Шли годы...
Аммос превратился в доброго и кроткого юношу. Со всеми он был приветлив. Как говорит Житие, "родители дивились, видя такое направление и благонравие в отроке, и считали его более от Бога данным, нежели рожденным от них".
5.
К временам юности относится первая встреча будущего Преподобного с валаамскими монахами. Несколько иноков с Валаама жили тогда в соседней с Мандерой деревушке на берегу Ояти.
Часто приходил сюда Аммос, слушая рассказы старцев о жизни в монастыре, о святых отшельниках.
И так увлекли Аммоса эти рассказы, что, однажды воскликнул он:
— Вижу, отче, яко Бог, знающий все тайны, послал вас сюда, чтобы утвердить меня в помышлениях и исторгнуть мя, яко птицу, от сетей мирского жития! Что же сотворю, честный отче? Как мне убежать от мятежного мира и сподобиться ангельского жития?
— Почто бежать тебе, отрок? — спросил валаамский старец. — В монастырь не бегут, в монастырь уходят...
— Ах, святой отче! — вздохнул Аммос. — Родители собираются женить меня. А я не хочу, чтобы сластолюбие мира коснулось моей души... Я бы убежал, но пути не ведаю. Да и родителей своих боюсь опечалить.
— О, чадо... — сказал валаамский старец. — Естественна любовь родителей к детям, а детей к родителям... Но Владыка и родителей преобидети нам повелевает, а крест свой взять на плечи и следовать за Ним тесным и прискорбным путем... Велит нам Владыка небесный не искать славы мира сего, не добиваться телесного покоя, а в наготе, алчбе, бдению и молитве прилежати. Поспеши, чадо, совершить свое доброе желание, да не когда злых сеятель посеет плевелы в сердце твое и покрыет ими пшеницу твою...
Валаамский старец рассказал, как добраться до Валаамского монастыря, и скоро Аммос отправился в неблизкий путь.
Родители дали ему благословение, думая, что он идет в деревню Заостровье и скоро вернется назад.
Однако Аммос не вернулся из Заостровья в Мандеру.
Переправился здесь на другой берег Свири и побрел по указанному старцем пути…
Ночь застала его на левом берегу Свири, возле небольшого озера, расположенного верстах в восьми от реки.
Помолившись, чтобы Господь наставив его на путь спасения, Аммос уснул.
И тотчас услышал во сне голос:
— О, человече! Во обитель Всемилостивого Спаса на Валааме, добре ти путь строится. Иди с миром. Там поработаеши Господеви, а потом вернешься на сие место и сотворишь здесь обитель. Мнози спасени тобою будут.
В Житии святого рассказано, что Господь послал Аммосу спутника по безлюдной местности — своего ангела.
"И путь этот, который другие проходят с трудом, во много дней, они прошли очень скоро, под направлением доброго спутника".
6.
Преподобному было двадцать шесть лет, когда он принял в Валаамском монастыре монашеский постриг и стал иноком Александром.
Днем он находился в монашеских трудах, ночью же пребывал в молитвенном бдении. "И видимо было житие его, не как человеческое, но как ангельское".
Родители Александра Свирского только через три года узнали, что сын стал иноком. Тогда Стефан, "распалившись отеческою любовью" отправился на Валаам, чтобы увидеть Александра и "успокоиться о нахождении его".
Не лишенная психологической остроты сцена встречи отца с сыном исполнена глубинного духовного смысла, который преобразует житейскую драму в святоотеческое повествование.
Вначале инок Александр долго отказывался от беседы с отцом и не соглашался даже выйти к нему на крыльцо своей кельи, но потом, уступая уговорам игумена, согласился на встречу.
Стефан, увидев сына истомленного трудом и постом, одетого в худую одежду, начал уговаривать его вернуться домой.
— Чадо мое возлюбленное! — говорил он. — Послушай отца твоего, иди в дом твой и утешь печаль родителей твоих! Твори по воле своей в дому своем, только не отлучайся нас, родителей твоих. Егда же перейдем от жизни во оную жизнь, ты, чадо, да послужиши нам при погребении, и будеши наследник имению нашему, и тогда, якоже хощеши, тако сотвориши!
Предложение отца было неприемлемо — не мог инок оставить монастырь и вернуться в мир. Но и противоречить отцу тоже было нельзя. Положение складывалось безвыходное, но преподобный сумел найти правильный ответ. Не возражая отцу, он начал уговаривать его самого уйти в монастырь.
— Глаголю же ти! — сказал преподобный, — иди ныне в дом твой с миром, и вся, елика обещал еси мне собранная имения твоя, продаждь и раздай нищим, и имете имаши сокровище неоскудеваемое на небеси... Устрой о дому своем еже ти изрекох, и иди в монастырь Пресвятыя Богородицы во Остров, и туда пострижешися, и спасение души своей получиши...
Стефан не ожидал такого ответа от сына.
Не говоря сыну ни слова, развернулся он и отправился в монастырскую гостиницу.
Александр не останавливал его. Вернувшись в келью, он погрузился в молитву, испрашивая помощи Господа, чтобы последовал отец его совету.
И услышана была молитва преподобного Александра.
"Человеколюбивый Бог, желающий всем спастись, скоро услышал молитву его, и страх Свой вложил в сердце отца и умиление в душу его. После чего, горя огнем божественной любви, пришел к сыну своему, преподобному Александру, говоря: "Се, чадо, отсели вся повеленная тобою сотворю, якоже рекл еси; разумех бо от поучения твоего, яко ничтоже есть свет сей маловременный: он бо вселися во утробу мою, и вся внутренняя моя распалишись от любве Божия, и ктому не нареку тя сына, но отца своего и учителя".
Так вместо возвращения сына, родители Александра сами ушли в монастырь и, приняв имена Сергия и Варвары, закончили свою земную жизнь в Островском Введения Пресвятые Богородицы монастыре, где некогда молились о даровании сына.
В 1820 году в Мандере была поставлена часовня.
Надпись на ней гласила: "Здесь было жительство родителей святого Преподобного отца нашего Александра Свирского Чудотворца схимонаха Сергия и схимонахини Варвары и рождение Преподобного".
Внутри часовни, в виде иконостаса, висел поясной образ преподобного Александра Свирского, а по бокам во весь рост были изображены схимонах Сергий и схимонахиня Варвара. Эти изображения в прежние времена находились на сенях над гробницами родителей преподобного.
Сама же могила родителей Александра Свирского бережно сохранялась в Островском Введения Пресвятые Богородицы монастыре, пока большевики не разорили обитель. Многие храмы монастыря были тогда взорваны, а надгробную плиту с могилы схимонаха Серия и схимонахини Варвары положили в фундамент строящегося скотного двора...
Сейчас могила преподобных Сергия и Варвары восстановлена...
Превращение родителей Стефана и Вассы в иноков Сергия и Варвару – первое из известных нам чудес, совершенных преподобных Александром.
По свидетельству Жития, "Преподобный Александр, узнав о смерти родителей, довольно поплакал о них; затем возложив надежду на Бога, размышлял в себе, говоря: "И аз смертен есмь"...
С тех пор он начал увеличивать подвиги свои, "труды к трудам прибавляя".
"Был он, — говорит его Житие, — послан от Игумена в пекарню, где пребывал смиренно, всех превосходя трудом; носил воду и таскал из леса дрова, утомляя тело свое. Итак трудился ежедневно, непрестанно, а ночью неленостно молился Богу. Иногда выйдя из кельи и обнажив тело свое до пояса, стоял так до утреннего пения; так что все тело его бывало покрыто множеством комаров и мошки; на утро же, ранее всех являлся в церковь, где всегда стоял на своем месте, не переступая ногами и не входя в разговоры, но всем умом своим возвышаясь на высоту Богомыслия"...
Братия монастыря дивилась подвигам молодого монаха, и это более всего беспокоило преподобного. Видя себя почитаемым и прославляемым от людей, он обратился к игумену с просьбой благословить его удалиться в пустыню и там поработать Единому Богу.
— Ни, чадо! — ответил игумен. — Не глаголи сего, юну ти сушу. Еще не пришло время тебе верховных степеней уединенного молчания касатися. Опасаюсь, что коли найдет на тебя искушение от дьявола, не сможешь ты противу него удержаться и тогда все мы поругаемы будем от общего врага.
Преподобный Александр не стал перечить настоятелю. Продолжал свое житие в монастырском общежитии, с каждым днем увеличивая подвиги.
Пищей ему служили только вода и хлеб.
Преподобный Александр Свирский прошел все ступени лестницы монашеского умирания для мира. И когда Господь снова явил его миру, узрел мир великого чудотворца и прозорливца, молитвенника и исповедника...
7.
Андрей Завалишин — "аще сии умолчат, камение возопиют" — не сдержал слова, данного преподобному, рассказал о своей встрече с ним.
Скоро к святому отшельнику начали стекаться люди.
Среди первых насельников создаваемой обители были и родной брат преподобного — Иоанн; инок Афанасий — сподвижник святого по Валааму; сам Андрей Завалишин, принявший в монашеском постриге имя Адриана...
Многим из них в дальнейшем самим предстояло стать основателями новых обителей, светом которых озарилось все пространство между Онегой и Ладогой...
Монастырь стремительно рос...
Монашеские кельи строили на берегу Святого озера (в 24 километрах от Лодейного Поля), а сам преподобный жил в прежней хижине, вокруг которой было устроено братское кладбище — Отходная пустынь.
В 1507 году, на двадцать третьем году пребывания в Пустыни, святой Александр Свирский, во время своей ночной молитвы увидел трех Мужей в белых одеждах, сияющих "невыразимым светом".
— Не бойся, мужу желаний! — услышал преподобный Александр. — Яко благоволи Дух Святый жити в тебе чистоты ради сердца твоего, и якоже глаголах ти древле множицею, и ныне такожде глаголю, да созиждеши церковь и братию собереши и обитель устроиши, яко благоволих тобою многи души спасти и в разум истины привести.
Услышав это, преподобный опять пал на землю и, обливаясь слезами, исповедал свое недостоинство.