Следует заметить, что в своих сочинениях Аристотель излагает очень сложную диалектику взаимоотношений цельности, общего и единичного и для освоения ее требуется уже значительная философская подготовка.
Что такое вещь?
Продолжая развивать свое понимание философской сущности мира, Аристотель, естественно, пришел к вопросу - как возникают вещи? что является причиной возникновения вещей? Кажущаяся простота платоновского ответа на эти вопросы обернулась, как мы видели, полнейшей неясностью.
Предваряя разговор об аристотелевском понимании причин возникновения вещей, необходимо объяснить некоторые философские термины. Дело в том, что большинство произведений Аристотеля стали широко известны в переводах с греческого на латинский язык. Согласно вековой традиции греческий термин "эйдос" переводили латинским термином "форма". Переводчикам казалось, что термин "форма" помогает лучше понять представление Аристотеля о наличии "эйдоса" в самой вещи и тем самым отличить его от "эйдоса" Платона.
Та же история произошла и с термином "материя". Аристотель для обозначение некого вещественного, противоположного идеальному состояния бытия применял греческий термин "хюлэ", который и был переведен на латинский язык как "материя".
Вполне понятно, что сам Аристотель латинских терминов "форма" и "материя" не употреблял. Но, именно они закрепились и в публикациях его произведений на любом языке, и, соответственно, во всех изложениях его учения. Поэтому в дальнейшем мы будем пользоваться терминами "материя" и "форма", помня, что под последним подразумевается "эйдос" или "идея", как смысл вещи.
Аристотель выделял четыре принципа всякой вещи. Эти принципы являются, с одной стороны, причинами возникновения вещи, а с другой стороны - составными структурными частями вещи.
Первый принцип - форма. Форма - это суть бытия всякой вещи. В этом смысле, нет никакой вещи без формы. Кроме того, когда форма мыслится без материи, т.е. когда форма не воплощена в материальную оболочку, то это первая сущность вещи, форма как таковая.
Второй принцип - материя. Материя, в понимании Аристотеля, состоит из двух уровней. В первом случае, материя не является веществом, конкретным физическим материалом. Материя - это потенциальная предпосылка осуществления вещи, возможность осуществления вещи. Например, неважно из какого вещества сделан стол - из дерева или из металла. Само существование "вещественности" (дерева, металла, камня и т.д.) является материальной предпосылкой, возможностью осуществления стола.
Во втором случае, материя - это уже реальное вещество, обладающее физическими характеристиками, то, собственно из чего, изготовлена данная вещь.
Всякая вещь представляет собой единство формы и материи. Нет вещи без материи, как нет вещи без формы. То, что материя не конкретное вещество, а лишь предпосылка возникновения вещи является условием бесконечно разнообразного бытия вещи - стол может быть и деревянным, и металлическим и т.д.
С другой стороны, форма без материи лишь отвлеченный смысл вещи, без всякого реального воплощения этого смысла в действительность - думать о столе, представлять форму стола в мыслях не значит иметь реальный стол. Поэтому форма без материи - это тоже лишь предпосылка, возможность возникновения вещи.
Следовательно, всякая вещь - это овеществленная форма. Когда форма соединяется с материей, т.е. когда суть бытия вещи обретает материальное воплощение, возникает "вторая сущность" вещи, которая включает в себя 1) форму, как суть бытия; 2) материю, как возможность; 3) саму вещь, как результат единства формы и материи. Аристотель писал по этому поводу: "Ясно, однако, и то, что душа есть первая сущность, тело - материя, а человек или живое существо - соединение той и другой как общее".
Третий принцип - движущая причина (или движение). Движение, по мнению Аристотеля, - это процесс осуществления возможного в действительности. Иначе говоря, форма может существовать и двигаться сама по себе (например, в мысли) и материя может существовать сама по себе. В этом случае и форма, и материя являются только возможностями возникновения вещи. Сама реальная вещь появляется тогда, когда форма и материя соединяются. Причина такого соединения и есть движение, или движущая причина. Стол возникает тогда, когда есть процесс изготовления стола, он не появляется сам по себе. Изготовление стола - это и есть движение, процесс овеществления формы, процесс осуществление возможного в действительности.
Четвертый принцип - целесообразность, цель. Мы знаем уже три причины возникновения и три составные части вещи - форму, материю и движение. Однако, движение соединяет собой форму и материю для чего-то, ради какой-то цели. Нельзя мыслить движение в чисто абстрактном виде, то есть без результата, который оно дает. Например, когда мы мастерим стол - мы его мастерим для чего-то. В процессе его изготовления мы можем нарисовать чертеж стола, но этот чертеж не будет самим столом. Итогом всякого движения должен быть реальный результат - цель движения.
Но для чего мастерится стол? Какова цель изготовления стола? В понимании Аристотеля, целью изготовления стола является сам стол. Следовательно, целью возникновения всякой вещи является сама реальная вещь.
Цель - это такой же принцип возникновения и существования вещи, как и форма, материя и движение.
После определения четырех принципов всякой вещи по отдельности, мы можем дать и определение вещи, с позиций Аристотеля - каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением.
Исходя из аристотелевского понимания принципов вещи, вполне ясно, что каждая вещь представляет собой единство идеального и материального. Ведь с философской точки зрения, все четыре принципа всякой вещи распадаются как бы на две группы: на материю и совечную ей формально-движуще-целевую причину. Сам Аристотель, подчеркивая единую идеальную природу формы, движения и цели, говорил: "Что именно есть" и "ради чего" - одно и то же, а "откуда первое движение" - по виду одинаково с ними".
Но в этом случае встает вопрос - откуда берутся форма, движение и цель всякой вещи, если они не заложены в материи?
Учение об "уме", как высшей сущности
Аристотель ответил на этот вопрос так: "Есть вечная, неподвижная и обособленная от чувственно воспринимаемых вещей сущность;...эта сущность не может иметь какую-либо величину, она лишена частей и неделима; ...эта сущность неподвержена ничему и неизменна, ибо все другие движения - нечто последующее по отношению к пространственному движению".
Эту вечную сущность и причину всех вещей Аристотель назвал Умом. Ум обладает несколькими качествами. Во-первых, он составляет сущность всего, Ум - это "эйдос эйдосов", "высшая сущность". Во-вторых, Ум включает в себя собственную чисто умственную материю, как возможность овеществления своей сущности. В-третьих, Ум является перводвигателем всех вещей в мире и самого мира в целом, сам при этом оставаясь неподвижным. В-четвертых, Ум имеет "целевую причину" - он движет всем "как предмет любви", а приведенное им в движение "движет все остальное".
Как видим, Ум Аристотеля обладает теми же принципами, что и любая вещь. Но разница в том, что эти принципы в Уме заложены первоначально, а затем уже, посредством его "желания" и силой его "мысли" весь мир создается на основе данных принципов. Уму, в принципе, безразличен реальный и созданный им мир, ибо "Ум мыслит сам себя... и мышление его есть мышление о мышлении". И только благодаря его энергии сотворяется реальный мир. В этом смысле, Ум - это источник всякой жизни.
По сути дела аристотелевский Ум - это Бог. Сам Аристотель говорит: "Деятельность Ума - это жизнь, а Бог есть деятельность; и деятельность его, какова она сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь". И, развивая свою мысль, добавляет: "Мы говорим поэтому, что Бог есть вечное, наилучшее живое существо, так что ему присущи жизнь и непрерывное и вечное существование, и именно это есть Бог".
Бог Аристотеля - это философский Бог. Иначе говоря, аристотелевская религиозность не вписывается в рамки какой-либо существовавший в его времена конкретной религии. Наоборот, на основе своей философии он создает совершенно оригинальную и своеобразную свою религию - философскую религию.
Система наук Аристотеля
Общефилософские представления Аристотеля позволили ему создать своеобразную систему наук, в которую входили метафизика, физика, психология, логика. Кроме того, в эту систему включаются и так называемые практические науки, которым Аристотель также посвятил ряд своих сочинений - этика ("Никомахова этика", "Эвдемова этика", "Большая этика"), эстетика ("Поэтика", "Риторика"), история ("Афинская полития"), политика ("Политика"), биология ("О частях животных", "История животных", "О происхождении животных").
Физика, или учение о природе
Познание естественной природы для Аристотеля - это прежде всего познание сущности природы, а значит познание осуществления "мысли" и "желаний" Ума-Бога в созданной им физической природе. И в своем сочинении "Физика" Аристотель, со свойственным ему стремлением к систематизации знания, очень подробно разбирает процесс осуществление Ума в природе, анализируя такие понятия как пространство, время, движение, бесконечность, необходимость и случайность и т.д.