Смекни!
smekni.com

Рассказ о житии преподобного Александра Свирского (стр. 3 из 5)

Господь опять воздвиг его, говоря:

— Стани на ногу твою, возмогай, и укрепися, и сотвори все, еже повелел ти.

Святой спросил, в честь кого подобает воздвигнуть ему храм. Господь ответил:

— Возлюбленные, якоже видиши в трех лицах глаголюща с тобою, созижди Церковь во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единосущныя Троицы. Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти.

После этого святой Александр увидел Господа, распростертыми крыльями как бы ногами движущегося по земле, и ставшего невидимым.

Сам Господь почтил святого Троическим снисхождением-посещением.

"Александр Свирский, — заметил Архимандрит Макарий (Веретенников), — пожалуй, единственный православной святой, которому так же, как и праотцу Аврааму, явилась Святая Троица...

8.

Сила молитвы святого Александра Свирского была необычайной.

Известен такой случай…

Строили мельницу на протоке между двумя озерами. Когда раскопали перешеек, вода из верхнего (Святого) озера устремилась в нижнее (Рощинское) озеро, напор был столь сильным, что в опасности оказались монастырские постройки. Казалось, что их уже не удастся спасти, но преподобный, помолившись Богу, призвал имя Христа и правою рукою начертал Крестное знамение на быстрине вод и — вот оно чудо! — течение остановилось.

Столь же велика была и прозорливость святого Александра Свирского…

Однажды, после освящения построенного в монастыре храма в день сошествия Святого Духа, богомольцы делали свои пожертвования. Был среди них и Григорий, приехавший в монастырь из Пидьмозера. Когда Александр Свирский проходил возле него, Григорий хотел положить свой вклад в фелонь преподобного, но святой оттолкнул его руку.

После службы обиженный Григорий подошел к Александру Свирскому и спросил, почему он не принял его приношения.

— Ведь ты меня не знаешь! — сказал он.

— Верно! — ответил святой. — Я тебя не знаю, и лица твое не видел, но рука твоя так осквернена, что от нее смрад идет. Зачем ты мать свою старую бьешь?

Великий страх объял тогда Григория, тщательно скрывавшего этот грех. Он попросил наставления, как ему быть, как исправиться. Преподобный посоветовал идти и прежде просить прощения у матери…

За несколько лет до смерти святой Александр заложивший основание церкви Покрова Божией Матери, молился ночью Пречистой Владычице о помощи и заступлении обители.

С ним был его духовный сын Афанасий…

— Чадо, — сказал ему Преподобный. — Трезвись и бодрствуй, поскольку хочет быти в сей час посещение чудно и ужасно.

И тотчас прозвучал голос:

— Се Господь грядет и Рождшая Его!.

Выйдя из келии, иноки увидели над обителью великий свет.

Над фундаментом алтаря, держа на руках Младенца Спасителя, восседала на престоле Царица Пречистая, а вокруг предстояло множество ангельских чинов.

От невыразимого света преподобный пал на землю, но Владычица мира обратилась к нему:

— Восстань, избранниче Сына и Бога Моего: се бо приидох посетити тебе, возлюбленниче Мой, соглядати основание Церкви Моея, потому что услышася уст твоих молитва, и к тому прочее да не скорбиши!

И святой Александр увидел множество иноков с кирпичами, камнями, инструментами, которые шли к основанию церкви.

Божия Матерь между тем продолжала:

— Возлюбленниче Мой, аще кто и един кирпич принесет на сограждение церкви Моея, во Имя Иисуса Христа Сына и Бога Моего, не погубит мзды своея.

Когда видение окончилось, преподобный поднял лежащего Афанасия, который, припав к ногам святого, рыдая говорил:

— Объясни, отче, что означает сие чудное и страшное видение? Дух мой едва не разлучился с телом от этого, неизреченного блистающего света?

Вот такие чудеса, свидетелями которых было множество людей, происходили в основанной Александром Свирским обители.

Но не менее дивной была и скромность преподобного.

Пример величайшего смиренномудрия являет нам Александр Свирский…

Рассказывают, что однажды, когда он был уже игуменом основанного им монастыря, слава о котором распространилась по всей Руси, к нему пришел монастырский эконом и сказал, дескать, кончаются дрова, и надо бы послать в лес какого-нибудь праздного монаха, чтобы нарубить их.

— Я празден... — отвечал преподобный.

Взял топор и отправился в лес.

9.

Преподобный Александр Свирский — столп Русского православия. Среди его учеников — преподобные и преподобномученики...

Геннадий и Никифор Важеозерские, Адриан Андрусовский (Андрей Завалишин), Афанасий Сяндебский, Корнилий Паданский, Ферапонт Вознесенский, Иоасаф Машеозерский, Кассиан Соломенский, Макарий Оредежский. Иона Яшеозерский — все они начинали свой Путь в обители Александра Свирского под его мудрым наставничеством. Все они основали потом свои обители, озарив дивным светом православия глухие пространства между Ладогой и Онегой по обоим берегам Свири.

Геологи утверждают, что Свирь — молодая река.

Она образовалась около пяти тысяч лет назад, когда, в результате подвижки геологических пластов, качнулись великие северные озера, и вода полилась из Онеги в Ладогу.

Что-то подобное происходило здесь и в пятнадцатом веке.

Как могучая река, разливалась святость между двумя великими озерами.

Сам преподобный Александр Свирский, устроив свою обитель, 30 августа 1533 года, завершил земной путь на 85-ом году жизни.

Его погребли в Отходной пустыни возле Преображенской церкви, по правую сторону от алтаря.

Лицо преподобного, когда его отпевали, не было похоже на лицо умершего человека - оно светилось, как и при жизни…

Когда всматриваешься в дни земной жизни наших русских святых, ясно видишь, что они были лучшими людьми своего времени. Лучшими — и по уму, и по талантам, и по мужественности своей. Но все эти, столь высоко почитаемые в миру свойства и дарования наши святые считали несущественными и незначащими. Главным для них было смиренномудрие, молитвенность, покорность воле Божией, служение Господу.

И Церковь наша, когда прославляет своих святых, руководствуется отнюдь не их земными заслугами, как бы велики они не были, а их заслугами перед Богом.

И тут уже не возникает ошибок, связанных с политическими симпатиями, с сиюминутной конъюнктурой. Не истлевают тела угодников Божиих, нетленными обретает Церковь их святые мощи.

Не кончается вместе с погребением жизнь — после кончины своей продолжают святые участвовать в земной истории, являясь на помощь тем, кто всем сердцем обращается к ним.

Сразу после кончины преподобного, начались чудеса исцелений у его гроба.

В книге "Житие и Чудеса преподобного и богоносного отца нашего Александра, игумена, Свирского чудотворца", изданной в 1905 году в Александро-Свирском монастыре, описание этих чудес занимает около шестидесяти страниц убористого текста.

На могиле преподобного прозревали слепые, начинали ходить расслабленные, излечивались бесноватые.

Двенадцать лет спустя после кончины Александра Свирского новый игумен монастыря Иродион, по указанию Всероссийского митрополита Макария, составил Житие своего великого учителя.

"Списано же бысть житие се у Живоначальней Троицы в обители преподобного отца Александра в созданием от него монастыре в лето 7053 в второенадесять лето по преставлении святаго отца Александра в христолюбивое царство государя великого князя Ивана Васильевича Всея Русии самодержца повелением господина преосвященнаго Макариа митрополита всея Русии и по благосостоянию господина преосвященного Феодосиа, архиепископа Великаго Новаграда и Пскова".

А через два года на Соборе русских архиереев Александр Свирский был причислен к лику святых.

"По всем святым монастырем, и по всем священным церквам великого царства Российского... — постановил Собор, — праздновати повсюду августа в 30 день новому чудотворцу Новгородскому преподобному Александру Свирскому".

10.

Живущие сейчас, мы еще не до конца очнулись от сна атеистического равнодушия и не всегда ясно понимаем значение этих святынь для нашей страны. В отличие от нас, враги России и сейчас, и в те далекие годы совершенно отчетливо понимали, с чем они борются.

В этом очерке мы уже говорили о ереси жидовствующих, поразившей нашу страну в конце XV — начале XVI веков. Ересь очень легко проникла в Москву, начала распространяться по Волге, но на север, находящийся в непосредственном ведении Новгородской епархии, не пошла. Неприступными крепостями оказались для нее монастыри, воздвигнутые святым Александром Свирским и его учениками…

И этим тоже объясняется та злобная целеустремленность, с которой разрушали свирские обители в конце XVI — начале XVII веков шведы, немцы и поляки. Они стремились стереть до основания храмы и монастыри Присвирья, словно это были не пустыни удалившихся от мира иноков, а стратегические объекты, военные сооружения.

Только почему же — "словно"?

Монастыри и храмы, действительно, были той линией, по которой проходила оборона Православной Руси. И для того и затаптывали иноплеменники светильники, возженные здесь русскими святыми, чтобы снова захлестнула край безразличная ко всему тьма.

Мы читаем у митрополита Макария в "Истории русской церкви":

"Введенский монастырь на реке Ояти, который в 1581 году совершенно выжгли "немецкие люди", так что шесть человек братии жили за монастырем в пустоши на острову"...

"Ильинский по Ояти, в котором все 16 келий были оставлены старцами по случаю набега тех же немецкий людей"...

"Андрусов Николаевский, или Андреева новая пустынь, на берегу Ладожского озера... выжженный немцами"...

"Вознесенский на реке Свири с 20 кельями, которые все пожгли немецкие люди"...

"Николаевский по реке Шуе, в котором и церкви и все десять келий пожгли немецкие люди"...

Скорбен этот список.

Разорен Александро-Свирский монастырь и Задне-Никифоровская пустынь. Часть иноков убита, имущество разграблено, церкви сожжены...