Смекни!
smekni.com

Спасательное дело в период становления Российской государственности (стр. 8 из 10)

Хотя жилища и хозяйственные постройки первоначально и располагались хаотично, но при этом, между дворами было довольно значительное расстояние. О таких поселениях впоследствии писали: «Дворы врозни». Законодательной силы предупреждение огненных бедствий тогда еще не имело: были крепки древние юридические обычаи, которыми руководствовались в судебной практике князь и его судьи. При этом даже умышленное уничтожение огнем отдельных поселений для них имело значение простого повреждения имущества, и наказание за него имело целью только удовлетворить потерпевшего.

Традицией было поддержание порядка в своем доме-княжестве, доме-государстве собственными силами и всем миром. Борьбу с огнем ведет население в порядке взаимопомощи при несчастье, а затем и в порядке «натуральной повинности». В городах и селениях устанавливается ночная караульная служба. Для экстренной подачи сигналов о надвигающемся огненном бедствии караульщики имели деревянные или металлические доски — била. При первом треножном звуке жители должны были со своим хозяйственным инвентарем бежать к месту постигшего их несчастья, и кто мог, тушили огонь (водой, землей, песком), разбирали горящие здания и соседние с ним строения. В городах и городках, где поселялся князь, на помощь жителям прибывал и он со своей дружиной. Князь или его наместники руководили всеми действиями по укрощению огня. По мере развития и укрепления государственных образований, рос и развивался их общественный строй, сопровождавшийся процессом социального расслоения и размежевания. Этот оправданный природой и объективной потребностью процесс осложнялся и на протяжении веков усиливался ростом антагонистических противоречий.

В этих условиях поддержание внутреннего порядка в государстве стало все больше приобретать общественный характер, форму общественных отношений, потребовавших определенной правовой регламентации, в том числе и в области борьбы с пожарами. Не случайно, почти одновременно с государством, буквально на его плечах, стало расти и развиваться праве, возникла определенная система правоотношений. Теперь понятие «общественного порядка» получило правовое оформление и правовую регламентацию, источником которого на первой стадии являлись обычаи, традиции, ритуальные обряды.

Как только появились первые государственные образования, то есть совместное проживание на относительно ограниченной территории большого количества населения, так одновременно возникла потребность поддержания элементарного внутреннего порядка. Он был необходимым не только в интересах власти, но и соответствовал многим установившимся в обществе обычаям, традициям и правилам совместного проживания, борьбы с огнем, возникшим и оправдавшим себя еще в эпоху родовой общины и племенных союзов.

Первые каменные здания на Руси начали строить не ранее X в., со времени распространения христианства. Однако каменщики приглашались исключительно для постройки церквей. Отдельные сооружения, возводимые для знати, не меняли общего облика «деревянной державы Рюриковичей», весьма уязвимой огнем. Традиции отношения к огненной стихни, которые складывались веками, стали основой для многих законодательных актов со строго определенным значением. Отдельные статьи первых юридических установлений начали регламентировать безопасность в жилье, вводили ответственность за «жажжение» и небрежное обращение с огнем. Так, вышедший в начале XI в. «Судный закон людем» содержал статью, в которой «зажжение» трактуется уже как деяние особо опасное для лиц и имущества и наказывается смертной казнью.

В знаменитую «Русскую правду», ставшую первым официальным сводом законов древнерусского государства, вошла аналогичная, но более конкретизированная статья, ограждающая хоромы, дома и хозяйственные постройки, растущий хлеб и собранный урожай от злого умысла: «Оже зажжет кто гумно, то на поток и на грабеж дом его, преж пагубу расплативше, а в проц князю поточите и такоже аще, кто двор зажжет». В переводе на современный язык это означает, что совершивший поджог чьего-нибудь двора или гумна вместе со своей семьей лишался свободы, имущество его подвергалось конфискации. Виновного и его семью могли изгнать из этого поселения. Такое же наказание полагалось и за поджог скирд хлеба на участке хозяина.

«Русская правда» до XV в. оставалась общим законом для Руси. Наказания «зажигальщиков» по «Русской правде» и благие пожелания осторожного обращения с огнем в «Поучении» Владимира Мономаха мало способствовали защите от огня. Удельные княжества принимают более строгие меры. Так, Псковская вечевая республика пользовалась своим правовым документом — Псковской судной грамотой, принятой на вече в 1462 г., по которой поджог по злому умыслу считался самым тягчайшим преступлением. За это, как и во времена Владимира I, зажигальщика подвергают самой суровой мере наказания: «на вече казнили кнутьем», а затем «сжигали без всякого сожаления». Такое же наказание предписывается и в новом общегосударственном юридическом памятнике XV в. — «Судебнике» (1497 г.) Ивана III государя всея Руси: «Зажигальщику животе не дать, казнить его смертной казнью». За вольное обращение с огнем, вопреки обнародованных правил, нарушителей ждала «торговая» кара — битье кнутом. Вывод:

Как показало освещение состояния дел по поддержанию мер противопожарной безопасности а эпоху Киевской и удельной Руси (IX - XV вв.) ни государственная власть, ни древнерусское общество в лице городских собраний вече и сельских сходов не предпринимали последовательных мер по созданию системы противопожарной безопасности. Основные мероприятия носили рекомендательный характер или предполагали жестокие карательные меры по отношению к виновникам возникновения пожаров.

Зачаточное состояние противопожарной службы объяснялось, прежде всего, неразвитостью древнерусского общества, находившегося в стадии длительного перехода от родоплеменных отношений к феодальным. При этом происходили периодические ослабления государственной власти, что объективно было обусловлено увеличением размеров страны и необходимостью поддержания военно-политического единства. Основные мероприятия по созданию противопожарной службы стали проводиться только в связи с формированием Русского централизованного государства, которое происходило достаточно долгий период - в течение XIV - XVII вв.

Первые попытки предупреждения пожаров

Основные меры борьбы с бытовыми пожарами заключались в строгом ограничении или даже в категорическом запрете пользоваться огнем. В летний сухой период и жестком наказании виновника несчастья. После одного из пожаров 1493 г., когда выгорел весь город, Кремль и княжьи хоромы. Иван III издал первые на Руси правила, направленные против пожаров. В них предписывалось: не топить летом изб и бань без крайней на то необходимости; не держать по вечерам огня в домах (лучины, лампады, свечи); кузнецам, гончарам, оружейникам, которым нужен огонь, вести свои дела вдали от строений. В черте города, не разрешалось заниматься стекольным производством. Строго преследовалось курение табака.

В последующем эти правила неоднократно ужесточались. В 1504 г. в Москве вводится система контроля за «бережением от пожаров», которой предусматривалось «беречь города от огня и всякого воровства». С этой целью учреждается так называемая пожарно-сторожевая охрана. Город был разделен на участки, а на концах улиц поставлены решетчатые ворота — заставы, которые на ночь запирались. На заставах «приказано нести повинность всем обывателям без различия чина по одному с десяти дворов и из торговых рядов по одному человеку с десяти лавок. Все они обязаны были выступать в обход и нести караул с оружием и инструментом». Группу сторожей возглавляли «решеточные приказчики». В 1657 г. для контроля за несением сторожевой службы учреждается особая должность — объезжего головы. Должность эта возлагается на лицо, достойное доверия. «Царь поручает ее князю Анастасу Македонскому и в поручение дает ему дьяка Ивана Ефимова. Им поручается объезжать днем и особенно ночью Кремль и следить зорко за всем, что выходит из рамок обыденной жизни, принимать меры к тушению пожаров. В подмогу Македонскому кроме дьяка дается целый штат: два подьячих для письма и неограниченное число решеточных приказчиков и стрельцов». Объезжему голове и «решеточным приказчикам» предписывалось «во дворах у всяких чинов, людей и изб и мылен (бань) наложить печати». Исключение допускалось только для домов, где были роженицы или больные люди. Но и тут, чтобы истопить избу или нагреть воду, надо было получить особое разрешение. Во время топки велено было «тех дворов людям с приставы в избах быть с водою и с помелом и веником до тех пор, покамест они избы истопят». За несоблюдение этих правил полагалась беспощадная кара. Виновный в неосторожном обращении с огнем подвергался ссылке или крупному штрафу.

Еще более суровая мера применялась к умышленным виновникам пожара —«зажигальщикам». Надо сказать, что при тогдашнем порядке ведения дел о поджогах «зажигальщиком» практически можно было объявить любого обывателя, смерда или «черного» человека, не имеющего возможности откупиться от жадных дьяков и приказчиков. В «Соборном уложении» 1649 г. предусматривалось, что если «зажигальщик будет изымай» и будет доказан умысел, то он подлежит сожжению на месте пожара. Уложение 1649 г., по которому производились суд и расправа во всех делах Российского государства, естественно, было направлено на охрану и ограждение частной собственности. Последующие царские указы 1654 и 1669 гг. подтверждают степень наказания поджигателя смертью. Правда, сожжение на костре заменяется более «легкой» мерой — повешением.

В законодательных актах XV—XVII вв. содержатся меры, направленные как на предотвращение пожаров, так и на упорядочение их тушения. К тушению пожаров привлекаются в обязательном порядке почти все жители города. «Помелы, мерники и большие кади с водой» приказано было держать «во дворах, в хоромах и в рядах во всех лавках». Для ликвидации пожаров использовалось стрелецкое войско. За непослушание и неявку на тушение пожара предписывалось «черных и всяких обычных людей бить батогами и отсылать на небольшое время в тюрьму». Кара обрушивалась также и «на служилых и на всяких ратных людей, кои проявляют леность и нерадение» при тушении пожаров.