Перевезенцев С. В., Воронин В. Е.
Александр III Александрович (26.2.1845 - 20.10.1894), российский император (с 1 марта 1881 г.).
Он был вторым сыном императора Александра II. С детства готовился к военной карьере. Воспитателем вел. кн. Александра Александровича был генерал Н.В. Зиновьев, а с 1860 г. - генерал граф Б.А. Перовский. Наставниками Александра были историк С.М. Соловьев, экономист А.И. Чивилев, литератор Я.К. Грот, юрист К.П. Победоносцев, военный ученый М.И. Драгомиров, экономист И.К. Бабст. После смерти старшего брата - цесаревича Николая Александровича (12 апреля 1865 г.) Александр Александрович был объявлен наследником русского престола. Вскоре он был обручен с дочерью датского короля Христиана IX - принцессой Луизой-Софией-Фредерикой-Дагмарой, которая прежде была невестой цесаревича Николая. 28 октября 1866 г. состоялась их бракосочетание, датская принцесса стала цесаревной и великой княгиней Марией Федоровной. От этого брака родилось пятеро детей. Наследник жил с семьей в Аничковском дворце. В обществе его знали как примерного семьянина и очень доброго человека.
В 1868 г. цесаревич Александр Александрович был председателем особого комитета по сбору и распределению пособий голодающим в Смоленской и других губерниях Европейской России. Будучи наследником, участвовал в заседаниях Государственного совета и Комитета министров, являлся атаманом казачьих войск. Проходя действительную военную службу, дослужился до должности командира Гвардейского корпуса. Александр Александрович знал и любил русскую культуру, литературу, историю, собирал исторические коллекции и заботился о восстановлении исторических памятников. Он был одним из создателей и председателем Русского Исторического общества. Занимался музыкой.
Цесаревич участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., во время которой командовал Рущукским отрядом. Отряд препятствовал продвижению турецких войск от крепостей Силистрия и Шумла, охранял тыл действующей русской армии. После войны Александр Александрович приглашался на все важные совещания министров по вопросам внутренней политики, борьбы с революционным движением. С юных лет Александр Александрович придерживался консервативных взглядов.
В конце 1870-х гг. создал Общество Добровольного флота (председатель - К.П. Победоносцев), собиравшее пожертвования на строительство нового поколения военных судов России.
Александр Александрович вступил на престол после убийства народовольцами его отца императора Александра II. В начале его царствования внутри правительства разгорелась борьба между либеральными и консервативными министрами. 8 марта 1881 г. царь вынес на рассмотрение Совета министров "конституцию Лорис-Меликова". Выслушав сторонников и противников проекта, он закрыл заседание и более не возвращался к этой теме.
Решающим оказалось выступление К.П. Победоносцева, сказавшего в заключение: "В такое ужасное время надобно думать не об учреждении новой говорильни, в которой произносились бы новые растлевающие речи, а о деле... нужно действовать!" И император, дважды прерывавший речь Победоносцева одобрительными выражениями, закрыл заседание и более не возвращался к этой теме. Стало ясно - на троне воцарился император, которому претят либеральные новшества. Это мнение подтвердили и ближайшие события.
Из-за опасности покушения, первые месяцы царствования Александр III провел в Гатчине под охраной войск и полиции. 29 апреля 1881 года, вопреки мнению большинства министров, Александр III повелел обнародовать составленный К.П. Победоносцевым и М.Н. Катковым Манифест "О незыблемости Самодержавия". Этот Манифест стал основой для изменения либерального реформаторского курса предшествующего царствования. После появления Манифеста подали в отставку М.Т. Лорис-Меликов, Д.А. Милютин и другие либеральные деятели прежнего царствования.
Из Манифеста 29 апреля 1881 года "О призыве всех верных подданных к служению верою и правдою Его Императорскому Величеству и государству, к искоренению гнусной крамолы, к утверждению веры и нравственности, доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка и правды в действии учреждений России": "Объявляем всем верным Нашим подданным: Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученическою кончиной, а на Нас возложить Священный долг Самодержавного Правления.
Повинуясь воле Провидения и Закону наследия Государственного, Мы приняли бремя сие в страшный час всенародной скорби и ужаса, пред Лицом Всевышнего Бога, веруя, что, предопределив Нам дело Власти в столь тяжкое и многотрудное время, Он не оставит нас Своею Всесильною помощью. Веруем также, что горячие молитвы благочестивого народа, во всем свете известного любовию и преданностью своим Государям, привлекут благословение Божие на Нас и на принадлежащий Нам труд Правления.<...>
Посвящая Себя великому Нашему служению, Мы призываем всех верных подданных Наших служить Нам и Государству верой и правдой, к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, - к утверждению веры и нравственности, - к доброму воспитанию детей, - к истреблению неправды и хищения, - к водворению порядка и правды в действии учреждений, дарованных России Благодетелем ее, Возлюбленным Нашим Родителем <...>
Посреди великой нашей скорби глас Божий повелевает нам стать бодро на дело правления, в уповании на Божественный Промысел, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений".
Интересно, что год спустя к идеям созыва народного представительства обратился новый министр внутренних дел Н.П. Игнатьев, сочувствовавший славянофильским идеям о совещательном Земском соборе. Он предложил царю созвать Земский собор по случаю коронации. Но этот замысел был подвергнут резкой критике К.П. Победоносцевым, и в мае 1882 года Игнатьев был уволен в отставку.
Итак, с первых дней царствования Александр III заявил о своей приверженности к консервативному образу мысли и консервативным же принципам правления. Большую роль в приверженности императора к консерватизму сыграл его учитель правоведения К.П. Победоносцев (1827-1907), один из крупнейших государственных деятелей времен Александра III.
В позднейшей марксистской литературе мероприятия правительства Александра III по укреплению государственных устоев Российской империи получили именование "контрреформы". Уже само это именование подразумевало "реакционный характер" всего правления Александра Александровича. Но в марксистской литературе и не могло быть иных оценок, ведь именно этот император более чем на двадцать лет задержал распространение в России самого марксизма. А точнее - удержал Россию от неминуемого падения в бездну революции! Странно другое - до сих пор деяния Александра III продолжают именовать "контрреформами", а самого его продолжают осуждать за "реакционность". Вот где проявляется неизбывная, родовая связь марксистского радикализма и нынешнего либерализма - всякое упрочение Российского государства на традиционных основах вызывала и вызывает ненависть как радикалов, так и либералов!
В чем же состояли "контрреформы", а вернее, повторимся, мероприятия Александра III по укреплению Российского государства? Главными задачами во внутренней политике Александр III считал борьбу с революционно-террористическими организациями, укрепление основ самодержавия, усиление централизации власти, а также борьбу с либеральными и революционными настроениями в русском обществе. Все эти мероприятия осуществлялись Министерством внутренних дел, которым руководили Д.А. Толстой (в 1882-1889 гг.) и И.Н. Дурново (с 1889 г.).
Утверждая новый консервативный курс, Александр III принял несколько документов, которые усилили полицейский контроль в стране. 14 августа 1881 года были опубликованы "Положения о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия", в соответствии с которыми в любой губернии разрешалось вводить чрезвычайное положение "для водворения спокойствия и искоренения крамолы". Губернаторы получили право закрывать торговые и промышленные предприятия, учебные заведения, приостанавливать деятельность земств. В 1882 году были введены "временные правила" о печати, устанавливавшие так называемую карательную цензуру. Вскоре были закрыты почти все печатные издания либерального толка.
В социальном отношении правительство Александра III заботилось прежде всего об укреплении сословного строя империи. Считалось, что недвижность сословий может исключить рождение революционных настроений. Появился закон о "кухаркиных детях", в котором рекомендовалось ограничить поступление в гимназии детей лакеев, поваров, прачек, за исключением одаренных необыкновенными способностями, чтобы не "выводить из среды, к коей они принадлежат". Одновременно с 1884 года стало увеличиваться число церковно-приходских школ. В них детей обучали в первую очередь Закону Божиему, воспитывали в них преданность Богу, государю и Отечеству, уважение к Церкви и священникам.
В 1884-1887 гг. была проведена реформа высшего образования. По новому уставу была упразднена университетская автономия, ведь именно университеты стали при прежнем императоре главными рассадниками революционных организаций. Из университетов были уволены либеральные профессора, резко повысилась плата за обучение, закрылись высшие женские курсы. В интересах дворянства был учрежден Дворянский земельный банк (1885 г.), принят закон о найме сельскохозяйственных рабочих (1886 г.).
Деятельность Александра III неизменно вызывала ненависть в революционных кругах, затаившихся на время в глубоком подполье. Но однажды они вышли на свет... Вновь созданная тайная "Террористическая фракция Народной воли", идейным мотором которой был студент Петербургского университета Александр Ульянов, начала готовить покушение на императора. 1 марта 1887 года предполагалось закидать Александра III и его семейство бомбами, причем среди бела дня, на Невском проспекте, когда императорская семья должна была направиться в Петропавловский собор на панихиду по убиенному отцу. Сами бомбы были начинены отравленными сильнейшим ядом пулями... Заговор был раскрыт в самом начале, его участники казнены... Зато ненависть к Александру III на всю жизнь сохранил младший брат главного заговорщика, семнадцатилетний Владимир Ульянов. Ох, и отзовется России эта юношеская ненависть!