ОХ УЖ ЭТИ РАДОСТИ КУРЕНИЯ!
Основная причина, по которой с 1960‑го года в Британии перестало курить больше 15 млн. человек — это общественная революция, причем она продолжается и поныне.
Да, я знаю: здоровье, а следом деньги — для нас главные поводы завязать, но с другой стороны, они всегда есть и сами по себе. Чтобы показать, как сигареты разбивают человеку жизнь, не обязательно вспоминать о раке. Наше тело — самая хитроумная в мире вещь, и любой курильщик моментально, с первой затяжки, ощущает, что сигарета это яд.
Единственная причина, по которой мы впутываемся в табачные дела — давление со стороны наших друзей. Единственный значимый «плюс», который некогда имело курение — в свое время оно считалось вполне пристойным светским обычаем.
В старину курили те, кто был силен. Если человек не курил, он считался сопляком, и все упорно трудились, чтобы попасть в зависимость. В каждом баре и клубе основная часть мужчин гордо вдыхала и выдыхала табачный дым. Над ними постоянно висело грибовидное облако, а потолки, которые мало белили, быстро окрашивались в коричневый или желтый.
Сейчас отношение строго обратное. В наше время сильным людям курить незачем. Сильному человеку наших дней от наркотиков зависеть не к лицу.
Благодаря общественной революции все курильщики уже всерьез раздумывают, не стоит ли перестать, и курящего человека мы в большинстве считаем слабаком.
Самая значительная тенденция, замеченная мною с момента первой редакции этой книги в 1985‑м, — это растущий акцент на антиобщественную сторону курения. Времена, когда сигарета считалась почетным признаком опытной женщины и настоящего мужчины, миновали навсегда. Всем уже известно, что люди курят только по одной причине: потому что им не удается завязать или даже страшно попробовать это сделать. Курящего ежедневно задевают раздражающие запреты в офисе и общественных местах, нападения некурящих святош, так что повадки курящих меняются. В последнее время я часто наблюдаю ситуации, которые помню еще ребенком, но не видел годами — например, курильщиков, которые стряхивают пепел в руку или в карман, потому что им стыдно спросить пепельницу.
Десяток лет назад я сидел в ресторане. Была полночь. Все закончили трапезу. В привычное и вполне уместное время для сигарет и сигар не один человек не закурил. Я самодовольно думал: «О, так я весьма внушительно держусь». Я спросил официанта: «У вас в ресторане теперь не курят?». Ответ был отрицательный. Тогда я подумал: «Странно. Я знаю, что многие сейчас побросали, но хоть один курящий тут должен быть?» Наконец кто‑то в углу закурил, и в результате по ресторану будто прокатилась волна хлопушек. Оказывается, все курящие сидели и гадали: «Ну точно ведь не один я здесь курю».
Многие курильщики теперь уже не курят за едой из‑за уколов совести. Многие просят прощения не только у людей за столом, но смотрят по сторонам, чтобы не получить выговор еще откуда‑нибудь. С каждым днем все больше курящих выбираются из болота, и тем, кто в нем остался, все больше ужасаются, что окажутся последними.
НЕ ОСТАВАЙТЕСЬ И ВЫ!
Не говоря об очевидном факте, что курение не приносит вам ничего хорошего, и что время с ним покончить настало давно, я считаю важным установить точку отсчета. Наше общество легкомысленно расценивает курение как не особо хорошую привычку, которая иногда вредит здоровью. Это не так. Оно — наркотическая зависимость, болезнь и убийца N 1 в обществе. Худшее, что бывает в жизни любого курящего — подсесть на это жуткое зелье. Точка отсчета важна, потому что дает вам право на должное исцеление.
Прежде всего, установите времена или случаи, когда курение вам кажется важным. Если вы бизнесмен и курите для иллюзии облегчения стресса, выберите относительно затишный период, — неплохо подойдет время отпуска. Если же в основном вы курите в моменты скуки или расслабления, выбирайте обратное. В любом случае отнеситесь к этому вопросу серьезно и считайте вашу попытку важнейшим событием всей жизни.
Просмотрите время следующих трех с чем‑то недель и постарайтесь предупредить любое событие, могущее привести к неудаче. События вроде Нового года или свадьбы не должны смутить вас, поэтому отнеситесь к ним предупредительно и убедитесь, что не почувствуете себя обделенным. Не пытайтесь до поры сократить количество, потому что это лишь создаст иллюзию наслаждения сигаретами. На самом деле полезно затолкать в глотку побольше этой грязи. Куря последнюю сигарету, нужно осознанно чувствовать ее неприятный запах и вкус, чтобы думать — как здорово станет, когда можно будет избавить себя от этого.
ЧТО БЫ ВЫ НИ ДЕЛАЛИ, НЕ ПОПАДАЙТЕСЬ НА ПРИМАНКУ, СКАЗАВ ЛИШЬ: «ПОТОМ. НЕ СЕЙЧАС», ЧТОБЫ ТУТ ЖЕ ОБО ВСЕМ ЗАБЫТЬ. ПРЯМО СЕЙЧАС ОБДУМАЙТЕ СВОЙ ГРАФИК И ПОМНИТЕ О НЕМ. Не забывайте, что бросать ничего не придется. Напротив: впереди вас ждут чудесные и полезные выгоды.
Годами я повторяю, что загадки курения мне известны как никому на свете. Беда вот в чем: хоть каждый курильщик и курит лишь затем, чтобы облегчить физическую жажду никотина, держит курящего на крючке не сама никотиновая зависимость, а ее следствие, промывка мозгов. На мошенничество способен попасться вполне разумный человек. Но только дурак будет наступать на те же грабли, разгадав мошенничество. К счастью, большинство курильщиков не дураки, они просто считают себя такими. У каждого отдельного курильщика присутствует своя личная промывка мозгов. Вот почему типы курящих так широко варьируются, что полезно лишь в сравнении разных загадок.
С высоты многих лет отзывов, которые я получил с момента первой публикации этой книги, и не забывая о том, что каждый день я узнаю о курении нечто новое, я был приятно поражен, узнав, что взгляд на вещи, который я излагал в первой редакции, звучит все так же. Идея запаса знаний, полученного мной за годы, состоит в том, чтобы передать эти знания отдельному типу курильщика. Правда о том, всякий курильщик может не только открыть для себя, что перестать может быть не только легко, но даже приятно — не только бессмысленна, но и весьма отталкивает, если я не смогу убедить в ней курильщика.
Мне нередко делали замечания: «Вы говорите — „Не переставайте курить, пока не дочитаете книгу“. Из‑за этого курильщики читают книгу годами или бросают ее, как придется. Так что это указание нужно изменить». Звучит логично, но я знаю, что если дать указание «Прекращайте немедленно», некоторые курильщики даже не возьмутся читать эту книгу.
Как‑то раз, еще давно, один курильщик дал мне совет. Он сказал: «Меня очень задевает, что приходится просить у вас помощи. Я же знаю, что силы воли у меня достаточно. Все остальные области жизни у меня под контролем. Так почему остальные курильщики сами бросают через силу воли, а мне было нужно прийти к вам?», продолжал он, «Думаю, я мог бы разобраться и сам, только перекурить бы в процессе».
Это может показаться противоречием, но я знаю, о чем он говорил. Мы расцениваем процесс освобождения от сигарет как нечто крайне сложное. А что нам нужно, если впереди ждет сложное дело? Нужен наш маленький друг. Поэтому создается иллюзия, что освобождение от сигарет наносит двойной удар. Нам не только нужно выполнить сложную вещь, что само по себе непросто, — теперь еще и недоступна опора, на которую мы привыкли полагаться.
Лишь спустя долгое время после того мужчины мне пришло в голову, что в этом указании продолжать курить кроется истинная прелесть моего способа. Можно прекращать курить, продолжая это делать. Сперва избавляешься от всех сомнений и страхов, потом выкуриваешь последнюю сигарету — и становишься некурящим, и тебе это нравится.
Лишь одна глава всегда заставляла меня серьезно задуматься над изначальным советом: эта самая, посвященная выбору правильной точки отсчета. Выше я советовал выбрать для попытки прекращения выходные, если обычно повод для курения — нервные ситуации в офисе, и так далее. По правде, это не самый простой способ. Проще всего — выбрать самое тяжелое на ваш взгляд время, будь это стресс, общество, сосредоточение или скука. Стоит вам доказать себе, что вы способны и справиться с жизнью, и наслаждаться ею в худшей ситуации из возможных, все остальные моменты становятся куда проще. Но подай я этот факт в форме категоричного указания, смогли бы вы попробовать перестать?
Давайте возьмем аналогию. Мы с женой ходим вместе в бассейн. Приезжаем мы туда одновременно, но плаваем вместе редко. Все дело в том, что она начинает погружение с большого пальца одной ноги, и по‑настоящему начинает плыть только спустя полчаса. Я не способен терпеть эту медленную пытку. Я изначально знаю: какой бы холодной ни оказалась вода, в итоге ее придется одолеть. Поэтому изобрел простой способ: нырнуть головой вперед. Так вот, если бы я настаивал, что если не нырнуть щучкой, плавать не научишься вовсе, я уверен — она бы так и не смогла бы плавать. Сами видите, в чем беда.
Из писем я знаю, что многие курильщики следовали моему необычному совету: отложить точку отсчета до следующего черного, по их мнению, дня. Моей следующей мыслью было применить методику, к которой я прибегал в главе по преимуществам курения, что‑то вроде: «очень важно выбрать правильную точку отсчета, и в следующей главе я посоветую вам лучшее время для попытки». Вы переворачиваете страницу, а дальше только слово «СЕЙЧАС» крупным шрифтом. В принципе, это лучший совет, но послушаетесь ли вы его?
Вот он, самый хитрый момент курительной западни. Когда в жизни присутствует истинное волнение, прекращать не время, а если волнений в жизни нет — то нет и желания перестать.
Задайте себе следующие вопросы.