Параллельно Х. работает над повестью “Старуха” и завершает составление цикла миниатюр “Случаи”. В этом цикла автор исследует “недочеловека” (термин Я.Друскина) с его бессердечием и умственной ограниченностью. В некоторых миниатюрах осмеяно единое “человеческое стадо”. Доминирующие в сюжетах мотивы убийства, насилия, физических мук сливаются с мистическими мотивами сна и исчезновения. В описании быта Х. достигает высот кафкианского трагического гротеска (“Сон”: “А санитарная комиссия, ходя по квартирам и увидя Калугина, нашла его антисанитарным и никуда не годным и приказала жакту выкинуть Калугина вместе с сором. Калугина сложили пополам и выкинули его как сор.”). Цикл дополняют опыты игры с читателем (“Жил один рыжий человек...”, “Встреча”), пародии на историческую прозу (“Исторический эпизод”), на стереотипы масс-культурного сознания (“Анекдоты из жизни Пушкина”). В “Старухе”, написанной в манере “фантастического реализма”, соединились различные интересы автора: в сюжете отражено влияние “петербургских повестей” русских писателей, а также романов К.Гамсуна и Г.Мейринка; в проблематике - увлечение оккультной философией.
Через два месяца после начала Отечественной войны Х. был арестован за “пораженческую агитацию” и, по некоторым сведениям, скончался в больнице ленинградской пересыльной тюрьмы. Реабилитирован посмертно в 1960 году.
Список литературы
А.Александров. Чудодей (личность и творчество Д.Хармса). - в кн.: Полет в небеса. Л., 1988
А.Герасимова. ОБЭРИУ (проблема смешного). - Вопросы литературы, 1988, №4
М.Мейлах, В.Эрль. Комментарии. - в кн.: Собрание пр-ний в 4-х тт. Бремен, 1978-1988
J.-Ph. Jaccard. Daniil Harms et la fin de l’avant-garde russe. These de Doctorat... Geneve, 1990.