Приобретательная давность. Этот институт появился в современном российском законодательстве сравнительно недавно. Впервые нормы о приобретательной давности были введены в п. 3 ст. 7 Закона РСФСР от 24 декабря 1990г. "О собственности в РСФСР" <*>. Приобретательная давность была также закреплена Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991г. (п. 3 ст. 50) <**>.
В ГК приобретательной давности посвящена ст. 234. В силу приобретательной давности владелец имущества - физическое или юридическое лицо, открыто и непрерывно владеющее им как собственным в течение определенного периода времени, приобретает на него право собственности. Для движимых вещей срок непрерывного и открытого владения, дающий право на приобретение права собственности по давности, составляет пять лет, для недвижимых вещей - 15.
Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <*> предусмотрел, что приобретательная давность распространяется на все случаи, когда владение имуществом началось до момента вступления в силу части первой ГК, т.е. с 1 января 1995 г., но продолжается в момент вступления ее в силу. Таким образом, в соответствии с ГК возможность приобрести право собственности на движимое имущество есть у лиц, непрерывно владеющих им после 1 января 1990 г. (пять лет к моменту вступления в силу части первой ГК), а на недвижимое - если владение началось после 1 января 1980 г. (10 лет к моменту вступления в силу части первой ГК).
Когда владелец для давности является правопреемником другого лица, ранее владевшего этой же вещью, к своему сроку новый владелец может присоединить время владения вещью его предшественником. Срок приобретательной давности в отношении вещей, которые собственник мог истребовать у незаконного владельца на основании ст. ст. 301 - 303 ГК, начинает течь с момента, когда истекли сроки давности для предъявления виндикационного иска.
Нужно подчеркнуть, что владение для давности всегда является владением фактическим (nihil praescribitur nisi quod possidetur - давность не действует на то, что не находится во владении), оно не имеет законного основания, в отличие от законного - титульного владения. Наличие правового титула (договора аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и т.п.) исключает применение норм о приобретательной давности <*>. Поэтому о владении для давности нельзя говорить как о праве. Законное владение всегда производно от права собственности. Фактическое владение от воли и от права собственника не зависит. Более того, если собственник существует (не умер, не ликвидирован и т.п.), фактическое владение нарушает его права и в этом смысле выступает объективно противоправным деянием.
Помимо того, что владение должно быть фактическим и не основанным на законе, для приобретения имущества по давности необходимо наличие трех других условий: открытость, непрерывность и добросовестность владения имуществом как собственным.
Характеристика владения "как своим собственным" относится ко всем вышеназванным условиям и определяет их специфику.
Добросовестность означает, что владелец не знал и не должен был знать о незаконности своего владения (ст. 302 ГК) <*>. Как правило, добросовестный владелец считает себя собственником имущества и совершает в отношении него те действия, которые обычно совершает собственник.
Открытость предполагает очевидность владения для окружающих. Однако открытость владения не должна быть искусственной. Владелец, действующий "как собственник", использует имущество в соответствии с его назначением и своими потребностями. Если, к примеру, ювелирное украшение надевается только в особых случаях, а в остальное время хранится недоступным для взоров окружающих, условие об открытости будет соблюдено. Более того, какие-либо специальные действия, направленные на показную открытость, демонстрация своего владения по поводу и без повода не только не будут подтверждать соблюдение этого условия, наоборот, станут свидетельством того, что лицо не уверено в своем праве на вещь, следовательно, ведет себя не "как собственник" (другими словами, то, что изначально было противоправным, не становится действительным с течением времени - non firmatur tractu temporis quod de iure ab initio non subsistit).
Категорию "непрерывности" владения ГК не раскрывает. Принимая во внимание фактический, а не юридический характер владения, предполагающий возможность непосредственного, физического господства над вещью, непрерывным можно считать такое владение, при котором вещь или находится непосредственно в имуществе владельца, либо, находясь в имуществе другого лица, остается под юридическим контролем владельца, который может востребовать ее в установленном законом порядке (sine possessione praescriptio non procedit - давность не течет без владения).
Для приобретения права собственности на недвижимые вещи в силу приобретательной давности, помимо соблюдения указанных условий и истечения пятнадцатилетнего срока, необходима государственная регистрация права собственности. Для государственной регистрации необходимо предварительно получить судебное решение об установлении фактов, имеющих юридическое значение: непрерывность, открытость, добросовестность владения вещью как собственной в течение установленного периода времени (п. 3 ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
4. Производные способы приобретения права собственности предполагают правопреемство в отношениях по поводу вещи нового и предшествующего собственника. Правопреемство имеет место в случаях перехода права собственности по договору об отчуждении вещи, приобретения права собственности членом кооператива при полной выплате паевого взноса, наследования, реорганизации юридического лица. К производным способам приобретения права собственности относят также принудительный выкуп имущества у его собственника.
Основания приобретения имущества в собственность при наследовании, реорганизации юридического лица, принудительном выкупе, приватизации, национализации рассматриваются в других главах учебника.
К договорам об отчуждении вещи относятся договоры купли- продажи, мены, дарения, ренты и др. Помимо заключения договора для перехода права собственности к приобретателю, как правило, необходимо дополнительное обстоятельство - передача вещи (п. 1 ст. 223 ГК).
Под передачей вещи понимается ее фактическое вручение приобретателю, т.е. поступление ее во владение этого лица. Кроме того, законом предусмотрены случаи, когда передача вещи считается совершенной и без фактического вручения. Это сдача вещи транспортной организации или организации связи для отправки приобретателю, если на отчуждателе не лежит обязанность по ее доставке (п. 1 ст. 224 ГК), передача товарораспорядительных документов на вещь (коносамент, складское свидетельство и др.). Передача может осуществляться путем совершения иных действий: предоставление вещи в распоряжение приобретателя в месте ее нахождения (п. 1 ст. 458 ГК), что часто применяется при поставке товаров на условиях самовывоза, символическая передача ключей. Если к моменту заключения договора об отчуждении вещи она уже находится во владении приобретателя, вещь признается переданной ему с этого момента.
Объект права собственности всегда конкретен. Потому вещи, передаваемые от бывшего собственника к новому, неизбежно подвергаются индивидуализации. Из этого правила существуют исключения, к примеру передача в собственность заемщика безналичных денежных средств, либо поставка нефтепродуктов и газа трубопроводным транспортом, где индивидуализация невозможна по определению. Однако такие исключения лишь подтверждают общее правило, поскольку относятся к специфическим разновидностям вещей. Юридическая природа безналичных денег сама является спорной, и сделки по их передаче могут оцениваться двояко: с одной стороны, как основания для передачи вещей в собственность, с другой - как основания для уступки прав требования к кредитному учреждению.
Правило о переходе права собственности в момент передачи вещи является диспозитивным и может быть изменено соглашением сторон. Определенные изъятия из него установлены в законе.
Отчуждатель и приобретатель вещи могут связать момент перехода права собственности с моментом оплаты, а также с наступлением иных обстоятельств.
Переход права собственности на эмиссионные ценные бумаги требует обязательной регистрации в реестре владельцев ценных бумаг, который ведет либо сам эмитент, либо специализированный регистратор. Если эмиссионные ценные бумаги учитываются организацией, осуществляющей депозитарную деятельность, переход права собственности требует соответствующей регистрации у депозитария. Права на бездокументарные ценные бумаги переходят в момент такой регистрации (внесение приходной записи по лицевому счету приобретателя в системе реестра, внесение депозитарной организацией приходной записи по счету депо приобретателя). Для передачи прав на ценные бумаги, существующие в документарной форме, необходима фактическая передача (депонирование) сертификата ценной бумаги (ст. 29 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <*>).
В случае, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. В частности, подлежит государственной регистрации отчуждение недвижимого имущества (п. 1 ст. 131 ГК).