Смекни!
smekni.com

«Как много знаем и как мало понимаем!». Нужно ли современному человеку понимать Мир (стр. 2 из 3)

Наука об устройстве Мира в силу исторических особенностей не представляла целостного знания, необходимого для построения убедительной теории. Вследствие достаточно произвольного выбора учеными тематики для исследований и искусственного разделения науки на отдельные дисциплины («дисциплинарности») она оказалась «фрагментарной». А научный объективизм, которого придерживались многие ученые, возводил научное знание в абсолют, поднимая его выше человека, трудам которого это знание было обязано.

«Детерминизм», в основе которого нужно было видеть определенность, признание всеобщей, объективной закономерности и причинной обусловленности всех явлений в природе и обществе, даже в поведении человека, рассматривавшиеся детерминистической наукой по существу как критерии научности знания, безраздельно господствовал в фундаментальной науке вплоть до середины XX века. Он явился как причиной замечательных успехов, так и не менее грандиозных тупиков-парадоксов подобно квантовому парадоксу и парадоксу времени.

Классическая, ньютоновская парадигма вполне удовлетворялась существующим в ее представлении одним миром, названным «миром траекторий», где господствуют детерминистические законы.

Так, ньютоновский подход определяет мир как совокупность траекторий, тем самым исключая время и всякое различие между прошлым и будущим: если какая-то траектория ведет из А в В, то какая-то другая столь же возможная траектория ведет из В в А. Почти три столетия ньютоновская динамика казалась концептуальной системой, способной дать ответ на любой поставленный вопрос. Вопрос, на который динамика не давала ответа, отвергался как псевдопроблема. В середине XIX века Мир представлялся уже иным: в нем нашлось место порядку и беспорядку (хаосу), одни части которого оказывались в тепловом равновесии, а другие далеки от него. Но физика выбирала из этого разнообразия те ситуации, которые отвечали ее исходным концептуальным позициям; Так, проблемы эволюции и адаптации, кризисов и критических ситуаций, выживания и безопасности, а также экологии, которые не могли исследоваться методами научного абстрагирования и требовали базирования на междисциплинарном знании, еще долго оставались на задворках науки.

Хаотические процессы, сопутствующие кризисам, рождению нового качества, то есть развитию (становлению), оказались для классических подходов непреодолимым препятствием. Все, что было связано с хаосом, объявлялось несущественным, не заслуживающим внимания. Естественное стремление виднейших ученых к созданию целостного знания, к обобщению отдельных теорий приводило к некоторым успехам, но на пути создания полной теории возникли непреодолимые трудности.

Эту гипотетическую теорию ученые называли «теорией всего на свете» (ТВС)или «протоуравнением». Чтобы ее разработать, необходимо было описать фундаментнальный уровень природы, который еще в первой половине XX века казался достаточно простым.

Большие надежды, возлагавшиеся учеными на создание ТВС, публично выразил английский космолог С.Хокинг. Он писал: «Если мы действительно откроем полную теорию, то со временем ее основные принципы станут доступны пониманию каждого, а не только нескольким специалистам. И тогда мы все: философы, ученые и просто обычные люди - сможем принять участие в дискуссии о том, почему так произошло, что существуем мы и существует Вселенная. Если будет найден ответ на такой вопрос, это будет полным триумфом человеческого разума, ибо тогда нам станет понятен замысел Бога».

Классическую ТВС не суждено было построить, ибо не удалось достичь фундаментального уровня описания, исходя из которого все явления (хотя бы в принципе) можно было бы вывести детерминистическим способом. Мир оказался гораздо сложнее, чем он мыслился ранее. Действительно, в природе не так уж много простых явлений (среди них свободно падающее тело, колебания маятника, движение планет) большинство же явлений сложные.

Ближе к середине XX века ряд ученых пришли к выводу, что эволюция должна быть «нестабильной» . Все, что происходит в Мире, есть результат тесного взаимодействия необходимого (закономерного) и случайного. Эта «смесь» необходимости и случайности и составляет «историю» Мира в целом. Происходящее в нем не может быть описано только исходя из известных и вновь открываемых закономерностей: здесь требуется вероятностное описание. Оно связано с понятием «событие», которое по своему определению не следует из детерминистического закона. «Событие» означает, что происходящее не обязательно должно происходить, оно всего лишь вероятно. Сущностью «событий» является то, что некоторые из них обладают способностью изменять ход эволюции и быть как бы исходным пунктом нового, иного развития, то есть, оказываются «поворотными».

Вторая половина XX века ознаменовалась появлением ряда теорий, имевших революционное значение в изменении взглядов на устройство Мира. Идеи, заложенные в Общей теории систем (основоположником которой считается Людвиг фон Берталанфи), в теории катастроф (Рене Том), кибернетике (Норберт Винер) и, наконец, в универсальной теории изменений - синергетике (Г.Хакен и И.Р.Пригожин), послужили созданию и появлению в 1970-х годах новой постнеклассической эволюционной парадигмы. Узловым моментом новой парадигмы являлась теория самоорганизации. Она начала формироваться в 1960-е годы и развиваясь по нескольким направлениям. Один из ее основоположников Г. фон Форстер (США) вел изучение самоорганизующихся систем на основе биологической теории систем и кибернетики, а также данных теории информации, теории автоматов и общей теории систем, стремясь к формированию междисциплинарной теории. Брюссельская школа, возглавляемая И.Р.Пригожиным, работая над проблемами термодинамики необратимых процессов с 1940-х годов, выработала химические и термодинамические воззрения на явления самоорганизации. В конце 1960-х годов М.Эйген исследовал явление самоорганизации на молекулярном уровне, применив дарвиновскую идею естественного отбора.

В начале 1960-х годов Г.Хакен (Штутгартская школа), разработав теорию лазера, доказал появление согласованного поведения. Его теория явилась продолжением исследований в области квантовой теории света и материи. В результате было отмечено, что самоорганизация характерна не только в физических системах, но и в химических, биологических и социальных. Дальнейшее развитие идей самоорганизации привело к гештальтпсихологии, теории турбулентности, теории катастроф и к другим новым направлениям.

Оформление теории самоорганизации в качестве нового научного междисциплинарного направления - синергетики, претендующей на отыскание всеобщих, универсальных принципов развития мира через его самоорганизацию, связывается с докладом Г.Хакена, сделанным в 1973 году, о кооперативных явлениях в сильно неравновесных и нефизических системах. Развитие синергетики связывается также с именем И.Р.Пригожина, где синергетика фигурирует как «физика диссипативных систем».

Сегодня синергетика понимается также как «наука о сложном». Она пытается ответить на вопрос: как возникает сложное? как осуществляется процесс морфогенеза? как возможна цепная реакция усложнения?

Согласно новой парадигме исторический путь («историческая траектория»), по которому эволюционирует некая общность (назовем ее системой), характеризуется чередованием устойчивых областей, где доминируют детерминистические законы, и неустойчивых областей, где перед системой открывается возможность выбора одного из нескольких вариантов будущего, которое она сама способна выбирать в силу ее автономности и процессов самоорганизации, идущих в определенных состояниях системы. В этих специфических состояниях процессы самоорганизации отвечают тонкому взаимодействию между случайностью и необходимостью, флуктуациями (случайными отклонениями от «среднего» состояния) и детерминистическими законами.

Основоположники постнеклассической парадигмы дали характеристику и определение хаотическим состояниям, открыли их роль в организации порядка и создании новых структур.

«Если описание динамической системы (классической или квантовой) не может быть сведено к исследованию отдельных траекторий или волновых функций, - писал И.Р.Пригожин, - мы вправе считать такую систему хаотической».

Какова же судьба ТВС? Если такая универсальная теория когда-нибудь будет создана, она должна включать в себя динамическую неустойчивость во всех ее проявлениях и следствиях. Реальность воплощения такого замысла в ближайшем будущем вызывает сомнение.

В замкнутом, рациональном мире, построенном классической наукой, поиск знания мог легко приводить к высокомерию и отрицанию широкого вненаучного опыта. В открытом мире, который ученые назвали «миром процессов», и который сейчас наука учится описывать, теоретическое научное знание и практическая мудрость многих поколений нуждаются друг в друге.

Из множества вопросов о том, как устроен Мир и «откуда мы», наука выбирала те, на которые в конце концов могла дать ответы в традиционной форме выявленных ею причинно-следственных связей и закономерностей. Все остальные вопросы оставались без научных ответов, но они все равно существовали в пределах поля человеческого знания. Так, несмотря на существенные успехи в последние несколько десятилетий в познании механизмов эволюции, общая картина возникновения живого вещества и, в частности, человека остается неясной. Вопрос: В чем состоял замысел природы? - вряд ли будет доступен научному описанию в обозримом будущем. Многое скрыто за миллионами лет развития, да и слишком мало науке известно о нематериальном, духовном.