Как решается этот вопрос? Рассмотрим разницу в подаче в современной школе материалов по пространству и времени. Каждому учащемуся любой школы помогают сориентироваться в пространстве через изучение географии. Ему показывают не только, где находится его город, регион или страна, но и пытаются объяснить, как расположена Земля в космическом пространстве относительно других планет солнечной системы и всей Вселенной.
Однако при локализации ребенка во времени, возникает обратная ситуация. Его погружают в прошлое собственной страны и прошлое всего мира. Он изучает Древнюю Грецию и Рим, развитие феодализма и так далее. Он переполнен бесконечными рассказами о войнах, революциях и переворотах, и все они снабжены ярлычками с соответствующими датами. А дальше время резко остановилось. О завтрашнем дне школа хранит молчание. Внимание учащегося направлено не вперед, а назад. Будущее, так сказать, изгнанное из класса, изгоняется и из его сознания.
Анализируя содержание любого учебного предмета всю его учебную информацию можно разделить на два вида:
а) консервативная (традиционная, инерционная) – общепринятая, утвердившаяся культурная и научная информация, необходимая в качестве основы для дальнейшего развития общества. Данная информация передается от поколения к поколению, из прошлого в настоящее;
б) прогрессивная (изменчивая, оперативная) – информация об изменениях в окружающем мире, необходимая для адаптации к новым условиям, открытия в научном мире и технологиях. Прогрессивная информация направлена из настоящего в будущее.
В содержании современного образования очевидно явное преобладание информации консервативного вида и очень ограниченное использование прогрессивной. Подобное соотношение сохранялось тысячелетиями и не вызывало критики еще 50 лет назад. Сейчас окружающий мир быстро меняется и поэтому современное общество выдвигает требование непрерывности образования. Количество новой информации становится избыточным и человек не может ее соотнести со своим прошлым опытом, нормами и ценностями. Поэтому консервативная информация, с ее культурным наследием и историческими традициями, часто становится невостребованной. Человек начинает жить сегодняшним днем, реализуя принцип «после меня хоть потоп». Преувеличивая ценность настоящего времени, он боится будущего, его быстрых перемен. Можно проследить взаимосвязь некоторых негативных социальных явлений с отсутствием у людей заботы о будущем. Желание получить удовольствие сейчас от употребления алкоголя, наркотиков, табака сильнее, чем ожидаемые в будущем страдания от болезней, вызываемых употреблением этих веществ. Человек не задумывается о создании полноценной семьи, о здоровье и безопасности своих детей. Он не голосует на выборах, потому что ему безразлично будущее общества, в котором живет. Террористов и насильников мало волнует будущее наказание, для них важнее интересы настоящего момента.
Потребительское отношение к окружающему миру искажает в человеке чувство времени. Человек бесполезно теряет время своей жизни, когда он смотрит фильмы и читает книги, которые не заставляют его задумываться. Он ищет развлечения, новые способы как провести, точнее, убить время. Безразличие человека по отношению к самому себе, к своему настоящему и будущему в последствие переносится на его отношение к другим людям. Разрушаются связи не только между людьми разных поколений, но и среди сверстников. Разрушается то общее, что образует общество. Существуют обратные примеры, когда за короткий промежуток времени наша страна делала огромный шаг в своем развитии. Это стало возможным потому, что у людей была вера в будущее, к которому они стремились. На поле боя воины умирали, защищая будущее своего народа. Можно сказать, что патриотизм, любовь к своему Отечеству, к своему народу, немыслим без заботы о его будущем.
Следуя духу известного афоризма: «Кто предостережен, тот вооружен» кажется, что для исправления ситуации достаточно снабдить людей новейшей информацией о том, что их ждет впереди. Упреждающая информация, действительно допускает изменение поведения. Однако привычка опережать события гораздо важнее упреждающей информации. Эта обусловленная подготовкой способность заглядывать вперед играет в адаптации к изменяющимся условиям нового мира ведущую роль. Возникает чувство будущего.
Как отмечают некоторые исследователи, на подготовку человека к будущим событиям сказывается темп изменения окружающей среды. Чем он стремительнее, тем быстрее ускользает от нас современная окружающая обстановка. Однако чем с большей скоростью водитель движется, тем дальше должен быть отодвинут знак, чтобы водитель успел его прочитать и среагировать. Точно так же и общее ускорение темпа жизни вынуждает нас увеличить горизонт нашего времени, зондировать все более и более отдаленное будущее. Иначе мы рискуем оказаться застигнутыми врасплох непредвиденными событиями. Чем быстрее меняется среда, тем больше интереса к будущему надо проявлять.
Н.К. Рерих писал: «Многие думают, что можно иногда подумать о будущем, а затем снова купаться в прошлом. Нужно не отдельные мысли устремлять к будущему, а существо сознания настроить в ключе будущего. Обязанность Вождя устремлять народ в будущее». Роль Вождя, по нашему представлению, должен играть учитель каждой школы. Но если слепой ведет слепого, оба упадут в яму. Чтобы иметь право вести за собой других, учителю необходимо самому смотреть вперед на несколько шагов.
Как сегодняшнему ученику научиться предугадывать направление и скорость перемен, делать вероятностные, все более и более долгосрочные прогнозы на будущее? В первую очередь, он должен иметь у себя в голове достаточно правильные (пусть и грубые) образы будущего – представить себе, какие виды работ, профессий и склонностей будут нужны в будущем, какие формы приобретет семья, и какие взаимоотношения между людьми будут превалировать; какие проблемы морально-этического и экологического плана могут возникнуть; какая техника будет нас окружать, и с какими организационными структурами придется нам срабатываться.
Чтобы создать такие образы, прежде всего, мы должны сделать приемлемыми сами рассуждения о будущем. Нужно поощрять людей с самого детства свободно рассуждать, фантазировать о научных достижениях, о возможных вариантах развития человечества. Во время лекций и практических занятий необходимо будет обращаться к находящимся в работе научным, техническим и философским трудам, произведениям искусства. У нас нет литературы из будущего, но зато у нас есть литература о будущем, состоящая из современной научной фантастики. Как литературный жанр научная фантастика отнесена к разряду малопочтенных. Но если мы взглянем на нее не как на литературу, а как на разновидность социологии будущего то увидим, что фантастика может иметь колоссальное значение для формирования привычки к предвидению. Кроме этого, учащимся можно представить себя через несколько лет и напомнить, что их братья, родители и друзья тоже станут старше, предложить школьникам подумать, какими те станут в своей жизни.
Подобные практические занятия наряду с изучением простых методов прогнозирования, помогут пересмотреть и наметить как личную, так и социальную концепцию будущего любого индивида. Они создадут у человека новую восприимчивость к будущему, которая окажется полезной в преодолении трудностей дня сегодняшнего, ожидающихся кризисов и поиску возможных решений этих сложных проблем в будущем.
Мир изменяется, и ничто не остается без изменения. Сами события жизни подталкивают к новому мышлению. У человечества нет времени спорить о том, какое место на «Титанике» лучше, а какое хуже. Необходимо формировать новое мышление, мышление, обращенное в будущее и способное решить задачи развития цивилизации и сохранения окружающей среды. Поскольку речь идет о принципиально новых подходах в управлении жизнедеятельностью, то без опоры на науку и образование это невозможно. Образование – социальный институт, формирующий потребности будущего общества. От осмысления рядовым учителем своей ключевой роли и способности сориентировать на будущее собственное сознание, во многом зависит судьба жителей нашей страны и планеты в целом.
Значение русского языка в культуре безопасности человека
Русский язык является не только национально-культурной ценностью, но и представляет собой объект системы национальной безопасности, требующий внимания и защиты. В культуре безопасности человека язык занимает одно из ключевых мест, а его значение можно определить с позиций информационно-психологической безопасности личности и нации.
Проведенный К. Колиным анализ информационных аспектов проблемы национальной безопасности России показывает, что сегодня для русского языка существуют достаточно серьезные угрозы, которые не позволяют оставить без внимания эту важную, но еще недостаточно осознанную проблему. К. Колин выделяет четыре наиболее важные угрозы, к которым относятся:
1) засорение русского языка терминами и словесными оборотами иностранного происхождения, не свойственными традициям русской словесности;
2) все более широкое использование в русской речи слов и оборотов жаргонного характера;