Смекни!
smekni.com

Мусоргский. Творческий портрет и биография (стр. 2 из 2)

Сочинения:

оперы-

Саламбо (по роману Г. Флобера, 1863- 1866, не окончена), Женитьба (на текст комедии Н. В. Гоголя, 1-е действие, 1868; досочинена и оркестрована М. М. Ипполитовым-Ивановым, поставлен 1931, Радиотеатр, Москва), Борис Годунов (по трагедии А. С. Пушкина, 1869; 2-я редакция 1872, поставлен 1874, Мариинский театр, Петербург; в редакция Н. А. Римского-Корсакова, поставлен в 1896 Обществом музыкальных собраний, Большой зал Петербургской консерватории; в редакция Д. Д. Шостаковича, 1959, Ленинградский театр оперы и балета), Хованщина (либретто М., 1872-80, завершена по авторским материалам и оркестрована Римским-Корсаковым, 1883, поставлена 1886, силами Музыкально-драматического кружка любителей, зал Кононова, Петербург; в редакция Шостаковича, экранизирована в 1959, поставлена 1960, Ленинградский театр оперы и балета), Сорочинская ярмарка (по повести Гоголя, 1874-80, окончена Ц. А. Кюи, 1916, поставлен 1917, Театр музыкальной драмы, Петроград; в редакция В. Я. Шебалина, 1931, Малый оперный театр, Ленинград; в редакция П. А. Ламма и Шебалина, 1932, Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко, Москва, также 1952, Филиал Большого театра, Москва);

для оркестра-

скерцо B-dur (1858), интермеццо (1867), Ночь на Лысой горе (1867), марш Взятие Карса (1880);

для фортепиано-

Картинки с выставки (1874);

для хора и оркестра-

хор из трагедии Софокла "Царь Эдип" (1860), Поражение Сеннахериба (слова Дж. Байрона, 1867);

для хора, солистов и фортепиано-

Иисус Навин (1877);

для голоса с фортепиано-

сборник Юные годы (1857- 1865), циклы Детская (слова М., 1868-72), Без солнца (слова А. А. Голенищева-Кутузова, 1874), Песни и пляски смерти (слова Голенищева-Кутузова, 1875-77; инструментовка фортепианной партий для оркестра Шостаковича, 1962), песни и романсы на слова Н. А. Некрасова (Калистрат, Колыбельная Ерёмушке), Т. Г. Шевченко (Гопак, На Днепре), А. В. Кольцова (По над Доном сад цветёт, Пирушка), А. К. Толстого (Рассевается, расступается, Спесь), Голенищева-Кутузова (баллада Забытый), А. Н. Плещеева (Листья шумели уныло), на собственные тексты (Светик Савишна, Сиротка, Семинарист, Классик, Раек);

записи и обработки народных песен, в том числе для мужского хора -

Скажи, девица милая, Ты взойди, взойди, солнце красное, Уж ты воля, воля моя, У ворот, ворот батюшкиных (1880) и др.