“Вместе с тем следует иметь в виду, что само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления, т.е. ближайшую и необходимую предпосылку права. Важная роль в претворении идеалов естественного права принадлежит основанному на нем позитивномуилисобственно юридическомуправу.”[V]
“Естественно-правовая теория прошла сложный путь развития, ее популярность, всплески расцвета всегда были связаны со стремлением людей изменить жизнь к лучшему – это и эпоха возрождения, и эпоха буржуазных революций и современная эпоха перехода к правовому государству.”[VI]
Эта теория имеет огромное значение для развития юриспруденции. Она утверждает идею неотъемлемых прав человека; благодаря ей стали различать право и закон, естественное и позитивное право, концептуально соединяет право и нравственность.
b) теория юридического позитивизма и теория нормативизма
Теория юридического позитивизма зародилась в середине 19го века. Возникает она в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». В наше время отношение юристов к позитивной теории права не воспринимается больше только как правоваядоктрина прошлого, имеющая исключительно историческое значение.[VII] Ее приверженцами являлись Г. Шершеневич и К. Бергбом. На мой взгляд наиболее точное и правильное определение позитивной теории дает С.С. Алексеев[VIII]. Вот как оно звучит: “Позитивная теория, суммирующая данные аналитической юриспруденции, - это самодостаточная наука, предметом которой является догма права.”[IX] Итак, из данного определения видно, что данная теория строится на следующем: в исследовании взглядов на понятие права не следует покидать сам предмет права т.е. догму права. Таким образом, мы можем наблюдать отождествление права и закона, фактически признание существования единственного права - позитивного права. Сторонники этих взглядов исходили из того, что “правовые нормы обязаны своим возникновением и развитием не реальным общественным отношениям, а либо формальным установлениям государства, либо возвышающейся над обществом «суверенной, главной норме», определяющей иерархическую пирамиду, согласно которой каждая норма черпает свою юридическую силу в норме, занимающей более высокую по сравнению с ней ступень пирамиды.”[X] В данной цитате очевидно то, что идет переплетение теории нормативизма и позитивной теории. Они кажутся тоже очень близкими. Но сейчас следует вернуться к самому определению позитивного права.
Нельзя не признать, что самое точное и глубокое понимания сущности позитивной теории права, основанной на философии позитивизма и ориентирующейся одновременно на все сферы правовой действительности (государство, бщество, человек), не ограничиваясь рамками одной из них и включая в себя как аналитическую, так и социологическую юриспруденцию[XI]
Итак, что же понимает позитивистская теория под словосочетанием позитивное право: “Позитивное право – это реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически дозволенное и юридически не дозволенное поведение и выносятся судами, другими государственными учреждениями юридически обязательные императивно властные решения. Позитивное право представляет собой институционное образование: оно существует в виде внешне объективированных институтов, формализованных юридических норм, выраженных в законах, иных общеобязательных нормативных юридических документах.”[XII]Немаловажным моментом при характеристике позитивного права является то, как оно формируется и прежде всего как возникает. По данной теории оно возникает в результате деятельности государства. Такой деятельностью может являться либо издание собственных нормативных актов, либо санкционирование норм обычного права. Позитивное право является «письменным правом», поскольку без письменной редакции возможно вольное толкование норм, по сути это и отличает позитивное право от обычного. Но существует и обратная сторона позитивной теории – возможность установления в нормативных актах произвола властей, беззакония и тд.
Между тем С.С. Алексеев имеет свое мнение на счет значения позитивной теории для науки: “ в науке были предприняты попытки в пределах позитивной теории развить такую научную концепцию, которая сама по себе предстала бы в виде «вершины» юридических знаний, дала бы праву своего рода исчерпывающую «философию». Эти попытки, которые принесли известный познавательный эффект, вместе с тем придали позитивной теории не свойственные ей черты дисциплины с неоправданными претензиями, сообщили самому выражению «юридический позитивизм» неодобрительный смысловой оттенок, довольно широко распространившийся в науке.
Такого рода тенденции нашли выражение в концепциях нормативизма, наиболее последовательно и ярко – в «чистой теории права» Г. Кельзена и его последователей”.[XIII]
Итак, для рассмотрения этой теории следует в первую очередь ввести определение права, данное В.Д. Переваловым.[XIV] Оно мне кажется наиболее точным. Вот как оно звучит: “Право - это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором данной концепции считают Г. Кельзена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Юридическая сила и законность каждой нормы, зависит от «вышестоящей» в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы. ”[XV]
Теория нормативизма имеет известные и, пожалуй, даже серьезные объективные обоснования. Они утверждают, что никакого иного, кроме опирающегося на государство, права не существует, обязательность правовых норм проистекает не из нравственности , а из государственного авторитета.[XVI] Нормы права здесь не зависят ни от экономики, ни от политики, ни от каких либо др. факторов. В этом, на мой взгляд, кроется недостаток теории нормативизма т.к. идет отрицание обусловленности права потребностями общественного развития, игнорирование естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, что ведет к абсолютизации государственного влияния на правовую систему. Вот что пишет на этот счет С.С. Алексеев: “По логике суждений Г. Кельзена его «чистая теория» отвлекается при рассмотрении права от всех внешних связей и факторов для того, чтобы во имя последовательного объективного подхода замкнуться на одной лишь юридической форме, на одной лишь юридической догматике. Отсюда - замкнутость анализа только сферой «долженствования», многоступенчатой «нормой» – идея, в соответствии с которой каждая «нижестоящая» юридическая норма должна выводится из нормы «вышестоящей» вплоть до «основной нормы», увенчивающей всю пирамиду позитивного права, что и влечет за собой понимание права в духе крайнего юридического нормативизма.”[XVII]
Подводя итоги изложенному, отметим, что в настоящее время может быть востребована позитивная теория права, основанная на философии позитивизма. Современную позитивную теорию права можно было бы разработать на основе научного наследия русских ученых, творивших на рубеже XIX и XX веков с учетом новых реалий модификаций и последних достижений науки. Так же отмечено, что среди ученых нет единства взглядов на сущность и содержания позитивизма в праве, что обусловлено наличием теорий и учений о «позитивности праве». В юридической литературе нередко отождествляются понятия «юридический», «этатический», «правовой» позитивизм, «позитивистская», «позитивная», «формально- догматическая», «аналитическая юриспруденция» и даже «позитивная теория права» в целом.
На наш взгляд, по мере установления в России демократического, правового государства, развития наук о человек и обществе, позитивная теория права будет все более проникать в юридическую науку и законодательство. Судьба этих идей в нашей стране будет зависеть от состояния общества, уровня его стабильности и солидарности. Позитивная теория предполагает эволюционное, поступательное развитие общества. Она нацелена на охрану прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка, на обеспечение личной и общественной безопасности, на создание сбалансированных интересов личности, общества, государства, достижение и поддержание общественного согласия и социальной стабильности, необходимо для этого правовой базы и механизма ее применения, гарантирующих их безопасность. [XVIII]
Считается, что теория нормативизма принесла и приносит известный положительный эффект, она способствует более основательному пониманию свойств права, его особенностей как институционного нормативного образования. А мнение о том, что позитивная теория – отрасль знаний из прошлого, которая далека от принципов демократии и требований современного гражданского общества, возникло лишь в результате её неправильного толкования отдельными приверженцами нормативизма.
с) психологическая теория
Возникает она в начале 20го века в Германии, но наиболее основательно и оригинально эта теория была разработана Леоном Петражицким. Суть его концепции заключается в следующем: “… он (подход) различает позитивное право, официально действующее в государстве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединения переживают как право. Позитивное право, выражаемое в законах и др. актах, мало доступно гражданам, чьи представления и иллюзии об этом официальном праве Петражицкий называет фантазмами.”[XIX] Он среди различных психологических состояний на первый план выдвигает человеческие эмоции, выделяя в них две группы.