Отсюда следует, что стоящие у кормила власти обязаны учитывать наряду с действительными интересами народного большинства также реальную психологию и мораль людей - то есть не только их хорошее, но и плохое, не только их дарования и активность, но и дурь, бездарность и лень, не только честность и трезвый образ жизни, но и склонность граждан при случае ловко обойти закон или приложиться к бутылке. Короче, исходя из реальности, правители обязаны принимать во внимание как сильные стороны своих сограждан, так и их слабости, не только достоинства, но и пороки . При этом они должны профессионально опираться на гигантский исторический опыт, накопленный власть имущими, равно как и на современную науку о двойственной природе людей, причудливо сочетающей сознательное с иррациональным и необъяснимым, что зорко подметил еще Ф. Бэкон3.
Н. Макиавелли (рубеж ХV - XVI веков ) вошел в историю как трубадур циничного принципа властителей "цель оправдывает средства", тут же взятого на вооружение основанным вскоре после его смерти орденом иезуитов. На самом деле Макиавелли был первым, кто посмел сорвать покров с неприкасаемого дотоле ореола Божественной власти, бесстрашно обнажив ее сущность, уходящую, как оказалось, корнями в саму природу человека. Будучи крупным, вхожим в коридоры высшей власти дипломатом, также талантливым историком и литератором, пройдя через пытки и тюрьму, Макиавелли гениально разглядел за пышный фасадом и мишурой реальную картину власти. В отличие от книжной премудрости власть, по его суждению, предельно реальна и, более того, является собой, так сказать, сгущенную реальность, поскольку она, как никто и ничто, вершит судьбы людей, постоянно решая вопросы их жизни и смерти. Любая предвзятость, надуманность, натяжка и фальшивка, вывариваясь в этом котле, оборачиваются рано или поздно непредсказуемыми последствиями, как правило, бедственными и трагическими в силу их неожиданности и крупных масштабов.
Глубокие суждения о власти Ф. Бэкона1 (рубеж XVI и XVII вв.) особенно поучительны потому, что, снискав по достоинству славу выдающегося философа, он занимал одно время высшую государственную должность канцлера Англии - наиболее богатой и могущественной, в ту пору державы. Бэкон знал, что говорил, утверждая со ссылкой на мудрость древних: кто поймет до конца природу человека, тот рожден для власти. Рассуждая в своих всемирно известных " Опытах " об искусстве властвовать, он дает весьма меткую характеристику истинного положения властителя. "Жалок тот, кто ничего не желает и всего опасается; а ведь именно таков обычай удел монархов. Вознесенные превыше всех людей, они не имеют желаний и оттого томятся тоской, зато много воображают опасностей и страхов, отчего утрачивают ясность суждений"2.
Секреты и парадоксы феномена власти, этого воплощенного насилия, существуют лишь до тех пор, пока люди определяют себя изначально благими. Достаточно отказаться от иллюзии, убедительно опровергаемой всей историей цивилизации, как завеса тайны тут же спадет, обнажив всего лишь весьма странную и противоречивую природу уже не выдуманного, а реального, живого человека.
1.2. Понятие государства
Вопрос о происхождении государства в течении не одного столетия был предметом долгих дискуссий. Одним из самых старых объяснений происхождения государства является теократическая теория, т.е. божественного происхождения, согласно которой государство, как форма общения, предписано человеку Богом. Существует юридическая формула: всякая государственная власть происходит от Бога, и все государи осуществляют свою власть как исполнители воли божьей1.
Иное объяснение дается государству с точки зрения теории договорного происхождения. Переход от естественного (догосударственного) состояния общества к государственному достигается сразу - путем соглашения, заключения договора, которым люди соединяются в одно государство и подчиняются тут же устанавливаемой государственной власти.
Наука знает и другие гипотезы происхождения государства, которые, как и вышеназванные, не подкрепляются данными исторической науки, рассматривающей государство как результат закономерного исторического развития.
Государство - продукт внутреннего развития общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В различные эпохи в различных условиях государство выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования.
Возникновение государства связано с разложением родового строя, появлением частной собственности, классовым расслоением общества и другими причинами.
Государство можно определить как “особую организацию политической власти общества, располагающую специальным аппаратом принуждения, выражающую волю и интересы господствующего класса или всего народа”2.
Государство, его механизм (система государственных органов) не остаются неизменными. Государство изменяется вместе с изменением общества, политической формой организации которого оно является. Мы можем говорить об особенностях государственного механизма рабовладельческого, феодального, буржуазного общества и др. Это один подход к классификации государств; существуют и другие (см. раздел 4 данной курсовой работы).
В основе классификации функций лежат сферы деятельности государства, т.е. те области общественных отношений, на которые оно воздействует. В зависимости от этого функции государства можно разделить на внешние и внутренние.
Внутренние функции - это основные направления деятельности государства в пределах данной страны. Они характеризуют внутреннюю политику государства. К внутренним функциям относятся охранительные и регулятивные.
Осуществление охранительных функций предполагает деятельность государства по обеспечению и защите всех закрепляемых и регулируемых правом общественных отношений. В этих целях государство обеспечивает правопорядок в обществе, равную защиту всем формам собственности, прав и свобод граждан, а также охрану окружающей природной Среды и так далее.
Осуществление регулятивных функций предполагает роль государства в организации общественного производства, развитии экономики страны, в создании необходимых условий для формирования личности. В этих целях государство осуществляет регулирование хозяйственной жизни в интересах человека и общества, заботясь о материальном благосостоянии и духовном развитии человека.
Внешние функции проявляются во внешнеполитической деятельности государства, в его взаимоотношениях с другими странами. К числу внешних функций относятся: взаимовыгодное международное сотрудничество, обеспечение обороны государства от нападения из вне и другие. “Внешнеполитическая деятельность РФ основывается на признании и уважении государственного суверенитета и суверенного равенства всех стран, равноправия и невмешательства во внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости существующих границ, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и других методов давления, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права”1.
Внешние и внутренние функции государства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
1.3. Государство, государственная власть и гражданское общество:
соотношение понятий.
Государство и государственная власть находятся в тесной взаимосвязи. И эта взаимосвязь не сводится к тому, что государственная власть выступает одним из существенных признаков, отличающих государство от других социальных структур человеческого общества, негосударственных организаций, религиозных, профессиональных, партийных.
В широком, философском плане взаимосвязь государства и государственной власти можно рассматривать как соотношение формы и содержания. “Государство олицетворяет материальную силу государственной власти, которая не может осуществляться без соответствующего государственного механизма. Поэтому органы государства выступают основными орудиями власти, материальным ее выражением. Государственный орган, являясь основным структурным элементом государственного механизма, составной частью государственного аппарата, выступает в то же время в качестве официального выразителя государственной власти”1.
В правовом государстве система государственной власти основана на принципе разделения властей, на верховенстве права. Верховенство права означает, что государственные органы связаны правом, то есть действуют в строгом соответствии с Конституцией, законами, в рамках своей компетенции, в пределах тех государственно-властных полномочий, которыми они наделяются для выполнения стоящих перед ними задач. Власть подчинена праву.
В демократическом государстве государственная власть исходит от народа. Именно народ признается единственным источником государственной власти. Но выразителем воли народа, непосредственным как бы носителем государственной власти выступает государство как официальный представитель всего общества. Народ вправе и сам, непосредственно выражать свою государственную волю, осуществлять принадлежащую ему власть, например, путем референдума, то есть всенародного голосования по какому-либо вопросу государственной или общественной жизни.
“Государство и государственная власть оказывают свое упорядочивающее, регулирующее действие практически на все основные сферы жизни человеческого общества”2. Но общество не может быть сведено лишь к государственным формам его организации. Наряду с государственными структурами в обществе существуют и иные формы объединения и совместной деятельности людей, которые оказывают не менее важное влияние на их жизнь. Речь идет о гражданском обществе, которое включает “организацию и деятельность общественных организаций, политических партий, профсоюзов, творческих ассоциаций, религиозных объединений, а также сферу экономики (собственность, труд, предпринимательство), сферу воспитания, образования, науки и культуры, семью как первичную основу человеческого общежития, систему средств массовой информации”1.