Табачный деготь, являясь концентратом жидких (органические кислоты, эфирные масла, анилин и др.) и твердых (частицы углерода, канцерогены, полоний) веществ, оседает на стенках воздухоносных путей, накапливается и в альвеолах. Часть табачного дегтя выделяется при кашле с мокротой, а часть проникает в ткани слизистых оболочек, придавая им темный цвет.
Пассивное курение
Пассивным курением называют состояние, когда некурящие вынуждены дышать табачным дымом от курящих. Курильщик наносит вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих. С этим мы постоянно сталкиваемся на улицах и в помещениях, в ресторанах, ночных клубах, автомобилях, поездах и т.д. А кому не приходилось видеть, как молодой отец везет детскую коляску или даже несет ребенка на руках, а в зубах у него дымящаяся сигарета. Разумеется, в этом случае ребенок «накуривается» вместе с отцом, который бездумно отравляет организм малыша.
При курении в окружающем воздухе образуются иногда такие уровни содержания оксида углерода (II), которые превышают допустимые концентрации его на рабочих местах в промышленности. У некурящих из-за окуривания их курящими могут возникать приступы астмы, развиваться аллергия, обостряться течение ишемической болезни сердца. Дети курящих родителей в большей степени подвержены заболеваниям органов дыхания, чем дети некурящих. В частности, у таких детей удваивается частота бронхитов и воспаления легких.
Полоний, радиоактивный свинец и висмут в табачном дыме опасны не только тем, кто курит, но и всем, кто дышит этим дымом, прежде всего детям. Расстройства сна и аппетита, нарушения деятельности желудка и кишечника, повышенная раздражительность, плохая успеваемость и отставание в физическом развитии — вот перечень явлений, причина которых в сигаретах.
Массовое курение способствует возникновению, развитию и ухудшению течения ряда заболеваний почти у трети населения Земли и уменьшает среднюю продолжительность жизни человека. «Сколько есть — все мое», — говорят многие в свое оправдание, не осознавая серьезности своей проблемы.
При массовом распространении курение становится социально опасным явлением. Ведь курящие отравляют атмосферу, повышают концентрацию канцерогенных веществ в воздухе, ведут к учащению пожаров в быту, на производстве, в лесу. Некурящие люди вынуждены дышать отравленным воздухом. Но, пожалуй, главный фактор риска — психологический. Многие, глядя на окружающих, повинуюсь «стадному инстинкту», начинают курить. Курильщик, попав в курящую компанию, достает сигарету и закуривает «за компанию».
Головная боль, головокружение, сердцебиение, разбитость — вот частые жалобы некурящих, которым приходится подолгу находиться в прокуренных помещениях. Поэтому необходимы решительные и действенные меры против курения в общественных местах.
Ограничение мест курения, строжайшее выполнение установленных в этом отношении правил имеют двоякое положительное значение. Во-первых, благодаря таким запретам значительно уменьшается опасность «пассивного курения» некурящих. Во-вторых, создание «неудобств» для курильщиков несомненно уменьшает приток «пополнения» в армию курящих и создает предпосылки для прекращения курения тем, кто еще курит и никак не может отказаться от вредной привычки.
Табак вредит и занятиям спортом. Употребление сигарет неизбежно снижают силу, скорость, выносливость. Под влиянием табака страдают быстрота и четкость реакции. Как показал опрос, абсолютное большинство наших спортсменов никогда не курили. Реальная угроза поражения дисциплинирует волю настоящих спортсменов и не позволяет им курить и употреблять алкоголь.
Снижение потребления табака
Употребление табака среди молодежи
Общемировые масштабы табачной проблемы стали причиной того, что ВОЗ говорит о ней как об эпидемии, и, начиная с 1950-х гг. проводит активную работу в области профилактики табакокурения. Наиболее важной целевой аудиторией для подобных программ являются подростки и молодежь, т.к. известно, что развитие зависимости к никотину происходит преимущественно в молодости.
О распространенности курения среди молодежи в России можно судить по результатам немногочисленных отечественных исследований. Так, исследование подростков-школьников в 22 крупных городах России в 1991-1992 гг. показало, что в возрасте 15-17 лет регулярно курит каждый третий старшеклассник, и каждая пятая старшеклассница. За последние несколько лет стала заметна тенденция все большего вовлечения в курение девочек. Было установлено, что преобладающим мотивом регулярного курения в старших классах как у мальчиков, так и у девочек является уже сформированная в той или иной степени зависимость от никотина.
Интенсивность приобщения к курению мальчиков и девочек различна: если основная масса мальчиков приобщается к курению в возрасте до 14 лет включительно, то у девочек, напротив, пиком приобщения в 13-14 лет только начинается приобщение основной массы девочек к курению, и происходит это в гораздо более сжатые сроки по сравнению с мальчиками. Так или иначе, зависимость к никотину формируется довольно быстро: вероятность ее развития после первых проб курения в молодом возрасте равна 1:3.
Аналогичная ситуация в США, где с начала 1990-х гг. постоянно увеличивается уровень курящих среди молодежи привела к тому, что в 1997 году две влиятельные организации – American Medical Association и Food and Drug Administration назвали курение “болезнью молодых”.
Программы антитабачного образования в Европе и США включаются в курсы общеобразовательных школ и получают значительную политическую поддержку. Но несмотря на растущую популярность таких программ, их эффективность остается крайне низкой. Хотя в результате ряда исследований был зафиксирован краткосрочный положительный эффект, включающий формирование негативных установок по отношению к курению, осведомленность о вреде для здоровья, чувство заботы со стороны взрослых, долгосрочный эффект оказался значительно менее обнадеживающим. Начало табакокурения бывало отсроченным, но уровень потребления табака среди молодежи не снизился. Более того, вопреки увеличению количества разнообразных программ, посвященных вопросам здоровья, в США и Европе отмечается тенденция увеличения числа курящих среди молодежи.
Как заключают некоторые авторы, рост популярности подобных программ происходит скорее по причине предоставляемых ими возможностей роста статуса их организаторов, нежели из-за способности влиять на актуальное поведение подростков.
Анализ, направленный на установление причин их неэффективности показал: одним из очевидных ограничений является заложенное в них одностороннее представление о курении, отражающее ценности благополучного среднего класса. В основе таких программ лежит предположение о полной автономности курильщика, наличии у него времени и доступа к ресурсам, свойственным взрослым представителям среднего класса, придерживающимся культурно одобряемого, «здорового» образа жизни. Эти базовые допущения несопоставимы с жизненным опытом и повседневной реальностью представителей многих молодежных субкультур, в особенности с жизненным опытом подростков группы риска. Таким образом, наиболее активная часть курильщиков сразу оказывается исключенной из сферы действия таких программ.
Концепция табакокурения, вокруг которой строятся программы, не учитывает всей многогранности феномена пристрастия к курению и недооценивает значения ряда существенных факторов, таких как многообразие внешнего влияния (давление ровесников, влияние семьи, социальная депривация, активная реклама табачных изделий), внутренних причин (низкая самооценка, плохая успеваемость, стрессы и напряжение и т.д.) и целого ряда психологических выгод, которые дает курение – т.е. ту систему значений, которая служит основой для рационализации привычки к курению (возможность выглядеть и чувствовать себя взрослым, уверенным, модным, возможность демонстрировать свою принадлежность к референтной группе, легко устанавливать социальные связи).