Смекни!
smekni.com

Аристид (около 540-467 гг., до н.э.) (стр. 1 из 3)

(англ. Aristides THE JUST)

Аристид происходил из обедневшего аристократического рода и всю жизнь испытывал острый недостаток в деньгах. Вся его жизнь прошла в борьбе с вождем афинских демократов Фемистоклом. Рассказывают, что их соперничество началось еще в детстве. Различие в характерах приводило к тому, что они постоянно ссорились даже в играх. Фемистокл был плутоватым, решительным и очень уным. Аристид отличался благоразумием, постоянством характера, честностью и справедливостью.

Когда Аристид и Фемистокл выросли, они получили возможность участвовать в общественной жизни Афин. К этому времени относится расцвет огромной Персидской державы. Персы захватили греческие города на побережье Малой Азии и приближались к Балканской Греции. В момент грозной опасности греки не были единодушны. Материковая Греция была расчленена на ряд враждующих государств. Некоторые из них готовы были добровольно подчиниться Персии.

В это тяжелое время в Афинах, одном из крупнейших греческих городов-государств, разгорелась острая политическая борьба. Происхождение Аристида, его приверженность к установленным издревле порядкам побудили его примкнуть к аристократической партии. Образцом для себя он избрал спартанца Ликурга, которого считал лучшим политическим деятелем, достойным подражания. Противником Аристида был вождь демократов Фемистокл.

Как и в детстве, Аристид был необычайно честен и справедлив. Его верность своим убеждениям и справедливость производили сильное впечатление на современников и даже вошли в поговорку. Современники дали Аристиду прозвище Справедливый.

Целью своей деятельности он поставил сохранение старых порядков. Аристид считал, что во всех нововведениях нужно соблюдать осторожность и не нарушать старинных установлений. В это он был непримиримым противником Фемистокла, призывавшего народ к серьезным переменам. Аристид считал, что Фемистокл, придя к власти, коренным образом изменит все установившиеся веками порядки. Поэтому он выступал даже против, с его точки зрения, полезных предложений Фемистокла, стреясь подорвать его влияние, не дать ему усилиться и захватит власть.

Однажды Аристид выступил против одного из таких предложений Фемистокла и добился победы. Предложение было отклонено. Но успех не обрадовал Аристида. Он понимал, что соперничество с Фемистоклом завлекло его слишком далеко. Их борьба приносит отечеству не пользу, а вред. Покидая народное собрание, Аристид с горечью сказал, что государственные дела много выиграют, если и его и Фемистокла сбросят в пропасть.

Справедливость Аристида побуждала его беспристрастно относиться не только к другим, но и к себе. Однажды он сам внес какое-то предложение. Оно встретило возражения, но победа все же клонилась на его сторону. Предложение должно было быть поставлено на голосование.

В результате обсуждения Аристид понял, что оно не принесет пользы отечеству, и снял его сам.

Справедливость Аристида обеспечивала ему безусловное доверие сограждан. В спорах между собою афиняне больше доверяли решению Аристида, чем приговору судей, назначенных государством.

Как-то Аристид разбирал спор между двумя гражданами. Один из них, желая привлечь судью на свою сторону, напомнил, что его противник в свое время причинил Аристиду много неприятностей.

- Почтеннейший, - спокойно сказал Аристид, - лучше говори, чем он обидел тебя. Ведь я сужу его за твои обиды, а не за мои.

В другой раз Аристид сам обратился в суд с жалобой на своего врага. После речи Аристида уверенные в его искренности и честности судьи не захотели даже выслушать обвиняемого. Но Аристид вскочил с места, требуя дать возожность высказаться своему противнику.

В это время персидский царь Дарий предпринял поход против греков (490 г. до н.э.). Согласно обычаю ведение войны с персами поручили 10 стратегам. Каждый из них по очереди получал на один день верховное руководство. Одним из стратегов был Аристид. Когда руководство перешло к нему, он уступил его Мильтиаду, как самому опытному и способному военачальнику. Аристид понимал, что ведение войны требует единоначалия, и убедил всех товарищей последовать его примеру.

Сосредоточив командование в своих руках, Мильтиад расположил войско в узкой равнине у подножия гор, близь селения Марафон. Афиняне первыми атаковали врага. Во время сражения больше всего пострадал центр афинского войска, принявший удар врагов. Здесь мужественно сражались плечом к плечу Фемистокл и Аристид.

Обратив врагов в бегство и заставив их сесть на корабли, афиняне увидели, что персы плывут не на Восток, а к Афинам. Опасаясь, что персы захватят город, в котором не осталось защитников, стратеги отправили большую часть войска быстрым маршем к Афинам. В Марафоне для охраны пленников и добычи был оставлен только Аристид с отрядом воинов. Он не обманул возлагавшихся, на него ожиданий. Несотря на то, что в палатках и на земле лежали грудами серебро, золото, роскошные одеяния и драгоценности, ему и в голову не пришло взять что-либо из этих богатств. Не позволил он этого и никому другому.

Спустя год после сражения при Марафоне Аристид занял должность первого архонта. Но прошло лишь немного лет, и прославленного Аристида изгнали из Афин остракизмом. Рассказывают, что причиной этого явился возникший в народе слух, будто Аристид, разбирая дела сам, подрывает значение народного суда и подготавливает себе монархическую власть.

Остракизм не был наказанием за какие-либо нечестные поступки. Этим средством хотели только удалить человека, влияния и могущества которого опасались.

Остракизм происходил так. Гражданин нацарапывал на глиняном черепке имя человека, которого считал опасным государству. Черепки собирались и подсчитывались. Если общее число поданных черепков было менее шести тысяч, то остракизм считался не состоявшимся. Затем черепки с одним и тем же именем складывали в отдельные кучки. Тот, чье имя оказывалось написанным на наибольшем числе черепков, объявлялся изгнанным на десять лет. Однако он продолжал владеть своим имуществом и по прошествии десятилетнего срока мог вернуться в Афины и снова заняться политической деятельностью. Рассказывают, что один неграмотный афинянин обратился к какому-то незнакомцу с просьбой написать на его черепке имя Аристид.

- Что плохого тебе сделал этот человек? - спросил незнакомец, оказавшийся самим Аристидом.

- Ничего, - ответил тот. - Я его даже не знаю. Но мне надоело слышать, что его постоянно называют Справедливым.

Аристид ничего не сказал и, написав свое имя на черепке, вернул его гражданину. Аристид был изгнан на десять лет.

Но, спустя три года, когда Ксеркс вторгся в Аттику (480 г. до н.э.), афиняне разрешили возвратиться изгнаннику. Многие опасались, что Аристид, изгнанный афинской беднотой, станет на сторону врагов и это побудит аристократов перейти к персам. Но они не понимали этого человека. Еще до постановления о возвращении изгнанников Аристид все время призывал эллинов бороться против персов. После возвращения, когда Фемистокл был избран стратегом с неограниченныи полномочиями, Аристид помогал ему во всем советом и делом, хотя сознавал, что этим он содействует влиянию и известности своего злейшего врага. Когда речь шла о благе родины, личные интересы отступали для Аристида на задний план.

Положение греков было очень тяжелы. Войско персов, пройдя Северную Грецию, сумело прорваться через Фермопильский проход. Теперь персы беспрепятственно заняли Среднюю Грецию и приблизились к Афинам. Все афиняне, способные носить оружие, сели на корабли, чтобы продолжать борьбу на море. Детей, женщин и стариков успели вывезти из Афин на лежащий у берегов Аттики остров Саламин. Вскоре после этого персы заняли Афины, а их флот подошел к Саламину.

Спартанские военачальники, коандовавшие флотом греков, хотели дать приказ корабля отступать от Саламина и оставить находившиеся на острове афинские семьи на произвол судьбы. Однако персидский флот ночью окружил Саламинский пролив, отрезав грекам путь для отступления. Как раз в этот момент с острова Эгина вернулся проживавший там Аристид. Он отважно провел свой корабль между вражескими судами и явился, ночью к палатке Фемистокла. Вызвав его, Аристид сказал:

- Мы разумные люди, и на надо прекратить пустое и мальчишеское соперничество. Сейчас главное - спасти Грецию, тебе - как начальнику и полководцу, а мне - как твоему помощнику и советнику. Ты считаешь, что необходимо как можно скорее дать бой персам в узко проливе. Я согласен с этим, но спартанцы мешают тебе. Враги же как будто сами содействуют успеху твоего плана. Вражеские корабли окружили нас со всех сторон. Грекам не остается ничего иного, как вступить в сражение; все дороги для бегства отрезаны.

Услышав это, Фемистокл обрадовался и попросил Аристида, которому особенно благоволили спартанцы, убедить их флотоводца Еврибиада в необходимости немедленно вступить в морской бой.

Однако, когда вопрос о битве обсуждался на совете полководцев, Аристид не взял слова. Видя это, один из стратегов сказал, обращаясь к Фемистоклу: "Аристид тоже не одобряет твоего плана. Видишь, он сидит и молчит". Аристид возразил, однако, что не стал бы молчать, если бы не считал план Фемистокла наилучшим.

Аристид деятельно участвовал в Саламинском бою. Он обратил внимание на находившийся недалеко от Саламина маленький остров Пситталия, на котором было полно вражеских воинов. Посадив на транспортные суда саых решительных и воинственных граждан, Аристид высадился с нии на Пситталии. Вступив в бой с персами, греки уничтожили врагов на острове.

Несколько знатных персов были взяты в плен. Среди пленных оказались племянники царя, которых Аристид отослал к Фемистоклу. Персидских юношей принесли в жертву богу Дионису.

Аристид со своими воинами устроил засаду на острове и подстерегал здесь спасавшихся с разбитых кораблей персов. Оказалось, что больше всего, судов скопилось именно в этом месте и здесь завязалась самая горячая битва. Поэтому и трофей был поставлен на Пситталии (трофей - памятник, воздвигавшийся из отобранных у неприятеля доспехов на месте одержанной победы).