Смекни!
smekni.com

Организация и тушение пожаров в театрах и культурно-зрелищных учреждениях (стр. 2 из 5)

13 марта 1995 года третий крупный пожар в гостинице "Сибирь" г. Иркутска унес жизни 12 человек, число спасенных пожарными людей составило 45 человек, при "самоэвакуации" получили травмы различной степени тяжести более 20 человек.

Помимо больших человеческих жертв перечисленные пожары в гостиницах повлекли за собой огромный материальный ущерб и справедливо отнесены к числу подлинных катастроф, национальных бедствий.

Ушедший 20 век запомнился россиянам и чудовищным пожаром в административном здании Управления внутренних дел г. Самары, случившимся в феврале 1999 года.

Во время пожара пострадало более 200 человек, погибли 67 человек, 20 человек пропали без вести, десятки сотрудников и граждан с травмами и тяжелыми ожогами были госпитализированы. Потери воистину катастрофические. В связи с трагическими событиями в г. Самаре день 17 февраля 1999 года был объявлен в Российской Федерации днем национального траура.

Не принес облегчения, не стал переломным в деле улучшения пожарной обстановке в стране и не заметно пришедший для многих 21 век. Вновь "отличилась" столица, жить и учиться в которой, как оказалось, далеко небезопасно.

В конце ноября 2003 года произошел самый крупный в Москве за последние 10 лет пожар в общежитии Российского университете дружбы народов (РУДН). Подробности катастрофы: практически дотла сгорел так называемый карантинный блок, куда обычно поселяют вновь приезжающих на учебу в Россию иностранных студентов. В огне пожара погибли 30 человек, еще шесть скончались позднее в больнице, всего пострадал 171 человек.

По данным МЧС РФ в тушении пожара, охватившем площадь до 1000 квадратных метров, участвовало около 50 пожарных расчетов, 27 дежуривших машин "скорой помощи" доставляли пострадавших в различные медицинские учреждения столицы.

Любопытен и такой факт - как следует из интервью побывавшего на месте трагедии министра образования РФ корреспонденту "РГ" общежития в РУДН считаются самыми безопасными в городе, поскольку здесь есть собственная служба безопасности (примерно 200 сотрудников). И еще. Только два ВУЗа страны - МГУ и РУДН - имеют свои отделения милиции. В РУДН штат милиционеров - 70 человек.

Вообще, по удельному числу погибших во время пожаров Россия прочно занимает первое место в мире, а по абсолютному количеству жертв делит с Индией первое - второе места. И это при том, что обеспечение пожарной безопасности провозглашено одной из важнейших функций государства, а профессиональная пожарная охрана России - самая большая в мире.


2. Особенности тушения пожаров

Тушение пожаров в культурно-зрелищных учреждениях, особенно в период их работы, связано с проведением сложных работ по эвакуации и спасанию людей. При пожарах на этих объектах возможны:

- наличие большого количества людей в зрительном зале и сценическом комплексе, паника;

- быстрое распространение огня по сцене, переход его в зрительный зал и на чердак, а также распространение пожара по вентиляционным системам, пустотам, а также конструкциям амфитеатров, трибун, ярусов и их обрушение;

- обрушение подвесных перекрытий над зрительным залом;

- быстрое заполнение продуктами горения сценической коробки и через проемы всех помещений.

При тушении пожара в культурно-зрелищных учреждениях РТП обязан:

- принять меры к предотвращению паники;

- в минимально короткое время организовать и провести эвакуацию зрителей из зрительного зала, в первую очередь с галерей, балконов и бельэтажа;

- при проведении разведки установить наличие зрителей и персонала в здании, состояние противопожарного занавеса и дымовых люков.

При пожаре на сцене:

- стволы подавать на сцену со стороны зрительного зала с одновременной защитой колосников и карманов сцены, а также проемов в смежных со сценой помещения;

- противопожарный занавес опустить и охлаждать его со стороны зрительного зала;

- ввести в действие стационарные средства тушения защиты (дренчерные и другие установки пожаротушения, лафетные стволы);

- опустить загоревшиеся декорации на планшет сцены;

- при недостатке сил и средств, явной угрозе перехода огня и дыма в зрительный зал, а также с целью предотвращения задымления при наличии в нем зрителей открыть дымовые люки;

- проверить наличие горения на чердаке зрительного зала.

При пожаре в трюме, как правило, применять пену, обеспечить защиту планшета сцены и оркестрового помещения, затем ввести стволы на защиту других помещений.

При горении колосников первые стволы на тушение следует подавать со стороны лестничных клеток. По наружным лестницам и автолестницам подавать стволы на покрытие и вводить резервные стволы в чердачное помещение зрительного зала.

При пожаре в зрительном зале:

- стволы подавать в очаг пожара, на защиту сцены и чердака, затем подавать стволы на защиту других помещений;

- опустить противопожарный занавес и непрерывно охлаждать его;

- принять меры к защите подвесных потолков, обращая особое внимание на снижение температуры на чердаке и на недопустимость перегрузки потолков;

- проверить вентиляционную систему, при необходимости вскрыть воздуховоды и подать в них стволы;

- обращать особое внимание на защиту работающих от возможного падения, лепных и других украшений, различных конструкций здания, лебедок и т.д.

При пожаре в цирках организовать эвакуацию животных с привлечением персонала.


3. Организация и тушение пожаров в театрах и культурно-зрелищных учреждениях

К театрально-зрелищным учреждениям относятся здания, имеющие зрительский комплекс, состоящий из зрительного зала и прилегающих к нему помещений.

Это - театры, дворцы и дома культуры, клубы, кинотеатры и цирки. В зданиях клубов, дворцов и домов культуры могут размещаться библиотеки, лекционные залы, выставки, помещения для проведения кружковой работы, а в цирках - помещения для размещения различных животных.

Театральные здания делятся на две части: сценическую и зрительную, которые отделяются друг от друга противопожарной стеной. Сцена состоит из сценической коробки, трюма, планшета, рабочих площадок и колосников.

Сценическую коробку выполняют из негорючих материалов высотой 25-40 м и более.

Трюм с механизмами поворотных кругов и подъема или опускания отдельных участков планшета сцены и противопожарного занавеса, пунктом управления освещением располагается под планшетом сцены и может иметь один, два и три яруса, которые устраивают из деревянных настилов.

Трюм, как правило, имеет входы с планшета сцены или засценных помещений и лестничных клеток сценической части и выходы в оркестровую яму и на пункт управления освещением.

Планшет сцены представляет собой сплошной настил из досок и брусьев, под которым прокладывают электрические сети для обеспечения представлений и в отдельных местах имеет проемы для подключения электропотребителей. Площадь планшета может достигать 300-600 м2.

Колосники для подвески декораций представляют собой настил из брусьев в виде обрешетки и две-три рабочие площадки (галереи).

Рабочие галереи располагают по периметру боковых и задних стен сценической коробки. И выполняют в виде ленточных балконов, из металлических и железобетонных несущих элементов с деревянным настилом.

Выходят на галереи и колосники лестничных клеток, расположенных по бокам сценической коробки. Если лестничные клетки отсутствуют, тогда выходы из колосников и галерей устраивают на наружные стационарные пожарные лестницы.

Покрытие сцены безчердачное, выполненное иногда из горючих элементов.

Для удаления дыма и изменения направления движения продуктов сгорания время пожара в покрытии сцены устраивают дымовые люки, управление которыми осуществляют с планшета сцены и помещения пожарного поста театра.

К сцене примыкают карманы для хранения декораций и бутафории.

Они соединяются со сценой проемами высотой до 6-8 м.

В некоторых театрах сзади планшета сцены устраивают сейф для хранения подвесной декорации, который отделяется от трюма глухой стеной из негорючих материалов.

Сцена и прилегающие к ней помещения характеризуются наличием большого количества горючих материалов в виде конструкций планшета сцены, трюма колосников, горючей декорации и бутафории.

Пожарная нагрузка с сильно развитой поверхностью в сценическом комплексе достигает 200-350 кг/м2.

Зрительный зал от фойе, гардеробов и других помещений отделяется стенами из негорючих материалов и имеет достаточное количество эвакуационных выходов. Перекрытия над зрительным залом, как правило, выполняют подвесными, трудногорючими или горючими по сложным фермам.

В чердачных помещениях располагают сборники и шахты вентиляционных систем зрительных залов.

Полы в зрительных залах устраивают с уклоном к сцене, поэтому под полами образуются значительные пустоты.

Большую опасность представляют ярусы и балконы в зрительных залах, конструкции которых в зданиях старой постройки выполнены из горючих материалов с пустотами. Пожарная нагрузка зрительных залов находится в пределах 30-50 кг/м2.

В зрительных залах вместимостью 800 и более мест портальные проемы со стороны сцены защищаются противопожарными занавесами.

В театрально-зрелищных учреждениях устраивают стационарные системы пожаротушения. В зрительном зале, в трюме и на сцене на уровне планшета, на рабочих галереях и в районе колосников устраивают внутренний пожарный водопровод. Для обеспечения работы систем пожаротушения в театрах устанавливают насосы-повысители. Покрытие из горючих материалов над сценой, боковыми и задними карманами, зрительным залом, а также портальный проем и проемы в карманах защищают спринклерными и дренчерными установками.

В театрах на рабочих галереях и в районе колосников могут устанавливаться лафетные стволы. Зрелищные учреждения, как правило, построены по индивидуальным проектам, и поэтому каждое из них имеет свои особенности, которые изучаются личным составом пожарных подразделений в охраняемых районах.