В.Шаповаленко, В.Шолох
Человечество вошло в третье тысячелетие, сопровождаемое многочисленными прогнозами и предсказаниями относительно своего будущего. Каким оно может оказаться реально в ближайшее столетие? Что угрожает человеку? Продолжающееся обострение глобального экологического кризиса при неблагоприятном его развитии уже в XXI веке может закончиться глобальной экологической катастрофой, последствия которой для человечества могут оказаться фатальными.
Почему современный человек должен знать как устроен мир, в котором мы живем, - вопрос совсем не праздный. Достаточна ли присущая от природы человеку тяга к знаниям в качестве мотива, чтобы в обществе возникла устойчивая установка, своевременно настораживающая человечество перед надвигающейся экологической катастрофой? В этом есть глубокое сомнение. Очевидно, необходимо еще и понимание Мира, существа главных природных процессов и деятельности самого человека, таящих в себе угрозу существования человечества. Необходимо еще и достаточное количество «понимающих Мир» «продвинутых» людей на Земле, единодушие которых способно при возникновении непосредственной угрозы преодолеть пассивность остального населения, его инерцию и нежелание противодействовать угрозе. Очевидно также, что таких людей должно быть как можно больше, что их надо целенаправленно воспитывать.
Еще в 1959 году Карл Поппер писал: «Существует, по крайней мере, одна философская проблема, в которой заинтересовано все мыслящее человечество. Это проблема космологии, проблема понимания мира, включая и нас самих, и нашего знания как части мира». В конце ушедшего века наш известный физик и математик, академик Н.Н.Моисеев, занимавшийся и проблемами экологии, высказался конкретнее: «Формирование мировоззрения, выработка миропонимания, помогающего людям выживать в критических условиях, и утверждение их в сознании людей представляется в современных условиях важнейшей задачей цивилизации XXI века». Отношения человека со средой его обитания, с природой исторически складывались сложно и трудно. Первобытный человек воспринимал окружающий его мир агрессивным, опасным, в котором защита и выживание были основной задачей. Эволюция, благодаря способности человека к ТРУДУ и созиданию, развивающийся интеллект постепенно вывели его в лидеры животного мира, не испытывающего особой конкуренции в борьбе за существование. Действительность поставила человека как бы вне природы и над нею, что сослужило ему в конце концов плохую службу. Достаточно укоренившееся в сознании людей представление о природе как о вечной, бесконечной, инертной и неисчерпаемой, отчасти поддерживаемое также некоторыми учеными, оказалось неправильным.
В результате неконтролируемого роста населения на Земле и постепенного возрастания давления человека на природу уже в середине XX века становится ясным, что жизненные ресурсы человека и высших животных на Земле ограничены - они начали существенно сокращаться. Загрязнение среды продуктами деятельности человека существенно ухудшает качество жизни и угрожает здоровью человека. Восстановительные возможности природы ограничены, а естественные природные процессы регенерации и восстановления среды не успевают за прогрессом общества. Всё это вместе взятое приводит к вымиранию отдельных видов животного мира и в ближайшем будущем угрожает человечеству деградацией, а возможно и концом существования человека на Земле. м Как появился человек на Земле? Является ли он результатом эволюции, сотворен ли Богом или является пришельцем из других миров? Достоверный ответ на этот вопрос, по-видимому, невозможен. Какова цель появления человека? Вопрос очевидно риторический и ответа на него ни у науки, ни у философов нет. Церковь же считает человека своеобразной «проекцией» Бога на Земле. Его свойства и качества, а также поведение отличны от высших представителей животного мира, что признается и религией, и наукой. Не имея своего антипода или «противовеса», человечество развивалось бы не испытывая ограничений (экстенсивно), если бы противоречия -двигатель любого развития в природе - не оказались у человека внутривидовыми. Они стали причиной войн между людьми, мотивируемых самыми разными различиями (религиозными, этническими, идеологическими и другими), суть которых, если рассматривать эти различия с позиции эволюции, сугубо второстепенна. Войны отчасти снимали «межгрупповые» напряжения, излишнюю агрессивность, регулировали численность населения, учитывая немалые потери воюющих сторон.
Появление оружия массового уничтожения в корне изменило ситуацию в Мире: возникновение масштабных войн стало угрожать человечеству перерастанием их в глобальную экологическую катастрофу. Человечество стало заложником государств, обладающих ядерным оружием. Но еще большая опасность таится в распространении ядерного оружия и появлении его у стран «третьего мира» , где факторы, сдерживающие его применение в возникающих межгосударственных конфликтах, могут оказаться недостаточными. Таким образом, в XXI веке, учитывая также появление новых форм развития конфликтов в связи с эскалацией терроризма, человечество продолжает делать очередные шаги, приближающие его к глобальной экологической катастрофе. В случае ее возникновения предсказать последствия для человека невозможно.
По современным научным представлениям, процесс развития в природе не остается постоянным, он то ускоряется, то замедляется и становится практически незаметным. Периодически возникающие кризисы таят в себе угрозу катастрофических последствий и разрушения, что делает их своевременное предвидение весьма актуальной задачей общества. Неравномерность развития проявляет себя в самых невероятных плоскостях и ракурсах. Как жить в таком неравномерном мире? Можно ли влиять и как влиять на будущее, тем более, если оно таит в себе угрозу глобальной экологической катастрофы? В отличие от ранее существовавших взглядов будущее неоднозначно, а значит, зависит от какого-то выбора.
Наукой подтверждено, что в некоторых случаях оно зависит от поведения человека, от его выбора. Такие решения называют «судьбоносными» или «поворотными».
Формирование мировоззрения происходит, как считают ученые, под влиянием трех составляющих: традиций и мифов (памяти о далеком прошлом своего народа), религий, а также знаний о природных процессах, о месте человека в природе и о степени его влияния на течение природных процессов. Одним из краеугольных камней понимания Мира является ясное понимание потенциальных возможностей активной деятельности людей и опасностей для судьбы человечества, которые могут быть ее следствиями, если эта активность не контролируется интеллектом человека. Попытка регламентировать активность человека, предпринятая экологами в XX веке, определить границу допустимой активности, которую человек не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах, получила название «экологического императива». Однако свод моральных запретов сегодня уже недостаточен: экологическая ситуация продолжает обостряться.
Основным препятствием на пути решения проблемы выживания является все та же неравномерность, проявляющая себя в неравенстве условий существования народов. Без предварительного выравнивания условий жизни между «золотым миллиардом» и населением стран «третьего мира» у человечества нет надежных подходов к решению этой проблемы. Возможно ли такое бесконфликтное «выравнивание» ? К необходимым для разрешения создавшегося противоречия компромиссам человечество не готово. Вот почему ученые, имена которых связаны с разработкой современных эволюционных теорий, объясняющих механизм изменений, происходящих в мире, настоятельно обращали внимание общественности еще во второй половине XX века на насущную необходимость возобновления «диалога» человека с природой и диалога между людьми. Вот почему современное мировоззрение созвучно с воспитанием толерантности, склонности к решению проблем на основе компромиссов.
Трудности, стоящие на пути понимания Мира, не приходящие. Еще А.Эйнштейн сетовал: «Как много мы знаем и как мало понимаем!» Сегодня они представляются в свете совсем другой, неклассической науки, возникшей во второй половине XX века, необходимость усвоения основ которой диктуется современному человеку развертывающейся экологической ситуацией, как неизбежные. С позиции этой науки Мир оказался значительно сложнее, чем он представлялся до этого с позиций классической, «детерминистической» науки. Мечта видных ученых о скором, как казалось, постижении «фундаментального простого уровня Природы» и описания его оказалось не совсем правильно поставленной задачей, не имеющей окончательного решения. Наука обречена на практически бесконечный путь познания Мира, проникновения в его сложность.
Причины «сложного» до сих пор неясны. Пределом «сложного» является сам человек. Он гораздо сложнее, чем общество. Функции, которые возложила природа на человека, кроме чисто биологических, тоже еще не до конца ясны. Исключительность положения человека в природе далеко не всё нам объясняет. Практика доказывает, что в большинстве случаев влияние решений, принимаемых человеком, ограничено. Но почему в отдельных случаях выбор, сделанный отдельным человеком, оказывается судьбоносным для многих? Когда и почему это происходит, мы не знаем. Но именно это способствует осознанию ответственности за принимаемые решения, характерному для интеллектуально развитой части общества. И основанием для ответственных решений служит обретенное современное мировоззрение.
Что представляет собой современное знание об устройстве Мира? Сокровищница знания о том накапливалась в течение многих веков существования современной цивилизации и представляет сегодня солидный пласт культуры. Попытка древних астрономов, мыслителей, философов и теологов ответить на сакральные вопросы: каков Мир? и Что означает человек в Мире?, - заложила фундамент этого знания, «строительство» которого в обозримом будущем, судя по всему, не будет закончено. Стремление людей к доказуемой «истине» привело где-то во второй половине второго тысячелетия нашей эры к рождению науки и представлений о научности знания. Произошло разделение, по мнению философов, знания об устройстве Мира на знание научное и знание вненаучное.