Смекни!
smekni.com

Токсикологическое влияние продукции текстильной промышленности (стр. 4 из 5)

Хроническая энцефалопатия не всегда легко распознается в силу того, что у некоторых пациентов ее проявления имеют форму депрессивных или маниакально-депрессивных состояний, которые можно принять за самостоятельное нервно-психическое заболевание. В некоторых случаях, при возникновении припадков, симптомы отравления следует отличать от эпилепсии. Нарушения чувствительности наблюдается редко; сообщалось о случаях мышечной слабости конечностей и различных изменениях нервной проводимости, хотя общий паралич наступает лишь в небольшом количестве случаев.

Частью клинической картины иногда является поражение почек, чаще всего в форме нарушения тубулярной реабсорбции и возникновения хронической нефропатии; однако чаще всего поводом для обращения к врачу является не это, так как нарушение функции почек обычно имеет место спустя долгое время после воздействия свинца. Самым ранним симптомом у работников почти всегда бывает незначительное снижение уровня гемоглобина. В большинстве случаев болезнь далее не развивается, за возможным исключением легких неспецифических жалоб, в основном на желудочно-кишечные расстройства.

Существует так же опасность заболевания сибирской язвой в результате контакта с необработанной шерстью из районов, где распространены возбудители этой болезни.

Соответствующие правительственные органы должны гарантировать, что такая шерсть должным образом стерилизуется, прежде чем поставляться в мастерские или на фабрики.

2.3 Производство шерсти

В различных производственных процессах, - например обезжиривания (двуокись диэтилена, синтетические моющие средства, трихлороэтилен и, в прошлом, тетрахлорметан), дезинфекции (формальдегид), отбеливания (двуокись серы, хлор), крашения (хлорноватокислый калий, анилины) и т.п. - используются опасные химикаты.

Основная причина отрицательного влияния моющих средств на здоровье человека обусловлена наличием в их составе соединений фосфора, которые нарушают кислотно-щелочное равновесие клеток кожи, вызывая, прежде всего, дерматологические заболевания. Помимо наружного — дерматологического воздействия, соединения фосфора оказывают влияние и на функционирование организма в целом, поскольку при контакте с кожей они проникают непосредственно в кровь, изменяют процентное содержание в ней гемоглобина, вызывают изменение плотности сыворотки крови, содержание белка. Нарушаются функции печени, почек, скелетных мышц, что проводит, в свою очередь к тяжелым отравлениям, нарушению обменных процессов и обострению хронических заболеваний. Установлено, что основной механизм воздействия соединений фосфора — взаимодействие их с липидно-белковыми мембранами и проникновение через них в различные структурные элементы клетки, вызывая тем самым тонкие, глубокие изменения в биохимических и биофизических процессах.

Учеными проводились исследования влияния паров формальдегида концентрацией 5, 10 мг/м3 на состояние антиоксидантной системы в печени и крови мышей, крыс, активность ферментов пентозофосфатного пути обмена углеводов, морфологический состав крови и массу иммунокомпетентных органов. Результаты исследования показали, воздействие формальдегида вызывает активацию процессов перекисного окисления липидов в эритроцитах и гепатоцитах. В клетках печени эти изменения происходят на фоне повышения функциональной активности антиоксидантной и детоксикационной систем. Выявлено антивитаминное действие формальдегида в отношении фосфорилированной формы тиамина печени, причем степень выраженности эффекта от дозы токсиканта не зависит. Изменений морфологического состава крови не обнаружено. Ингаляция формальдегида приводила к угнетению вилочковой железы. Этот эффект наблюдается при концентрации формальдегида 10 мг/м3, когда и в эритроцитах, и в печени зафиксировано усиление пероксидации липидов.

Отравления анилином возможны как при вдыхании паров, так и при попадании жидкого анилина на кожу (жара и влажность усиливают всасываемость). Тканевое дыхание угнетается не только за счет образования метгемоглобина, но и в результате прямого угнетающего влияния анилина и его метаболитов на систему внутриклеточных дыхательных ферментов. Канцерогенность анилина отрицается.

В легких случаях человек подвергается небольшой слабости, головной боли, головокружению, ухудшению аппетита. При отравлениях средней тяжести, кроме того появляются тошнота, иногда рвота, шатающаяся походка. Иногда глухие тоны, небольшое расширение сосудов, учащение пульса, редко повышение кровяного давления.

Нервные стволы в ряде случаев болезненны, сухожильные рефлексы повышены. В более тяжелых случаях - учащение пульса, не соответствующее цианозу, учащение дыхания; подергивания и судороги, общее понижение тонуса мышц, психическое возбуждение, падение температуры, похолодание конечностей, нарушение сознания, расширение зрачков, исчезновение зрачковых и сухожильных рефлексов. В самых тяжелых случаях кома. У погибших - венозное полнокровие всех органов, шоколадно-бурая, вязкая и медленно свертывающаяся кровь, множественные кровоизлияния в серозные и слизистые оболочки, пигментные отложения в печени, метгемоглобиновые цилиндры в почках. В крови до 60 % метгемоглобина и тельца Гейнца. Инактивация гемоглобина сохраняется некоторое время и после исчезновения метгемоглобина. Долго держится цианоз; возможны его рецидивы после горячей ванны, приема алкоголя и др., Синюха объясняется, по-видимому, не только метгемоглобинемией, но также венозным застоем и образованием пигмента в тканях. В моче иногда кровяной пигмент, обычно значительное увеличение содержания свободных фенолов с последующим увеличением связанных, п-аминофенол. Длительно могут сохраняться признаки поражения центральной нервной системы и расстройства желудочно-кишечного тракта.

Установить токсические концентрации паров для человека трудно, так как обычно яд проникает через кожу. По наблюдениям ученых, концентрации 0,3- 0,6 мг/л переносятся в течение 1 ч без какого-либо действия.

2.4 Производство шелка

В процессе производства шелковых тканей можно выделить несколько основных причин ухудшения состояния здоровья у работников. Одним из веществ, представляющих опасность является моноокись углерода.

Симптомы отравления моноокисью углерода предполагающие головную боль, головокружение и иногда тошноту и рвоту, обычно в легкой форме, были выявлены в Японии, где шелководство часто является распространенным домашним производством. Отравления были вызваны использованием древесного угля в качестве топлива в плохо вентилируемых комнатах для культивирования шелкопряда.

Дерматит рук у женщин задействованных в операции намотки шелка-сырца являлся чрезвычайно распространенным заболеванием, особенно в Японии, где в 20х годах двадцатого столетия был выявлен коэффициент заболеваемости среди работников занятых в данной операции величиной в 30-50 %. Четырнадцать процентов пораженных работников пропускали в среднем три рабочих дня ежегодно. Характерным признаком повреждения кожного покрова, главным образом на пальцах, запястьях и предплечьях, является эритема, покрытая небольшими пузырьками, которые становились хроническими или экзематозными и чрезвычайно болезненными. Обычно считается, что данное заболевание вызывают продукты распада мертвой куколки и паразит, присутствующий в коконе.

В бывшем Советском Союзе необычный взрыв случаев заболевания тонзиллитом был зафиксирован среди работников занятых в шелкопрядении и прослежен до его источника - бактерий, которые населяли бассейны, используемые при намотке шелка-сырца, и в окружающем воздухе цеха выращивания коконов. Дезинфекция и частая замена воды ванн, используемых при намотке шелка-сырца, совместно с применением в коконовых цехах вытяжной вентиляции исправили данную ситуацию.

Был также выявлен и описан фактор вызывающий респираторные заболевания у работников занятых в операции перемотки шелка на прядильных или мотальных машинах. В зависимости от скорости оборудования возможно образование аэрозоля из белкового вещества окружающего шелковую элементарную нить. При насыщении данным образованием воздуха и попадании в дыхательные пути оно может вызвать легочную реакцию схожую с биссинозной реакцией легких имеющей место при вдыхании хлопковой пыли.

2.5 Производство вискозы

Основная опасность при производстве вискозного волокна - вредное воздействие сероуглерода и сероводорода. Оба соединения производят множество токсичных эффектов в зависимости от интенсивности и продолжительности воздействия и от того, какие органы подвержены воздействию; симптомы варьируются от утомляемости и головокружения, раздражения дыхательных путей и желудочно-кишечных расстройств до серьезных невропсхиатричексих расстройств, нарушений зрения и слуха, продолжительной потери сознания и смерти.

Острое и подострое отравление развивается при воздействии CS2 в концентрации 500-3000 мг/м3 и характеризуется в основном проявлением неврологических и психиатрических симптомов (раздражительность, смены настроения, маниакальный психоз, галлюцинации, параноидальные идеи, потеря аппетита, желудочно-кишечные и сексуальные расстройства). При многолетнем воздействии 10 мг/м3 отмечается сенсорный полиневрит и повышение болевого порога. Эти неврологические нарушения сопровождаются психологическими расстройствами. При воздействии 100-500 мг/м3 отмечаются неврологические и сосудистые нарушения в зрительном аппарате: оптическая атрофия, экссудативные изменения, точечные кровоизлияния, ретробульбарный неврит, микроаневризма и склероз сосудов. Морфологические изменения сопровождаются функциональными (изменение цветовосприятия, темновой адаптации, реакции зрачка на свет, аккомодации и т.д.). При хроническом воздействии 20-300 мг/м3 установлено воздействие CS2 на кровеносные сосуды и различные органы и ткани, приводящее к развитию энцефалопатии и нефропатии. При предрасположенности к коронарной болезни сердца оказывает влияние на коронарные сосуды сердца.