимости выделять приоритеты.
Как разграничены полномочия в области пожарной безопасности между Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, Российским морским регистром судоходства и Государственным пожарным надзором МЧС России?
Полномочия Российского морского регистра судоходства определяются Федеральным законом № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» и уставом предприятия, утверждаемым Минтрансом России после прохождения соответствующей юридической экспертизы.
Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта определяются Положением о ней. Никаких противоречий это не вызывает. С позиций международных конвенций о торговом судоходстве федеральный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, это – «Администрация флага». Таким органом является Регистр - это уполномоченный орган Администрации, действующий по ее поручению и от ее имени.
Что касается разграничения полномочий и взаимодействия с Государственным пожарным надзором МЧС России, то для МЧС, как правопреемника МВД в области пожарной безопасности, Соглашение, о котором говорилось выше, имеет нормативную силу. Его, несмотря на прошедшие преобразования, никто не отменял.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30 определен Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти. Можно предположить, что подготовка регламента взаимодействия между МЧС России и Минтрансом России (МЧС России и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта) позволит улучшить ситуацию с нормативным обеспечением пожарной безопасности на морских судах и в целом на транспорте.