Смекни!
smekni.com

Мышление педагога в условиях развития информационной цивилизации (стр. 1 из 2)

Гафнер В.В.

Происходящие изменения в сознании людей и различных областях деятельности отражают становление нового общества - общества информационного типа. Для понимания того, как эти изменения влияют на мышление педагога, рассмотрим процесс возникновения и развития информационного общества. Нагляднее всего это сделать, применяя к описанию эволюции общества ритмо-информациологический подход.

Эволюция человеческого общества может быть охарактеризована двумя фундаментальными процессами - развитием человека и социально-технологическим развитием общества. Биологический период отражает смену поколений. С течением времени биологический период практически не изменился и его можно считать как среднестатистический возраст родителей при появлении их первого ребенка, т.е. 20-25 лет.

Периоды и циклы социально-технологического развития характеризуются сменой социальных формаций, например, прогресс в области используемых технологий. Под технологическим циклом понимается не только кардинальные революционные изменения технологии (каменный век, железный век), но и последовательная смена технологий и моделей, выражающаяся, например, в поколениях средств связи, средств передвижения и т.п. Абсолютно точно периодичность социального развития установить не возможно. Однако прослеживается общая тенденция: если 5-7 веков назад период социального развития составлял около 200-300 лет, то к началу XXI века он сократился до 1-2 лет [2].

До конца XIX века базовой характеристикой социального развития общества был технологический уровень. За один и тот же технологический период происходило несколько циклов смены поколений. Следовательно, информационно-несущими выступали периоды смены технологий, накладываемые на более высокую частоту смены поколений людей.

Совпадение периодов биологического и социального развития пришлось на первую половину ХХ века. При современном уровне развития человечества на время одного поколения приходится несколько технологических циклов, и текущий технологический уровень характеризует лишь сравнительно небольшой интервал жизни человека. Это означает изменение не только лежащих в основе технологий процессов и деятельности, но и всей сопутствующей системы механизмов и средств такой деятельности. Происходит смена целевых установок, ценностных ориентаций, системы конкретных знаний.

Таким образом, возникновение информационного общества обусловлено сменой информационной составляющей эволюции цивилизации с социального ритма на биологический. Современное общество, начиная с последней четверти ХХ в., перешло к информационной эре, а информационно-несущей компонентой, определяющей уровень, качество и характеристику цивилизации, стал сам человек.

В прошлом веке В.И. Вернадский писал о том, что неизбежно наступит время, когда эволюционные процессы на нашей планете будет определять человеческая жизнедеятельность. Определяющим началом при этом будет не стихия естественного развития, а разум человека. Таким образом, биосфера станет ноосферой, т.е. сферой господства разума человека. В ноосфере люди должны принять на себя ответственность за дальнейший ход эволюции на Земле. В условиях быстрых изменений индивидуальные качества человека приобретают еще более важное значение, чем раньше.

Указанное В.И. Вернадским время наступило "наполовину". С одной стороны, изменения произошли - человеческая деятельность действительно стала заметно влиять на эволюционные процессы. С другой стороны, изменения произошли так быстро, что человечество, в основной массе, даже не успело понять этого и не совершилось самого главного - господства разума человека.

Состояние современного общества можно описать известными словами Л. Кэрролла в одном из его произведений: "Приходится бежать со всех ног, только чтобы остаться на том же месте. Если хочешь попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее". Размышляя над этим образом, возникает четыре вопроса:

1) Зачем нужно бежать?

2) Что может взять с собой бегущий человек?

3) Как не растерять по пути, и даже преумножить, то, что взял с собой человек?

4) Куда бежит этот человек?

Выше было сказано о возросшей ответственности каждого человека в современном мире. Имеет ли человек право останавливаться, когда вокруг него все стремительно развивается и этот процесс требует постоянного контроля? Если этот человек хочет перемещаться и путь его - вся жизнь, он возьмет с собой только самое ценное и нужное для своего движения, то, что дает равновесие и опору, то, что требуется в 15, 25, 40, 60 лет и старше. Постоянным в стремительно меняющемся мире может быть лишь внутренний, духовный стержень человека.

Стремительный ветер перемен современной жизни способен негативно влиять на мышление и мировоззрение человека. По аналогии с известным процессом выветривания1, процесс негативного изменения мышления и мировоззрения человека под влиянием внешних информационных источников можно определить как духовное выветривание человека. Чтобы не допустить духовного выветривания человеку свой духовный стержень нужно постоянно укреплять, растить как дерево.

В сравнении с людьми разных профессий, у учителя особое задание. Учитель не просто передает ученикам опыт человечества. М.М. Рубинштейн писал: "Современная педагогика должна с открытыми глазами смотреть на то, что учитель передает детям не только то, что он стремится сознательно передать им, но что от всей его личности, навыков и поведения идет определенное влияние, иногда много более значительное, чем-то, что им он сообщает в сфере познаний теоретических или рассудочных". Можно утверждать, что от личности педагога и его культуры, зависит направление и уровень развития общества, государства и нашей планеты в целом. Таким образом, вопрос о духовном выветривании педагога требует внимательного изучения и скорейшего разрешения.

Приведем некоторые результаты анкетного опроса проведенного Е.В. Яковлевой в рамках диссертационного исследования "Становление учителя как субъекта культуры" [4]. Отвечая на вопрос о том, должен ли учитель формировать себя как человека культуры, практически все респонденты отметили, что культурное становление является основой всесторонне развитой личности, способной интегрироваться в общекультурное мировое пространство. Культурное развитие учителя и студенты понимают как развитие, прежде всего, внутреннего мира.

На вопрос: "Что в наибольшей степени способствует Вашему культурному росту?" 46% респондентов ответили: "общение с друзьями", 35% - "наличие собственной библиотеки", 7% - кино, 15% - театр, 20% - чтение периодики, 25% - просмотр телепередач, 38% - научная и методическая работа. Респондентам было предложено самим дополнить анкету, указав, что еще способствует их культурному росту. Дополнительные факторы указали 22% респондентов: общение с детьми, общение с природой, музыка, посещение выставочных залов и музеев, эстрадные концерты.

Результаты исследования свободных описаний педагогов на тему: "Миссия современного учителя" показывают, что части педагогов свойственно понимание своей миссии как посреднической (23% от общей выборки работ). Большинство учителей (77%) понимают свое назначение как трансляцию информации, формирование и контроль культурно закрепленных навыков интеллектуального труда и нравственного поведения. Идея изменений, непрерывного развития своей культуры в этих работах отступает перед статичностью. Такое понимание своей профессиональной миссии является существенным ограничением развития учителя. Что касается студентов, то их представления о миссии учителя в современном мире сводятся к достаточно узкому пониманию - "дать знания", "сформировать навыки культурного поведения".

Основной причиной сложившейся ситуации являются шаблоны профессионального мышления педагогов. По этому поводу А.А. Орлов отмечал, что "в профессиональном мышлении каждого специалиста представлен понятийно-проблемный уровень мышления его эпохи, свойственный ей способ понимания педагогических процессов и явлений, что, в свою очередь, усиливается установками, этическими нормами, ценностями и другими социально-психологическими механизмами, присущими современному обществу. Ими обусловливается наличие того типа педагогического мышления, который доминирует в настоящее время" [3].

Современная научная картина мира представляет наше бытие как информационно-управляемый материальный мир, позволяющий по своей структуре осуществлять его бесконечное познание любому своему разумному объекту, достигшему соответствующего уровня развития, т.е. осознавшему своё подключение к единому информационному полю материальных систем.

Научные исследования С.В. Зенина [1] во многом изменяют существующие представления о мироустройстве. Открытие единой информационной взаимосвязи между информационно-фазовыми состояниями материальных систем позволяет утверждать следующее: как извне из единого информационного поля информация действует и тем самым управляет человеком, так и мыслительная деятельность каждого человека, имеющая вполне материализованное воплощение, способна передавать информацию и влиять через единое информационное поле на любой взаимосвязанный с этим полем объект. Это показывает, насколько осторожными люди должны быть в своих мыслях и желаниях. С.В. Зенин считает, что по информационному влиянию на мир человек выступает как часть божественной сущности. Мир управляется разумом, в том числе и нашим.

Ш.А. Амонашвили говорил, что "Учитель - соработник Бога". Имеющаяся у рядового педагога информационная картина мира2, по большому счету, не соответствует существующей реальности и препятствует осознанию ответственности человека за происходящие негативные изменения в современном мире. От направленности мышления педагога зависит многое, ведь он должен не только укреплять свой духовный стержень и противостоять собственному духовному выветриванию, но и направлять других. В этом и заключена особая миссия педагога.