(англ. Solon)
Как рассказывали, Солон, один из "семи мудрецов" знаменитый афинский законодатель и поэт, происходил из знатного рода; одним из его предков был афинский царь Кодр.
Отец законодателя был человеком небогатым. О детстве и юности Солона мы ничего не знаем. Известно лишь, что после смерти отца он остался почти без средств. Помощь от чужих людей юноша стыдился принять и потому решил попытать счастья за морем. Он отправлял в заморские страны на кораблях афинские товары и привозил товары чужих стран.
В те времена в Афинах торговлей с заморскими странами занимались только немногие смельчаки. Это были богатые аристократы, а также состоятельные и предприимчивые купцы из народа. Путешествия за море были делом опасным, но зато одна удачная поездка могла дать большую прибыль. К человеку, побывавшему в чужих краях, который приобрел знания и жизненный опыт, сограждане относились с уважением.
Однако Солон ездил за море не только ради наживы, но и для того, чтобы поучиться мудрости, познакомиться с разнообразными обычаями людей, повидать свет. Наживу ради наживы Солон не ценил; он считал, что не только в деньгах счастье. Он говорил:
Равно богаты те люди - и кто серебро в изобильи
С златом имеет, поля на хлебородной земле,
Коней и мулов, но также п тот, кто одно только может -
Досыта, вкусно поесть, вволю потом отдохнуть.
В другом месте Солон говорит:
Также стремлюсь я богатство иметь,
Но владеть им нечестно
Я не хочу: наконец.
Правда ведь все же придет.
Хотя Солон сам разбогател (так как его поездки были удачны), он считал, что доблесть и доброе имя выше богатства:
Много людей и худых богатеют, а добрые - бедны.
Но у худых ни за что не променяем своей
Доблести мы на богатство: она ведь при нас неизменно,
Деньги ж сегодня один, завтра захватит другой.
Вернувшись из путешествия на родину, Солон застал там острую борьбу партий. Простой народ не имел земли и находился в кабале у кучки знатных (эвпатрйдов). Народ боролся против эвпатридов, требуя земли и свободы. Солон сразу же стал на сторону народа и вскоре приобрел его уважение; простые люди видели в нем своего защитника. Свой чудесный дар поэта Солон отдал на служение народу. В замечательных стихах, которые тогда всякий знал наизусть, поэт внушал борющимся сторонам необходимость взаимных уступок и примирения ради блага родины, а впоследствии разъяснял смысл и цель изданных им законов.
В это время афиняне вели долгую и тяжелую войну с соседним городом Мегарами за остров Саламин. Остров этот закрывает путь кораблям в Афины и из Афин. Мегарцы, владевшие островом, могли мешать привозу хлеба в Афины (своего хлеба в Афинах не хватало); городу грозил голод. Поэтому афиняне должны были овладеть Саламином, чтобы открыть свободный подвоз хлеба. Афинскому войску удалось на короткое время захватить остров, но внутренние волнения и борьба партий привели к тому, что афиняне не смогли его удержать.
Богатые эвпатриды, которые правили тогда в Афинах, не нуждались в заморской. торговле. Они издали закон, который под страхом смерти запрещал поднимать в народном собрании вопрос о Саламине.
Простой люд - матросы, городские ремесленники, торговцы, портовые рабочие, наоборот, стоял за продолжение войны, так как прекращение морской торговли для них означало разорение и нищету.
Солон во главе городского люда боролся за возобновление войны. Чтобы обойти закон, запрещавший поднимать вопрос о войне за Саламин, он притворился сумасшедшим. Как-то раз афиняне увидели странного человека в одежде глашатая, который вприпрыжку бежал к городскому рынку. Это был Солон. На рынке его окружила толпа зевак, слух о его помешательстве уже распространился по городу. Солон взошел на камень, с которого обычно говорили глашатаи, и вместо речи стал читать нараспев свое стихотворение:
Сам я глашатаем к вам с Саламина желанного прибыл.
Песнь - украшение слов вместо витийства принес.
Он говорил в этом стихотворении, что стыдится назвать себя афинянином: ведь афиняне не могут удержать в своих руках Саламин:
Скоро, глядите, про нас и молва разойдется дурная,
Скажут: из Аттики ты, предали где Саламин.
И затем Солон горячо призывает народ:
На Саламин поспешайте, сразимся за остров желанный,
Чтобы скорее с себя тяжкий позор этот снять.
Народ с радостью откликнулся на призыв Солона. Вскоре суровый закон был отменен, и война возобновилась. Во главе афинского войска стал Солон.
Солон отплыл вместе с Писистратом (который впоследствии стал тираном в Афинах) к мысу против острова Саламин. В этом месте афинские женщины справляли тогда праздники Фесмофорий в честь богини Деметры.
Солон приказал своим воинам переодеться в женское платье, скрыв оружие под одеждой, а сам послал на Саламин одного воина под видом перебежчика. Посланный посоветовал мегарцам, если они хотят взять в плен афинских женщин, немедленно пересечь пролив и напасть на женщин, справляющих праздник. Мегарцы поддались на обман; они высадились на берегу Аттики. Внезапно на них напали из засады афиняне под предводительством Писистрата. Они перебили большую часть мегарцев и захватили их корабли. Затем афиняне отплыли к Саламину и заняли остров.
После захвата острова мегарцы, однако, не признали себя побежденными. Война продолжалась. Наконец, обе стороны решили обратиться к посредничеству Спарты наиболее сильного в то время греческого государства.
Солон искусно старался доказать спартанцам древние права афинян на Саламин. Он ссылался на свидетельство гомеровской поэмы "Илиады", которую все греки столь ценили. В современном тексте "Илиады", записанном в Афинах около времени Солона, мы читаем, что в гомеровскую эпоху Саламин находился под властью афинян. Однако еще в древности считали, что это место поэмы - вставка афинян, сделанная ими, чтобы доказать свои права на остров Саламин.
Пятеро спартанских судей, заслушав обе стороны, присудили Саламин афинянам. Торжество афинян было полным. Имя Солона прославилось по всей Аттике. Он был признанным вождем городского населения, а теперь и крестьяне обращались к нему за помощью, так как они находились в тяжелом положении.
Хотя жители Аттики занимались сельским хозяйством, во время Солона стали уже развиваться и ремесла. В городе Афинах, кроме знатных (эвпатридов), жило много ремесленников, моряков и торговцев, а также иностранцев (метеков). Большинство богатых эвпатридов владело старинными родовыми землями и обрабатывало их с помощью рабов и свободных крестьян. В руках крестьян были только мелкие участки земли (клеры). Лучшие земли захватили эвпатриды, и крестьяне из-за скудости почвы зачастую с трудом могли прокормить свои семьи. Приходилось обращаться за помощью к эвпатридам, просить у них в долг семена, волов для пахоты и земледельческие орудия.
Мало-помалу крестьяне попадали в долговую кабалу к богачам-эвпатридам или к городским ростовщикам. Трудясь с раннего утра до позднего вечера на своем участке, крестьянин должен был отдавать за долги 5/6 своего урожая. В случае неуплаты долга в срок земля переходила к эвпатриду или ростовщику, а работники, иногда вместе с семьей, становились рабами.
Многие крестьяне, измученные непосильным трудом, вынуждены были бросать участки, продавали своих детей в рабство и бежали в город. Наиболее отважные поднимали вооруженные восстания против ненавистных угнетателей-эвпатридов, они требовали уничтожения долгов и возвращения своей земли.
Наконец, обездоленным крестьянам удалось объединиться с городскими ремесленниками и выбрать Солона архонтом (594 г. до н.э.).
Солон стал посредником между борющимися партиями. Он получил право "отменять или сохранять существующие законы и вводить новые".
Обе стороны возлагали на него большие надежды. Крестьяне считали его справедливым человеком и верили, что он удовлетворит их нужды. Эвпатриды же полагали, что Солон, как выходец из их среды, не даст их в обиду. Приводили одно из его прежних изречений о том, что равенство не влечет за собой войну. Слова эти нравились и богатым и беднякам: одни надеялись, что получат согласно заслугам и доблести, другие ждали от законодателя справедливого передела земли и имущества.
Некоторые убеждали Солона сделаться единоличным властителем (тираном) Афин. Но Солон, отказался От таких предложений. Он говорил, что тирания - это крепость, из которой нет выхода: человек, силой захвативший власть в родном городе, не захочет от нее отказаться и неизбежно применит ее во зло согражданам. Впоследствии Солон, вспоминая это время, с гордостью говорил:
...Родину свою
Пощадил я, тирании и жестокой силы в ней
Не забрал, своей же славы не позорил, не сквернил,
В том не каюсь: так скорее я надеюсь победить
Всех людей.
Однако, отвергнув тиранию. Солон не проявлял излишней мягкости; там, где было нужно, он применял твердую власть: он стремился соединить силу со справедливостью.
По обычаю, перед вступлением в должность Солон испросил совета у оракула Аполлона в Дельфах. Ответ жрецов от имени бога был таков:
Сев посреди корабля, выполняй ты кормчего дело,
Много афинян тогда выйдут на помощь тебе.
Однако Солон не хотел или не мог полностью удовлетворить справедливых требований обездоленного народа. Сам богатый человек, он считал, что простому народу нечего равняться с эвпатридами. Несмотря на просьбы крестьян, Солон возвратил только участки, захваченные за долги, а не увеличил крестьянские наделы за счет богачей, иначе говоря, он не произвел справедливого передела земли.
Крестьян, которые требовали передела земли, он называл "вышедшими на грабеж" и говорил, что нельзя на родных нивах
Дать худым я благородным
Долю равную иметь.
С другой стороны, он убеждал богатых перестать угнетать бедняков:
...Ныне умерить
Гордость свою мы должны, сердце свое укротить,
Будьте скромнее в желаниях, ведь мы, как вы знаете сами,