Смекни!
smekni.com

Салтыков-Щедрин М.Е.

Салтыков Михаил Евграфович, Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия - Салтыков; псевдоним Н. Щедрин)

15(27).1.1826, с. Спас-Угол, ныне Калязинский район Калининской области, - 28.4 (10.5).1889, Петербург, русский писатель.

Отец - из старинного дворянского рода, мать - из семьи богатого московского купца. Детские годы Салтыкова прошли в усадьбе отца, в обстановке крепостнического быта, описанного им впоследствии в "Пошехонской старине". Воспитывался в московском Дворянском институте (1836-38) и Александровском (бывшем Царскосельском) лицее (1838-44). Здесь начал писать и печатать стихи. По окончании лицея служил в канцелярии Военного министерства (1844-48). В 40-х гг. сблизился с передовым кружком петербургской молодЕжи - петрашевцами, пережил увлечение утопическим социализмом Ш. Фурье и Сен-Симона.

Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847) и "Запутанное дело" (1848), исполненные острой социальной проблематики и написанные в духе "натуральной школы", вызвали недовольство властей: в апреле 1848 Салтыкова был арестован, а затем выслан на службу в Вятку за "... вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу и ниспровергших власти и общественное спокойствие" (слова Николая I о повестях Салтыкова - цитата по книге: Макашин С., Салтыков-Щедрин. Биография, т. 1, 1951, с. 293).

В Вятке Салтыков был назначен старшим чиновником особых поручений при губернаторе, с 1850 - советником губернского правления. Из многочисленных служебных разъездов по Вятской и смежным губерниям Салтыков вынес богатый запас наблюдений над крестьянской жизнью и провинциальным чиновным миром. Смерть Николая I и новый правительственный курс после поражения в Крымской войне 1853-56 принесли Салтыкову в конце 1855 свободу. Вернувшись в Петербург в обстановке наступившего общественного подъЕма, он сразу же возобновляет литературную работу, прерванную почти восьмилетним "вятским пленом".

В программной статье "Стихотворения Кольцова" (1856) Салтыков декларирует требования к писателям: возвышать общественно-практическую роль литературы, заниматься "исследованием" современности, социальных вопросов и прежде всего коренных нужд народной жизни. Статья была запрещена цензурой, но заявленную в ней программу Салтыков художественно воплощает в "Губернских очерках" (1856-57), изданных от имени "надворного советника Н. Щедрина" (псевдоним, почти заменивший в сознании современников подлинное имя автора). Русская жизнь последних лет крепостного строя отразилась в первой книге Салтыкова необычайно широко и остроконтрастно: резко отрицательно по отношению к крепостничеству, чиновной администрации; скептически - к "талантливым натурам" ("лишним людям") из дворянско-помещичьей интеллигенции; с любовью и надеждой - к народному крестьянскому миру. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов высоко оценили "дух правды" этого произведения, сильного в изображении социальной среды и социальной психологии. Очерки имели огромный успех и сразу создали автору громкое писательское имя.

Однако в это время Салтыков ещЕ не решался оставить государственную службу. К тому же он полагал тогда, что само правительство, заявившее о новом либеральном курсе, способно осуществить далеко идущие прогрессивные преобразования, и хотел участвовать в них непосредственно. В 1856-58 он служит чиновником особых поручений в министерстве внутренних дел, участвует в подготовке крестьянской реформы. В 1858-62 С. - вице-губернатор в Рязани, затем в Твери. Как администратор (крепостники прозвали его "Вице-Робеспьером") С. возбудил десятки судебных преследований против помещиков-преступников, удалил со службы многих взяточников и воров. В начале 1862, вероятно, по негласному предложению властей, Салтыков вышел "по болезни" в отставку. Жизнь и служба в провинции дали ему много материала для творчества. Вместе с тем нахождение на высоких постах губернской администрации развеяло либерально-просветительские иллюзии Салтыкова, веру в возможность прогрессивного "общественного служения" на поприще государственной службы.

В годы вице-губернаторства Салтыков продолжал печатать (с 1860 преимущественно в "Современнике") рассказы, очерки, пьесы, сцены. Некоторые из них примыкали к "Губернским очеркам", образуя вместе с ними "крутогорский цикл", другие предназначались для начатых, но распавшихся циклов - об "умирающих" и "глуповцах". Оба цикла объединялись мыслью об исторической обречЕнности самодержавно-крепостнического строя. Большинство этих очерков и сцен вошло в книги "Невинные рассказы" и "Сатиры в прозе" (обе - 1863). Уйдя со службы, Салтыков предпринял попытку издания своего журнала "Русская правда", задуманного для объединения "всех сил прогресса", но правительство не разрешило этого.

После ареста Чернышевского и 8-месячной приостановки "Современника" Салтыков вошЕл (по приглашению Н. А. Некрасова) в редакцию этого журнала, где вЕл большую писательскую и редакторскую работу. Его ежемесячные обозрения "Наша общественная жизнь" остались выдающимся памятником русской публицистики и литературной критики 60-х гг. В 1864 в ходе полемики с журналом "Русское слово" и "почвенническими" журналами братьев Достоевских "Время" и "Эпоха", русский ежемесячный литературный и политический журнал, издававшийся в Петербурге в 1864-65 М. М. и Ф. М. Достоевскими взамен их же журнала "Время". В "Эпохе" публиковались Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, И. С. Тургенев, Н. С. Лесков и др. Журнал проводил идеи почвенничества, близкие программе славянофилов. Полемизировал с "Современником" и "Русским словом".