Смекни!
smekni.com

«Как много знаем и как мало понимаем!». Нужно ли современному человеку понимать Мир (стр. 3 из 3)

После XVII века по мере возрастания роли науки вненаучное знание все чаще стали относить к поверхностному, неразвитому, а то и просто к ложному. В лучшем случае - к познавательному процессу низшего уровня. Но несмотря на небывалый технический прогресс, который стимулировала наука в течение полутора последних веков, уже в XX веке стало несомненным то, что человеческая цивилизация живет и развивается не только на основе научного знания, но и на основе множества других форм познавательного творчества, среди которых обыденное познание, искусство, религия, философия.

Все многообразие духовного опыта людей является человеческим достоянием, элементом бытия и практики. Наука же рационализирует, углубляет осмысление этого опыта, отнюдь не заменяя и не устраняя его. Во вненаучных формах познания Мир отражается не совсем так, как через призму науки. И здесь мы имеем дело с самыми различными проекциями действительности, которые нельзя заменять друг на друга произвольно, ибо каждая из них по-своему самоценна.

Традиционное для наукоцентрической идеологии противопоставление высшего и низшего уровня познания устарело. Научное и вненаучное познание, являясь неразрывными частями целостного знания человека о мире, связаны. Они контролируют друг друга и взаимоопределяют себя друг через друга. Заметим, например, что принятое теперь в науке положение о том, что наша Вселенная (в которой находится Солнечная система) «имела начало», задолго до построения научной модели Вселенной (модели Большого взрыва) исповедовалось в христианской религии (миф «О сотворении»).

А вот что пишет известный нейрофизиолог Н.П.Бехтерева: «Если ранее наука противопоставлялась религии (но, кстати, не наоборот)... то сейчас, хотя по инерции или сознательно все это еще происходит, наука вошла в ту фазу, когда она нередко подтверждает, прямо или косвенно, по крайней мере, ряд положений религии и ее истории, которые в период младенчества науки не принимались или могли быть приняты только на веру».

На определенной стадии накопления мировоззренческих знаний обращение к вненаучному знанию, в частности, к религиям, эзотерике (тайному знанию для посвященных), оккультизму, медитативному опыту и т.д. неслучайно вследствие его специфичности и качественных отличий от научного знания. Если науку интересует единая для всех истина, то для форм и видов вненаучного познания такой потребности в однозначности не существует: здесь у каждого индивида (группы, общества) существует как бы своя правда.

Вненаучное знание в большой степени субъективно. Оно объединяет информацию о качественно разнородных объектах, процессах, ситуациях независимо от того, истинна она или ложна с точки зрения науки, если при этом практически полезна, ценна, целесообразна для человека. Главное, чтобы приобретенное знание не служило злу. И в этом заключена самоценность вненаучного знания и результатов знакомства с ним, поскольку они по-своему отражают сложнейшие процессы, происходящие в объективном мире и душе человека, процессы, которые полностью не может раскрыть никакая наука.

«Нормальный человек, на мой взгляд, должен быть дуалистом, -пишет академик Б.В.Раушенбах. - Хуже всего односторонность. И когда выходишь за рамки своей рациональной науки, изменяется и понимание мира».

Однако признание отдельными учеными религиозного знания не следует отождествлять в большинстве случаев с религиозностью самого ученого. Так, часто упоминаемая религиозность А.Эйнштейна и И.П.Павлова, судя по оставленным ими документам, была мнимой. Вместе с тем на вопрос: совместима ли наука с религией? - Павлов дал положительный ответ. Очевидно, наука и религия в голове отдельного человека вполне могут совмещаться и не мешать друг другу.