Смекни!
smekni.com

Особенности выявления и задержания террористов-"смертников" (стр. 4 из 4)

При проверке документов сотрудники оперативно - поисковой группы могут уточнить у подозреваемого лица его паспортные (биографические) данные, поинтересоваться временем и целью приезда, конкретным адресом проживания, местом рождения, семейным положением, образованием, родом занятий и т.д. При получении ответа проводится тщательное наблюдение за невербальными сигналами подозреваемого лица, сравниваются эти сигналы с вербальными: соответствуют ли словам подозреваемого лица его жестикуляция, поза, мимика ( в том числе выражение глаз, губ), особенности речи, состояние кожных покровов (побледнение, покраснение, покрытие “пятнами”, выступание пота и т.д. ). Вопросы следует ставить так, чтобы исключить ответ, выраженный словами “да” или “нет”. Рекомендуется также задавать отдельные вопросы, на которые сотрудники милиции заранее знают правильный ответ (из документальных источников, оперативной информации). Лживые ответы на эти вопросы укрепляют подозрения в отношении опрашиваемого.

Для уточнения отдельных невербальных сигналов, рекомендуется задавать дополнительные, косвенные вопросы (например, “Какая погода сейчас у вас на родине?”).

Страх разоблачения вынуждает террориста тщательно (с паузами) подбирать слова к ответу, уклоняться от прямых ответов, совершать речевые ошибки. Лицо у него бледнеет или наоборот, краснеет, покрывается пятнами, появляется пот. Могут наблюдаться и другие невербальные сигналы: расширенные зрачки, нервное подергивание отдельных мышц лица, облизывание губ, частое глотание слюны и т.д. Необычно звучит и голос (дрожание голоса, хрипота или “осиплость” и т.д.). Совокупность этих невербальных сигналов позволяют распознать террориста.

Параллельно с проведением беседы с подозреваемым лицом, нужно проводить наблюдение окружающих людей, так как могут быть соучастники.

Когда “подозреваемых” двое, наблюдение и беседа проводится с обеими, причем особый интерес должен вызвать “замкнутый в себе”, безучастный (отстраненный) подозреваемый, хотя второй может попытаться взять инициативу на себя и отвечать за “двоих”.

Конечно, процедура проверки сотрудниками милиции документов и личных вещей граждан никому не нравится. Большинство граждан относится к этому терпимо и с пониманием. Отдельные граждане могут выразить возмущение (при этом могут наблюдаться невербальные признаки повышенного стресса в виде волнения, нетерпения, негодования и т.д.), особенно когда они спешат.

Когда к происходящему человек относится нейтрально, обычно у него поднятая голова, прямой и живой взгляд, контакт глазами с собеседником, свободная непринужденная поза, выразительная жестикуляция. Если голова опрашиваемого опущена или наклонена, взгляд отведен в сторону или он смотрит искоса, руки заняли оборонную позицию (“скрещены”, подозреваемый держит двумя руками сумку или пакет), то эти невербальные сигналы свидетельствует о негативных эмоциях к собеседнику и (или) его стрессовом состоянии. Дополнительные сигналы, свидетельствующие: об обмане (жесты, связанные с прикосновением рук ко рту, носу или области шеи, потирание век, отведение взгляда в сторону, обычно на пол или на потолок, прятание рук в карман или их скрещивание на груди; об агрессии и готовности к нападению (плотно сжатые губы, покрасневшее лицо, пальцы рук сжаты в кулак, оборонная поза ног, зрачки глаз сужены, взгляд искоса или в упор, нахмуренный лоб, короткое дыхание через нос и т.д.); о беспокойстве, волнении, нервозности, страхе (дрожание пальцев рук, дрожание голоса, учащение дыхания, выступание кровеносных сосудов и (или) их чрезмерная пульсация (особенно на шее), закусывание губ, скрещивание рук на груди, обхват одной рукой вторую, удерживание на уровне груди какого – либо предмета, например, пакета, сумки, цветы двумя руками и т.д.). В зависимости от эмоционального состояния у подозреваемого наблюдается побледнение или покраснение лица, сужение или расширение зрачков глаз, сухость во рту или чрезмерное слюноотделение, слабая или чрезмерно активная жестикуляция. На лице отражаются те чувства, которые он переживает в данный момент (например, растерянность, страх или агрессивность). У лиц нерусской национальности от волнения, страха или сильной нервозности, степень владения русским языком резко снижается и сильнее проявляется акцент родного языка. Поза подозреваемого и его ноги, ориентированные в сторону выхода также выдают его желание поскорее прекратить контакт и уйти.

При общении с подозреваемым лицом сотруднику милиции следует учесть: доброжелательное, чуткое и уважительное отношение к незнакомцу снижает психологическую напряженность беседы и наоборот, предубежденность, нетерпимость, навязчивость, грубость вызывают негативные, неприязненные к нему отношения.

В экстремальной для террориста – смертника ситуации возможны два варианта: 1) неожиданный уход со слабой неубедительной аргументацией (например, спешка или опаздывание куда – либо) или даже без объяснения причин, от неожиданно “возникшей перед ними помехи”, мешающей достижению поставленной цели. Это должно тем более вызвать подозрение; 2) внезапная агрессивная реакция вследствие потери контроля над собой.

В случае возникновения конфликтной ситуации (подозреваемый крайне агрессивен и через мгновение возможен аффективный взрыв) самым простым способом гашения конфликта является намеренное переключение внимания сотрудников на других людей. При этом нужно извиниться перед подозреваемым лицом за отнятое у него время и поблагодарить за беседу, посоветовать (например, посетить концерт, побывать на выставке). Это позволит ослабить стрессовое состояние подозреваемого, усыпить его бдительность и провести в неожиданный для него момент задержание (обезвреживание).

Неожиданный уход от беседы редко означает, что террорист – смертник отказался от своих намерений: он может отступить только лишь для того, чтобы выждать благоприятный момент для осуществления задуманного, или проникнуть к намеченной цели с другой стороны.

Таким образом, для того чтобы установить в толпе людей террориста – смертника, сотруднику милиции необходимо обращать внимание не только на внешний вид и одежду, носимые вещи подозреваемого лица, но и на его походку, жестикуляцию рук, выражения лица, особенности голоса и другие невербальные сигналы. Умение читать невербальные сигналы и правильная их идентификация позволяет максимально эффективно пресекать преступления террористического характера, выявлять и обезвреживать лиц, замышляющих совершить террористические акты.

Для эффективной борьбы с терроризмом нужны не только знания, но и практический опыт. Чтобы сотрудники подразделений по борьбе с терроризмом при выявлении и обезвреживании террориста – смертника действовали не только грамотно, но и быстро и уверенно, их необходимо соответствующим образом подготовить под руководством опытных инструкторов и психологов.