Пьянство действует пагубно не только на здоровье самих пьяниц, но и на организм происходящего от них потомства. Оно весьма сильно способствует вырождению потомства. Дети пьяниц родятся хилыми и с задатками грядущих болезней. Это явление еще недостаточно изучено для того, чтобы можно было установит его с помощью точных цифровых данных. Но оно уже подмечено, и можно с уверенностью сказать, что пьянство оказывает огромный вред на будущее подрастающих поколений. Так, известный французский психиатр, д-р Маньян, указывает следующие любопытные наблюдения. «Из 1000 детей, происходящих от алкоголиков, 200 умирают в первом же году своей жизни, около 100 исчезают в первые годы детства, a среди 2/3 остальных есть множество идиотов, эпилептиков и значительное число выродившихся, лишенных всяких нравственных понятий» с развращенными инстинктами и чувствами, субъектов ненормальных, находящихся в постоянной вражде с обществом, которое ими тяготится и которому они угрожают постоянными опасностями».
Несомненна также связь между пьянством и самоубийством. Частью опьянение, как ненормальное психическое состояние, непосредственно приводит к самоубийству; частью же самоубийство является последствием обеднения обусловленного пьянством. По данным, приводимым проф. Александром фон-Эттингеном (Moral Statistik), 12,6% всех самоубийств – из значительного числа рассмотренных им для четырех стран случаев – являются последствием пьянства. В Париже 1/8 часть всех самоубийц кончают жизнь под влиянием пьянства.
Не подлежит, далее, сомнению тесная связь между пьянством и преступностью. С особенною уверенностью убеждение это высказывается лицами, которые имели возможность близко наблюдать жизнь преступников. В Англии судьи и начальники тюрем и полицейских учреждений высказали, что от 3/4 до 4/5 всех преступлений совершено в нетрезвом виде. В 1877 году в парламентской комиссии начальники тюрем и духовенство показали, что из числа заключенных в тюрьме – от 60% до 90% были жертвою пьянства. В Пруссии, по словам д-ра Бэра, от 50% до 60% всех преступлений совершаются под влиянием алкоголя; в некоторых же отдельных категориях преступлений этот процент еще значительнее: так, из всех случаев нанесения тяжких увечий, в полном опьянении совершено было 70,4%,: из преступлений против нравственности – 77% приходится на долю пьянства.
Нужно ли говорить, наконец, о том вреде, какой оказывает пьянство в имущественных интересах, как часто оно служит главным фактором нищеты? «Мы пьянствуем, – отвечали мазуры одному исследователю, – потому что мы бедны; но мы бедны потому, что пьянствуем». Помимо расходов на свою пагубную страсть, привычный пьяница прежде всего плохой работник, как бы ловок он ни был от природы: он, конечно, ничего не сбережет про черный день. И от этой его страсти терпит и он сам, и его семья. Ни заработок семьи, ни помощь, оказываемая общественным призрением, неспособны помочь ему, ибо большая часть из этого уходит в кабак. По расчету одного англичанина, из каждых, 100 фун. стерл. раздаваемых в Англии пособий 30 фунт. в тот же день уходят в кабаки. Другой пример: в 1874 г. санитарный совет в Массачусетсе разослал циркуляр к лицам, заведующим домами для бедных, с' просьбою дать ответ на два вопроса: 1) сколько бедняков, содержащихся в этих домах или получающих пособия, попало в это положение вследствие пьянства; 2) сколько детей принято в богадельни вследствие пьянства их родителей. От 51 города получено в ответ, что 35% всех мужчин попали в эти дома вследствие пьянства; от 35 городов – 40% и от 57 – 41%. По второму вопросу оказалось, что в 27 городах все дети в богадельнях содержатся вследствие пьянства родителей.
Из приведенных данных и соображений с достаточною ясностью выступает вред, порождаемый пьянством, как социальным злом. В сознании этого вреда и лежит главный стимул борьбы с этим злом, задачи которой падают на государство и общество, Сознание необходимости этой борьбы встречается уже давно; но в течение долгого времени попытки ее являлись случайными, разрозненными и не имели заметных результатов. Более серьезное значение и большую последовательность меры борьбы с пьянством получили лишь в течение XIX столетия. Оно вообще характеризуется более внимательным отношением к нуждам низших слоев населения, a именно – они являются жертвами пьянства в наибольшей степени. Следует заметить также и то, что главным инициатором в этой борьбе в большинстве стран оказалось не государство, a общество, в лице наиболее просвещенных его членов.
Ранее других за борьбу с пьянством принялась та страна, где ранее водворился демократический строй: Соединенные Штаты Северной Америки. Честь первой попытки противопоставить оплот развивающемуся пьянству принадлежит американскому врачу Реш, который в 1804 г. опубликовал свои изыскания о влиянии крепких напитков на тело и ум человека Под влиянием его, несколько лет спустя, образовалось первое американское общество трезвости (в Бостоне). Общество это пропагандировало не совершенное воздержание от крепких напитков, но только умеренное их употребление. Общество это не имело успеха, и в среде его деятелей возникло убеждение, что для массы народа, особенно для необразованных классов действительным средством избежать злоупотребления спиртными напитками может служить только абсолютное воздержание от них. В результате этого убеждения, в 1827 г. в Бостоне было учреждено новое общество трезвости (Temperance Society), члены которого обязывались под присягою совершенно не употреблять крепких напитков, за исключением лекарств, и кроме того не предлагать их никому и употреблять все свое влияние для уничтожения причин и последствий пьянства. Успех на этот раз был чрезвычайный: быстро стали возникать новые такие же ассоциации, и в. 1835 г. насчитывали до 8.000 обществ трезвости с l, 5 миллионами членов. Благодаря этому, 4.000 винокуренных заводов прекратили работу и более 80.000 торговцев закрыли свои заведения, где продавались спиртные напитки.
В дальнейшем развитии борьбы с алкоголизмом в Америке, под влиянием событий междуусобной войны 1861–1865 гг., произошла задержка. В армии злоупотребление крепкими напитками приняло широкие размеры, так что этому обстоятельству приписывали весьма важные военные промахи, a в народе вообще, в эти годы возбужденного состояния страны и ненормального течения государственной и общественной жизни, обнаружилось увеличение пьянства и ослабление энергии в деле борьбы с ним. С восстановлением спокойствия в стране, снова с движение с целью пропаганды идей трезвости.
Этому в значительной степени содействовал так называемый «женский крестовой поход» (Women's Crusade) против пьянства – агитация, предпринятая американскими женщинами в 1874 году. Агитация эта велась с большею энергиею во многих штатах, выражаясь в экзальтированной проповеди о вреде пьянства и в горячем призыве к воздержанию. В результате этого движения явилось образование многих новых обществ трезвости и оживление деятельности старых. Особенное значение получил обширный национальный союз трезвости «National Temperance Society», образовавшийся еще в 1865 году в целях объединения усилий отдельных обществ трезвости (к этому союзу примкнуло более 300 обществ). Союз этот поставил себе задачей противодействовать не только потреблению крепких напитков, но и производству их и торговли ими, посредством проведения законодательным путем разных ограничительных и запретительных мер. Во главе союза находится комитет из 36 лиц, принадлежащих к разным политическим партиям и вероисповеданиям; под руководством этого комитета на местах действуют агенты союза, имеющиеся почти в каждой общине. На дело пропаганды идей трезвости союз истратил в 1865–1891 гг., более 1 миллиона долларов. В некоторых штатах, под влиянием пропаганды этого союза, и других больших обществ трезвости приняты законодательные меры относительно воспрещения производства и торговли спиртными напитками.
Из Америки движение в пользу организации обществ трезвости проникло в Европу и развилось прежде всего в Англии, где первое такое общество возникло в 1829 г. в Гласгове. И в Англии была на первых же порах допущена ошибка, сделанная в Америке и тормозившая успешную деятельность обществ трезвости: они восставали не против употребления спиртных напитков вообще, a только против злоупотребления ими; кроме того, усилия их были направлены, главным образом, против потребления водки, a между тем, под влиянием закона 1830 г. о производстве и продаже пива, пьянство в пивных приняло не менее обширные размеры, чем пьянство в кабаках. Сознание неуспешности стараний обществ в борьбе с злоупотреблением вызвало стремление положить в основу их деятельности начало полного воздержания, так наз. Teetotаlism. В деле пропаганды этого начала чрезвычайную энергию проявил ирландский католический патер Мэтью, прозванный «апостолом воздержания». Своею энергическою и воодушевленною проповедью (с 1838 г. в Ирландии, Англии и Америке он, по расчетам современников, обратил к трезвости более 5 миллионов людей. В Ирландии, под его влиянием, движение против пьянства приняло национальный характер, и его пропаганда дала ирландскому союзу воздержания (Irish total abstinence Association) около l. 800.000 членов. Потребление водки, составлявшее в Ирландии в 1838 г. 121/4 милл. галлонов, упало в 1841 году до 61/2 милл. галлонов.
В дальнейшем развитии обществ трезвости в Англии выработались типические черты их организации, их задачи и приемы деятельности. Важнейшими из них являются: устная и печатная пропаганда идей трезвости, для чего широко организуются публичные чтения, проповеди и пр. и издаются и энергично распространяются газеты, журналы, брошюры и воззвания; устройство музеев, читален, клубов; организация различных разумных развлечений для народа: устройство лечебниц для привычных пьяниц; воздействие на законодательство в смысле упорядочения торговли вином, улучшения его качества и пр.