Иногда такие цели использования называются благотворительными или социально значимыми. В Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» к целям благотворительности отнесены: социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и др.; оказание помощи пострадавшим в результате катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам, вынужденным переселенцам; содействие деятельности в области образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; охрана и должное содержание зданий и территорий, имеющих историческое, культурное, природоохранное значение, и др. (ст. 2).
Общая польза предполагает, как правило, неопределенное количество лиц, которые могут пользоваться пожертвованием. Общеполезные цели могут быть полезными для общества в целом или для более узкой категории – лиц определенного возраста, указанной профессии, жителей названной местности и т.п.
Будет ли пожертвование, если оговорено его использование в интересах одного лица? Например, Региональный общественный благотворительный фонд помощи тяжелобольным и обездоленным детям при заполнении платежного поручения в качестве дополнительной информации для перевода денег предлагает писать следующее: благотворительное пожертвование на приобретение медикаментов для тяжело больных детей (или для конкретного ребенка – указывать фамилию); дополнительно сотрудникам группы милосердия сообщается о том, когда, сколько и кому производится перечисление. Исходя из буквального толкования п. 3 ст. 582 ГК («пожертвование имущества гражданину должно быть... обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению»), допустимо, что благополучатель может использовать дар либо в своих интересах, либо в интересах одного другого лица. В этом смысле общеполезная цель толкуется исходя не из количества благополучателей, а из признания совпадения интереса частного лица и общественного интереса.
Обычно, если пожертвование сделано благополучателю без указания имени (наименования) конкретных получателей, то их круг определяется благополучателем самостоятельно. Изредка инициатива предоставляется непосредственным получателем.
Одаряемый обязан выполнить условие, поставленное при дарении в общеполезных целях. В случае если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, то пожертвования в натуральной форме и не менее 80 процентов пожертвований в денежной форме должны быть использованы благотворительной организацией в течение года с момента получения (п. 4 ст. 16, п. 2 ст. 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Для других благополучателей срок использования пожертвования в Законе не предусмотрен.
Условие о целевом использовании может быть выражено в общем виде без конкретизации действий, без указания имен непосредственных получателей. В таких случаях благополучатель принимает меры по своему усмотрению. Так, Примерной формой договора Благотворительного фонда имени Артема Боровика предусмотрено, что благополучатель должен действовать добросовестно и законно в интересах реализации условий и положений договора и теми способами, которые будут являться рациональными и законными в конкретных рабочих ситуациях принятия и реализации решений по использованию пожертвованных денежных средств (п. 3.2.2).
Отметим, что и в отсутствии такого предписания, исходя из п. 3 ст. 10 ГК РФ, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Одаряемый вправе использовать пожертвованное имущество по другому назначению из-за невозможности его применения в связи с изменившимися обстоятельствами по указанному ранее назначению с согласия жертвователя.
Юридическое лицо, принимающее пожертвование с определенным назначением, обязано вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.
Благотворительная организация дополнительно к указанным договорным обязанностям ежегодно должна представлять в регистрирующий орган отчет о своей деятельности, содержащий сведения об использовании имущества и расходовании средств благотворительной организации. Иным некоммерческим организациям – благополучателям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6).
Полагаем, что в любом договоре пожертвования может быть предусмотрена обязанность благополучателя о предоставлении отчета об использовании дара жертвователю. Если благополучателями выступают государственные или муниципальные образования, то для них это входит в обычную практику.
Договоры пожертвования редко устанавливают последствия неисполнения обязанности предоставления отчета благотворителю.
По общему правилу договор дарения прекращается исполнением, которое связывают с возникновением права собственности одаряемого на вещь, переходом имущественного права требования к одаряемому или с освобождением одаряемого от обязанности.
Есть основание предположить, что договор пожертвования не прекращается с передачей дара. Это объясняется тем, что в таком договоре исполнение состоит не только в передаче дара, но и в надлежащем исполнении порядка использования дара.
При таком подходе обоснована реализация после передачи дара указанных в законе обязанностей одаряемого (использовать дар по обусловленному назначению, вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества для одаряемого – юридического лица, испрашивать согласие жертвователя использовать имущество по новому назначению вследствие изменившихся обстоятельств) и права жертвователя требовать отмены пожертвования при использовании пожертвованного имущества не в соответствии с указанным назначением или изменения назначения без согласия жертвователя или без решения суда.
Наряду с предусмотренными в п. 5 ст. 582 ГК РФ основаниями для отмены пожертвования – нецелевое использование и изменение назначения с нарушением правил – фонд ввел дополнительное основание – неиспользование пожертвования по определенному назначению в установленные сроки. Такое положение не противоречит закону, так как п. 2 ст. 450 ГК РФ допускает расторжение договора по требованию одной стороны по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Полагаю, что неиспользование пожертвования по определенному назначению в установленный договором (а для благотворительных организаций – и законом) срок, а при отсутствии в договоре срока – в разумный срок, должно быть включено как специальное основание для отмены пожертвования в п. 5 ст. 582 ГК РФ. На мой взгляд, надо признавать неиспользование пожертвования по назначению в установленный срок (разумный срок) существенным нарушением договора. Однако в легальном определении существенным называется нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (п. 2 ст. 450 ГК). Применительно к договору пожертвования нельзя говорить о том, что жертвователь рассчитывал на какой-либо эквивалент, материальный ущерб также не причиняется.
Жертвователь не вправе отменить дарение по основаниям и в порядке, предусмотренным для обычного дарения (ст. 578 ГК). Это можно объяснить тем, что совершение одним из благополучателей действий, указанных в ст. 578 ГК (покушение на жизнь дарителя и пр.), не должно лишать возможности использовать дар другими благополучателями.
Пожертвование является разновидностью договора дарения. Однако между самими явлениями имеются отличия. Основное из них заключается в том, что при пожертвовании вещь дарится не конкретному лицу, а в общеполезных целях (для членов определенной организации, лиц определенной профессии и т.д.). Пожертвование имущества гражданину без указания цели его использования, превращает такой договор в договор обычного дарения.
Предметом пожертвования может быть всякое имущество, которым лицо вправе распорядиться (например, денежные средства, хотя могут быть и вещи для лиц, потерпевших от стихийного бедствия). Предметом пожертвования может быть и обещание передачи вещи.
Выделение средств из государственного или местного бюджета, в том числе для общеполезных целей, не является пожертвованием, так как в этом случае нет дарения, поскольку средства должны использоваться по прямому назначению.
Если использование пожертвованного имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением становится вследствие изменившихся обстоятельств невозможным, оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица-жертвователя по решению суда.
Стоит отметить, что к пожертвованию не применяются многие положения договора дарения: оно не подлежит отмене, к нему не применяется правопреемство, предметом пожертвования не может быть освобождение от обязанностей. Недопустим отказ от передачи пожертвования.
1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: договоры о передаче имущества. – М., 2005.
2. Волкова М.А. Гражданское право. Часть 2 [Электронный ресурс]: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook039/book/index/index.html?part-005*page.htm
3. Малеина М.Н. Пожертвование - разновидность договора дарения [Электронный ресурс]: http://www.lawmix.ru/comm/586/
4. Пожертвования [Электронный ресурс]: // Публикации Audit-it.ru. – Режим доступа: http://www.audit-it.ru/articles/account/contracts/a73/42205.html
5. Садиков О.Н. Гражданское право России. Обязательственное право: Курс лекций. – М.: Юристъ, 2004.
6. Феофилактов А.С. Договор пожертвования: проблемы теории и практики // Арбитражная практика. – 2007. – №8.