Смекни!
smekni.com

Фёдор Солнцев - создатель "археологической живописи" (стр. 3 из 3)

С конца 30-х годов, когда Николай I принял Ф.Г. Солнцева под свое покровительство, для членов императорской фамилии художник создал целый ряд рукописных книг. Это молитвенники и другие книги духовного содержания. Одной из них стала книга «Праздники в Доме Православного Царя Русского».

Книга была написана Ф.Г. Солнцевым в 1850 г. полууставом на 18 листах бумаги для рисования. Переплет сделан из картона, оболоченного фиолетовым бархатом. Тексты молитв, тропарей, кондаков на дни святых, тезоименитых особам царского дома, Ф.Г. Солнцев поместил в художественные рамки, напоминающие либо иконостас, либо врата храма, либо произведения древнерусского прикладного искусства. Многочисленные миниатюры книги являются неотъемлемой частью рамок, внутри которых написан текст. Живопись в книге пышная, многоцветная, яркая, с применением твореного золота.

Для членов императорской фамилии Ф.Г. Солнцев выполнил следующие работы: Молитвослов для императрицы Александры Федоровны, жены Николая I; Молитвослов для императрицы Марии Александровны, жены Александра II; Молитвенники ангелам-хранителям для великих княгинь Марии Николаевны, Ольги Николаевны и Марии Александровны; Жития избранных святых; «Праздники в Доме Православного Царя Русского»; Житие Сергия Радонежского; Служба святой Марии Магдалине; «Русские святые, предстатели перед Богом за царя и святую Русь»; «Знаменательные дни в Доме императора Александра III».

В 50-е годы ХIX в. создавался «Молитвенник с Месяцесловом» по заказу и при участии княгини М.П. Волконской. Рукописная книга «Молитвенник с Месяцесловом» написана на 215 страницах пергамена, вставленных наподобие альбомных карточек в бумажные паспарту. Переплет сделан из досок в малиновом шелковом плюше, обрез позолочен. Все листы книги, на которых написаны молитвы утренние и на сон грядущим, молитвы при Божественной литургии и избранные молитвы, украшены миниатюрами и орнаментом, выполненными золотом и различными красками. В книге 59 страничных миниатюр, но есть и небольшие миниатюры, как бы вкомпонованные в орнаменты, обрамляющие тексты молитв: это изображения Иисуса Христа, икон Богоматери, святых, ангелов, евангельских сюжетов.

Особого внимания заслуживает Месяцеслов, расположенный в конце книги. Это изображения святых, а также господских и двунадесятых праздников. О Месяцеслове книги в 1917 г. в журнале «Столица и усадьба» было написано следующее: «Можно себе представить, сколько труда стоило, например, поместить на пространстве менее четырех вершков вышины и около трех ширины - изображение ежедневных святых, празднуемых в целом месяце. Чтобы выделить лики и облачения полувершковых фигур, надо было употреблять увеличительное стекло и иметь настоящий запас терпения, и, со всем возможным прилежанием, ближе двух или трех месяцев невозможно было окончить таблицу со всеми святыми тридцати дней и входившими в их состав изображениями двунадесяти праздников».

Помимо Ф.Г. Солнцева в создании книги приняла участие и сама княгиня Мария Петровна Волконская, а также профессор Н.И. Похвиснев, Л. Кикина, Л. Львов, М.А. Межакова и выдающийся русский художник П.В. Басин. Анализ техники живописи показывает, что над оформлением работали два художника. Основная работа была выполнена Ф.Г. Солнцевым и лишь небольшая часть - П.В. Басиным.

Примерно в те же годы, в 1854 г., по заказу княгини Леониллы Николаевны Меншиковой Ф.Г. Солнцев создал уникальную рукописную книгу «Евангелие от Иоанна», которая в 1887 году, согласно завещанию княгини, поступила в Отдел рукописей Императорской публичной библиотеки.

В «Отчете Императорской публичной библиотеки за 1887 год», опубликованном в Санкт-Петербурге в 1890 г. говорилось: «Евангелие от Иоанна, писанное славянским шрифтом княгинею Л.Н. Меншиковой, рожденной княжной Гагариной, замечательное по художественной орнаментации рукописи. Каждая страница текста помещена в рамке, рисованной красками. В рукописи нет ни одной рамки, рисунок которой хоть бы раз в ней повторился. Композиция рисунков для этих рамок по большей части принадлежит известному нашему археологу, профессору Ф.Г. Солнцеву (преимущественно в русском стиле), который иногда рисовал сам всю рамку, а иногда лишь угол рамки, а княгиня уже сама дорисовывала остальную часть рамки. Весьма любопытна рамка, в которой читается: Леонилла Николаевна Меншикова. Ф.Г. Солнцевым исполнена также большая часть миниатюр с изображениями событий Евангельской истории на отдельных листах или в медальонах рамок. На одной миниатюре находится подпись и год 1854 г. Одна рамка с небольшой миниатюрой исполнена иконописцем М.С. Пешехоновым. Над некоторыми рамками работали французские художники. Рисунок, изображающий будуар княгини с ее любимой ангорской кошкой, выполнен известным нашим акварелистом, профессором Премацци. С большой вероятностью можно полагать, что несколько рисунков принадлежат руке бывшего вице-президента Императорской Академии художеств князя Г.Г. Гагарина. Есть рамки, скопированные самою княгиней из рукописей, преимущественно средневековых французских».

Вторая половина жизни художника была заполнена не менее важными и серьезными работами. С 50-х гг. XIX в. Ф.Г. Солнцев принимал участие в живописных работах по исправлению интерьера в соборе Александро-Невской Лавры. В 1861-1862 гг. он возобновлял Свято-Троицкий Александро-Невский собор, а в 1863-1864 гг. присматривал за обновлением лаврской церкви Святого Духа.

В 1860-е гг. крепкая дружба и сотрудничество связали Ф.Г. Солнцева с журналистом, издателем и писателем М.И. Семевским. В течение 30 лет журнал «Русская старина» выходил в оформлении художника Солнцева.

Федор Григорьевич Солнцев прожил долгую жизнь - почти все XIX столетие. На его глазах одна историческая эпоха сменялась другой, приходили и уходили цари, правители, «всесильные временщики», «властители дум и сердец». А художественная деятельность этого скромного труженика искусства оказывала сильнейшее воздействие на всю эпоху, на творчество целых поколений, утверждала «русский стиль», отстаивала всеми своими деяниями художественное понимание значимого для России и русского народа триединства: «Православие, самодержавие и народность».

В 1876 г. во время празднования 50-летия художественно-археологической деятельности Ф.Г. Солнцева главный редактор известнейшего журнала «Русская старина» Михаил Иванович Семевский произнес: «Рисунки Солнцева, в научном и художественном отношениях - живописная летопись Древней Руси, источник возрождения отечественного стиля. И если Карамзин в летописях и других археографических памятниках нашего Отечества обрел живые краски для слога своей истории; если Пушкин в народных сказках нашел живую, свежую струю, которой он обновил язык Отечественной поэзии, то художник Солнцев произведениями своими пробудил в русских художниках чувство народного самосознания и уважения к образам, завещанным нам предками”.

В наше время, когда восстанавливаются и строятся Православные храмы, когда мы с особым интересом и желанием глубокого познания обращаемся к русской истории, к истокам российской государственности, становится необходимым осмысление наследия художника Солнцева, стоявшего в XIX веке у истоков русского стиля.