Сигнализация, окраска и маркировка служат для предупреждения персонала о состоянии электроустановки и ее потенциальной опасности. Сигнализация (обычно автоматическая), надписи и таблички применяются для указания на включенное состояние той или иной части установки, наличие напряжения, режим работы, запрет доступа внутрь оболочек без принятия соответствующих мер.
2. Химическое оружие. Зоны химического заражения и очаги поражения от отравляющих веществ (ОВ) и отравляющих химических веществ (ОХВ). Защита населения от ОВ и ОХВ
Основу химического оружия составляют отравляющие вещества (ОВ) – токсические химические соединения, поражающие людей и животных, заражающие воздух, местность, водоемы и различные предметы на местности. Некоторые ОВ предназначены для поражения растений.
В химических боеприпасах и приборах ОВ находятся в жидком или твердом состоянии, В момент применения химического оружия ОВ переходят в боевое состояние – пар, аэрозоль или капли и поражают людей через органы дыхания или при попадании на человека – через кожу.
ОВ классифицируются по физиологическому воздействию на организм человека, тактическому назначению, быстроте поступления и длительности поражающего действия, токсическим свойствам и пр.
По физиологическому действию ОВ делятся на группы:
ОВ нервно-паралитического действия – зарин, зоман, Vx (ви-икс). Они вызывают расстройство функций нервной системы, мышечные судороги, параличи и смерть.
ОВ кожно-нарывного действия – иприт. Поражает кожу, глаза, органы дыхания и пищеварения (при попадании внутрь).
ОВ общеядовитого действия – синильная кислота и хлорциан. При отравлении появляется тяжелая отдышка, чувство страха, судороги, паралич;
ОВ удушающего действия – фосген. Поражает легкие, вызывает их отек, удушье.
ОВ психохимического действия – BZ (Би-Зет). Поражает через органы дыхания. Нарушает координацию движений, вызывает галлюцинации и психические расстройства.
OB раздражающего действия – хлорацетофенон, адам-сит, CS (Си-Эс) и CR (Си-Ар). Эти ОВ вызывают раздражение органов дыхания и зрения.
Нервно-паралитические, кожно-нарывные, общеядовитые и удушающие ОВ являются ОВ смертельного действия. ОВ психохимического и раздражающего действия временно выводят из строя людей. По быстроте наступления поражающего действия различают быстро действующие ОВ (зарин, зоман, синильная кислота, Си-Эс, Си-Ар) и медленно действующие (Ви-Икс, иприт, фосген, Би-Зет).
По длительности действия ОВ делятся на стойкие и нестойкие. Стойкие сохраняют поражающее действие несколько часов или суток. Нестойкие – несколько десятков минут.
Токсодоза – количество ОВ, необходимое для получения определенного эффекта поражения.
При применении химического боеприпаса образуется первичное облако ОВ. Под действием движущихся масс воздуха облако ОВ распространяется на некотором пространстве, образуя зону химического заражения.
Зоной химического заражения называют район, подвергшийся непосредственному воздействию химического оружия, и территорию, над которой распространилось облако, зараженное ОВ с поражающими концентрациями.
В зоне химического заражения могут возникать очаги химического поражения.
Очаг химического поражения – это территория, в пределах которой в результате воздействия химического оружия произошли массовые поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений.
Защита от отравляющих веществ достигается использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, а также коллективными средствами.
К особым группам химического оружия можно отнести бинарные химические боеприпасы, представляющие собой две емкости с различными газами – не ядовитыми в чистом виде, но при их смешении во время взрыва получается ядовитая смесь.
Очаг комбинированного поражения (ОКП) – это территория, в пределах которой в результате одновременного или последовательного применения двух или более видов оружия массового поражения произошли поражения людей, сельскохозяйственных животных, растений и повреждения зданий и сооружений.
ОКП нельзя рассматривать как простое наложение различных поражающих факторов, поскольку люди, получившие ранения, не могут в достаточной степени противостоять радиации, в свою очередь облученный организм не противодействует инфекциям и т.д.
Очаги комбинированного поражения могут возникнуть даже при применении обычных средств поражения в районах расположения химически или радиационно-опасных объектов.
В сегодняшних условиях вполне реально также возникновение чрезвычайных ситуаций (ЧС), обусловленных химическими авариями и катастрофами.
В России насчитывается более трех тысяч шестисот химически опасных объектов, а сто сорок шесть городов с населением более ста тысяч человек расположены в зонах повышенной химической опасности. За пять лет – с 1992-1996 гг. – произошло более 250 аварий с выбросом аварийно-химических отравляющих веществ (АХОВ), во время которых пострадали более 800 и погибли 69 человек. Причем 25% аварий произошло из-за эксплуатации оборудования свыше нормативного срока, коррозии оборудования и неработоспособности контрольно-измерительной аппаратуры.
Прогностические оценки на ближайшую перспективу показывают, что тенденция повышение вероятности химических аварий в ближайшем будущем будет сохраняться. Для этого есть целый ряд предпосылок:
рост сложных производств с применением новых технологий, которые требуют высокую концентрацию энергии и опасных веществ,
крупные структурные изменения в экономике страны, приведшие к остановке ряда производств, нарушению хозяйственных связей и сбоям в технологических цепочках;
высокий и все более прогрессирующий износ основных производственных фондов, достигающих на ряде предприятий 80-100%;
падение технологической и производственной дисциплины, уровня квалификации технического персонала;
накопление отходов производства, опасных для окружающей среды;
снижение требовательности и эффективности работы надзорных органов;
высокая концентрация населения, проживающего вблизи потенциально опасных промышленных объектов;
отсутствие или недостаточный уровень предупреждающих мероприятий, способных уменьшить масштабы последствий химических аварий и снизить риск их возникновения;
недостаточная законодательная и нормативная база;
неизбежное увеличение объема химического производства, переход к работе с полной нагрузкой крупнейших химических комплексов страны, увеличение объема перевозок и хранения АХОВ;
стремление иностранных государств и фирм к инвестированию вредных производств на территории России;
возрастание вероятности терроризма на химически опасных производствах.
Успех мероприятий по защите производственного персонала, населения и проведение аварийно-спасательных работ зависят от целого ряда факторов.
Один из них – обнаружение предпосылок (угроз) и самого факта возникновения аварий, оповещение работающего персонала, а также населения в зонах возможного заражения.
Система обнаружения угрозы и факта возникновения химических аварий должна предвидеть аварию еще на стадии ее «зарождения». Существующие системы обнаружения аварий не имеют средств контроля за выбросами ядовитых веществ с определением их концентраций и зон распространения, или эти средства несовершенны. По данным Госгортехнадзора России около 80% существующих технических средств имеют срок эксплуатации более 20 лет, морально и физически устарели.
Повысить эффективность обнаружения химических аварий возможно путем создания автоматизированной системы постоянного дистанционного обнаружения опасных веществ аварий (комплекс «АСД-Лидар») в дополнение к системам контроля на объекте, путем повышения уровня технической оснащенности, а также степени сопряженности имеющихся у дежурно-диспетчерской службы технических средств со средствами обнаружения аварий.
Одна из важнейших задач защиты населения – организация его оповещения и информирования при возникновении ЧС. Оперативность действия систем оповещения должна составлять считанные минуты. Реальное же время оповещения на большинстве потенциально опасных объектов составляет 25-30 минут и более, что нельзя признать удовлетворительным. Повышение оперативности оповещения может быть достигнуто применением автоматических систем обработки данных и оценки обстановки с использованием системы автоматических датчиков, способных немедленно фиксировать факт аварии и автоматически включать средства оповещения на угрожаемой территории. К сожалению, работа в этом направлении продвигается крайне медленно.
Успех ликвидации ЧС в большой степени зависит от быстрой и достоверной оценки сложившейся обстановки в зоне химической аварии. Для выявления химической обстановки применяются универсальные приборы газового контроля УПГК, газоопределители серии ГХ, и газосигнализаторы типа УГ– 2 комплектуемые набором индикаторных средств. Недостатками этих индикаторных средств является то, что они позволяют вести только периодический контроль зараженности окружающей среды и не обеспечивают быстрого получения данных обстановки при внезапно возникающих авариях.
Разработка современных приборов дистанционного контроля, пилотируемых и беспилотных разведывательных комплексов для проведения оперативной разведки зоны химической аварии рассматривается пока только как перспективная задача.
В случае аварий на химически опасных объектах задачей первоочередной важности является незамедлительное и эффективное проведение экстренных мер по защите рабочих и служащих предприятий и населения, проживающего в зоне возможного распространения зараженного воздуха.