Смекни!
smekni.com

Политико-правовое учение Ж.Ж. Руссо (1712 - 1778 гг.) (стр. 5 из 5)

В духе Монтескье и других авторов Руссо говорит о необхо­димости учета в законах своеобразия географических факторов страны, занятий и нравов народа и т. д. “Кроме правил, общих для всех, каждый народ в себе самом заключает некое начало, которое располагает их особым образом и делает его законы пригодными для него одного”. И следует дождаться поры зрелости народа, прежде чем подчинять его законам: “Если же ввести законы преждевременно, то весь труд пропал”. С этих позиций он критикует Петра I за то, что он подверг свой народ “цивилизации чересчур рано”, когда тот “еще не созрел для уставов гражданского общества”; Петр “хотел сначала создать немцев, англичан, когда надо было начать с того, чтобы созда­вать русских”.

В случаях крайней опасности, когда речь идет о спасении государственного строя и отечества, “можно приостанавливать священную силу законов” и особым актом возложить заботу об общественной безопасности на “достойнейшего”, т. е. учредить диктатуру и избрать диктатора. При этом Руссо подчеркивал краткосрочный характер такой диктатуры, которая ни в коем случае не должна быть продлена.

Т.о. закон (политический) есть акт общей воли, предметом которого является решение общего характера. Вводить законы имеет право только народ. Только власть закона может легализовать силу и сделать ее применение справедливым.

Заключение

Таким образом, в учении Жан-Жака Руссо проблемы общества, государства и права рассматривались с позиций обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета, что отразилось в трактовке закона как выражения общей воли, законодательной власти как прерогативе народа, идее о подотчетности Правительства народу и т.д. Главное условие, при котором возможна реализация его теории народного суверенитета – единое сильное государство. Пока люди смотрят на себя как на единое целое и одна воля во всем государство будет крепким и прочным, а его принципы ясными и прозрачными. В таком государстве нет и не может быть противоречивых интересов, следовательно, мир, единство, равенство – вот враги всех политических ухищрений.

Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведения французской буржуазной революции, особенно на ее якобинском этапе. Так, Декларация прав человека и гражданина 1789 года, Конституция ФР 1791 года находились под заметным влиянием идей Руссо (право народа на сопротивление угнетению, принадлежность верховной власти народу, трактовка закона как выражения общей воли)

Список использованной литературы:

  1. Волгин В.П. Развитие общественой мысли во Франции в XVIII в.-М..: Наука, 1977, с.183-220.
  2. Дворцов А.Т. Ж.-Ж. Руссо.- М.:Наука, 1980.-112 с.
  3. История политических и правовых учений: XVII – XVIII вв.Отв.ред. В.С. Нерсесянц.-М.: Наука, 1989. с116-143
  4. Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой Французской революции. – М. Мысль, 1989. с.21-90.
  5. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре , или Принципы политического права.- М.

[1]Дворцов А.Т. Ж.-Ж. Руссо.- М.:Наука, 1980.- с.3

[2] Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой Французской революции. – М. Мысль, 1989. с.44.

[3] Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре , или Принципы политического права.- М.1976

[4] Волгин В.П. Развитие общественой мысли во Франции в XVIII в.-М..: Наука, 1977, с.183-220.

[5] Следует сказать, что Руссо разграничивает «общую волю» и «волю всех». Воля всех – сумма воле изъявлений частных лиц. Если же отбросить из этих волеизъявлении взаимоуничтожающие крайности, то в результате сложения оставшихся получается общая воля.

[6] История политических и правовых учений: XVII – XVIII вв.Отв.ред. В.С. Нерсесянц.-М.: Наука, 1989. с.130