Что же касается содержания права оперативного управления, то оно по объему правомочий обладателей этого права значительно уже права хозяйственного ведения. Согласно ст. 296 ГК казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Таким образом, закон, очертив основные границы правомочий субъекта права оперативного управления, предоставляет собственнику широкую возможность конкретизации правового режима передаваемого в оперативное управление имущества.
Собственник реализует эту возможность на этапе разработки и утверждения учредительных документов, определяя в них цель деятельности создаваемого им юридического лица, а также назначение передаваемого ему имущества. Позднее он может реализовать ее, давая казенному предприятию, учреждению конкретные указания, касающиеся управления закрепленным за ними имуществом. Собственник единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия (п. 2 ст. 297 ГК). Вместе с тем закон устанавливает недопустимость изъятия собственником имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением. Исключение сделано только в отношении излишнего, неиспользуемого, а также используемого не по назначению имущества. Такое имущество собственник может изъять и распорядиться им по своему усмотрению.
Значительно ограничивает закон право субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Так, казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии, что иное не установлено нормативными правовыми актами. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за ним имуществом возможно лишь с согласия собственника этого имущества. При этом уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия (ст. 297 ГК; п. 1 ст. 19 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях).
Учреждение вообще не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (ст. 298 ГК). Но денежными средствами, полученными от собственника в порядке финансирования, учреждение вправе распоряжаться, расходуя их в строгом соответствии со сметой, утверждаемой собственником.
Изложенное не касается доходов, полученных в результате хозяйственной и иной деятельности, допускаемой учредительными документами, и имущества, приобретенного учреждением за счет этих доходов (п. 2 ст. 298 ГК). Как отмечалось выше (п. 3 § 1 данной главы), право учреждения на это имущество, скорее всего, является не правом оперативного управления, а самостоятельной разновидностью ограниченных вещных прав, поскольку правовой режим этого имущества значительно отличается от режима имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления.
Казенное предприятие и учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по долгам всем своим имуществом, а учреждение – только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. Законодательно закреплена также дополнительная ответственность собственников по обязательствам созданных ими казенных предприятий и учреждений. Собственник (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование), закрепивший имущество на праве оперативного управления за казенным предприятием, несет субсидиарную ответственность по его обязательствам в случае недостатка имущества у казенного предприятия (п. 5 ст. 115 ГК). Субсидиарная ответственность собственника по долгам созданного им учреждения наступает в случае недостаточности денежных средств у последнего для погашения своих долгов (п. 2 ст. 120 ГК).
Возникновение и прекращение права оперативного управления подчинено правилам, изложенным выше применительно к праву хозяйственного ведения (ст. 299 ГК). Однако прекращение права оперативного управления по воле собственника имущества возможно в случаях, если имущество, закрепленное за казенным предприятием или учреждением, оказалось излишним, не используется ими либо используется не по назначению, что недопустимо применительно к праву хозяйственного ведения.
Основные параметры правового режима земельных участков, принадлежащих лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения, определяются нормами Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ.
Следует иметь в виду, что некоторые нормы ГК и ЗК различно определяют отдельные черты правового режима имущества, принадлежащего субъектам на праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения земельными участками. В дальнейшем, впредь до законодательного устранения расхождения в содержании аналогичных норм ГК и ЗК (см., например, ст. 265 ГК и п. 1 ст. 21 ЗК, ст. 267 ГК и п. 2 ст. 21 ЗК, п. 1 ст. 268 ГК и п. 1 ст. 20 ЗК, ст. 270 ГК и п. 4 ст. 20 ЗК), предпочтение при изложении материала, видимо, надо отдавать нормам Земельного кодекса. Такое решение основывается на том, что оба закона равны по юридической силе. При этом нормы ЗК, относящиеся к рассматриваемым отношениям, будучи по своей природе гражданско-правовыми, являются специальными по отношению к нормам ГК, имеющим общий характер. Наконец, нельзя не учитывать факта более позднего по времени принятия ЗК.
Закрепление в законе в качестве самостоятельной разновидности ограниченных вещных прав права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 216 ГК) обеспечивает его обладателю владение и пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, без установления срока (бессрочно).
Это право пользования земельным участком предоставляется юридическим лицам на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование (п. 1 ст. 268 ГК, ст. 20 и ст. 29 ЗК). В соответствии с указанным решением производится государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Возможны и другие основания получения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Так, в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства (п. 3 ст. 268 ГК). В соответствии со ст. 271 ГК и п. 1 ст. 35 ЗК при приобретении в собственность здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, приобретатель недвижимости имеет право использования соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник. Если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или из договора не вытекает иное, собственник здания, строения или сооружения приобретает право постоянного пользования частью земельного участка, на котором расположено это недвижимое имущество.
Специальный случай приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предусмотрен в п. 4 ст. 36 ЗК. В ситуации, когда помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями, участок на основании решения его собственника предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование одному из этих юридических лиц, а остальные обладают правом ограниченного пользования земельным участком (сервитутом) для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.
Субъектами права постоянного (бессрочного) пользования являются граждане и юридические лица.
После введения в действие Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки могут предоставляться только ограниченному кругу юридических лиц: государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам с этого момента земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Вместе с тем возникшее у граждан и юридических лиц до введения в действие ЗК право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сохраняется. При этом за гражданами закреплено право приобрести безвозмездно принадлежащие им на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в собственность (п. 5 ст. 20 ЗК).
Основные рамки содержания права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком определены в ст. ст. 269–271 ГК, п. 4 ст. 20, ст. ст. 40–42 ЗК. Обладатель права постоянного пользования земельным участком осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, другими правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Если иное не предусмотрено законом, он вправе: самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен; использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, лес, растения и обособленные водные объекты; возводить жилые, производственные и иные здания и сооружения, которые становятся его собственностью; проводить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и т.п. В соответствии с п. 4 ст. 274 ГК субъект права постоянного пользования может требовать от собственника соседнего участка установления сервитута в своих интересах.