Смекни!
smekni.com

Клеомен (около 262-219 гг. до н.э.) (стр. 1 из 3)

(англ. Cleomenes III)

Клеомен был старшим сыном царя Леонида, погубившего благородного Агиса. После казни Агиса царь Леонид насильно выдал его вдову Агиатиду замуж за Клеомена, чтобы завладеть ее имуществом. Агиатида отличалась изумительной красотой и была одной из самых богатых наследниц; спартанский царь не желал, чтобы ее состояние перешло в другую семью. Вдова несчастного Агиса ненавидела старого царя, как убийцу своего мужа, но полюбила его сына и стала ему преданной женой. Клеомен также полюбил Агиатиду и сумел оценить ее преданность покойному мужу. Агиатида часто рассказывала Клеомёну о своем первом супруге, павшем жертвой ненависти и коварства богачей, говорила о его любви к народу и смелых планах возрождения могущества и славы родины. Клеомен с искренней симпатией слушал эти рассказы и проникся уважением к светлой памяти Агиса.

Подобно Агису, Клеомен также получил хорошее образование. Его наставником и другом был знаменитый ученый Сфер Борисфенский, который имел большое влияние на спартаяскую молодежь. Сфер учил, что царь - это только первый гражданин, лишь слуга народа и поэтому обязан всецело посвятить себя его благу. Со всем пылом юности Клеомен воспринял эти демократические идеи и с возмущением наблюдал за всем происходившим в Спарте после гибели Агиса.

Победившая кучка богачей опиралась на иноземных наемников: богачи назначали из своей среды угодных им эфоров и геронтов; они думали только о своих личных выгодах и удовольствиях, по-прежнему жили в роскоши и яростно преследовали всех бывших сторонников Агиса.

Простой народ, как и раньше, жил в нищете, но потерял теперь всякую надежду на лучшее будущее. Правительство царя Леонида и в отношениях с соседями руководствовалось только классовыми интересами и довело Спарту до .величайшего унижения. Так, например, когда заклятые враги Спарты - этолийцы - вторглись в Лаконскую область, оно даже не пыталось оказать сопротивление. Мало того, когда оказалось, что набег этолийцев не грозит самой Спарте, богачи обрадовались уводу врагами множества лаконских периэков. Они говорили: "Это избавило нас от лишнего бремени. Теперь беднота уже не так страшна!"

Около пяти лет продолжалось самовластное правление старого царя Леонида. После его смерти на престол вступил 26-летний Клеомен (236 г. до н.э.).

Клеомен был столь же талантлив и умен, как Агис, но отличался железной волей и неукротимой настойчивостью. Он твердо решился продолжить дело Агиса, если нужно - насильственным путем. Не найдя сочувствия у друзей, он задумал один, без помощников, совершить переворот при помощи военной силы.

Клеомен понимал, что реформы будут успешны только тогда, если удастся уничтожить главную опору богачей - совет старейшин (герусию) и эфорат. А для этого нужно было создать войско не из наемников, а из граждан, кровно заинтересованных в переделе земли и имущества богачей. С этим было связано и возрождение военного могущества Спарты.

Вскоре Клеомену пришлось вести войну против прежних союзников - ахейцев. Союз ахейских городов во главе со стратегом Аратом в течение долгого времени стремился объединить под своим руководством одно за другим все государства Южной Греции. Главные усилия Арата были направлены на присоединение двух крупнейших государств Пелопоннеса - Аргоса и Спарты. После неудачной попытки захватить Аргос Арат обратился против Спарты. Тогда эфорам пришлось отдать приказ Клеомену выступить в поход против ахейцев.

Наконец, Клеомену представлялся удобный случай выйти из бездействия, испытать своя силы и найти опору для своих замыслов. Царь набрал отряд в 5000 человек из преданных ему бедных граждан. С этим отрядом он успешно действовал против ахейцев и захватил у них несколько городов. Затем Клеомен вызвал из изгнания брата Агиса, Архидама, чтобы сделать его своим соправителем.

Убийцы Агиса любезно встретили Архидама, когда он прибыл в Спарту, но затем убили его. Это событие побудило Клеомена ускорить государственный переворот. Он привлек на свою сторону много влиятельных и знатных людей и, обеспечив себе их поддержку, снова отправился в поход.

Противнику Клеомена Арату удалось за это время, собрав все силы, присоединить Аргос к Ахейскому союзу. В ответ на это Клеомен вторгся в Аргосскую область и опустошил ее.

Арат и другие стратеги при встрече на поле битвы с Клеоменом обнаружили растерянность: несмотря начисленное превосходство, они отступили без боя. В сражении при Ликее (в Аркадии) Клеомен одержал блестящую победу над ахейцами.

Царь хотел преследовать врагов, чтобы довершить их поражение, но встретил неожиданное противодействие со стороны эфоров. Богачи и их ставленники-эфоры боялись успехов молодого царя и роста его популярности в народе. Кроме того, в их планы не входил полный разгром Ахейского союза. Эфоры послали Клеомену приказ прекратить военные действия. Тогда царь, подкупив эфоров, добился разрешения продолжать войну.

Затем он снова выступил в поход и дал сражение ахейцам и мегалополитанцам под Мегалополем. Бой начался неудачно для спартанцев: часть их армии была разбита; однако, преследуя неприятелей, конница мегалополитанцев очутилась (в местности, неудобной для сражения в конном строю, среди виноградников, канав и изгородей. К тому же один из начальников мегалополитанцев пал в битве.

Его смерть вызвала замешательство среди мегалополитанцев. Тогда спартанцы под предводительством Клеомена с криком бросились яа врагов и обратили в бегство всю неприятельскую армию. Множество ахейцев и мегалополитанцев погибло, а еще больше попало в плен. Клеомен одержал полную победу.

После этой победы Клеомен мог рассчитывать на преданное ему войско и наемников. Он обратился к друзьям с предложением произвести переворот. "Необходимо, - говорил он, - немедленно устранить эфоров и разделить земли и имущество богатых между всеми гражданами. Тогда грекам не будут страшны македоняне и другие завоеватели".

Получив согласие друзей, Клеомен выступил в новый поход; при этом он взял с собой на войну тех, кого считал возможными противниками переворота. Это были крупные богачи и их сыновья. Затем он оставил свое войско в Аркадии на отдыхе, а сам с преданным ему небольшим отрядом наемников внезапно повернул назад к Спарте и неожиданно подошел к столице. Ничего не подозревавшие эфоры обедали, когда воины Клеомена ворвались в помещение. Все эфоры были изрублены.

Кресла эфоров-знаки их власти-были уничтожены. Восемьдесят человек, наиболее непримиримых врагов, Клеомен велел схватить и отправить в изгнание. Так произошел государственный переворот в Спарте.

Затем царь созвал народное собрание и выступил перед ним с речью. Спартанцы были немногословны и не любили длинных речей. Речь Клеомена была краткой: "Если бы я мог исцелить Спарту от ее недугов - роскоши, долгов и кабалы, - а самое главное, от источников всех пороков - бедности и богатства, - не чиня никаких насилий, я считал бы себя самым счастливым из всех владык в мире, сказал царь. - Я, как врач, излечил бы отечество без боли, - продолжал Клеомен, - но мирные средства оказались невозможны. Пришлось прибегнуть к силе. Иного выхода у меня нет!"

Клеомея объявил об отмене эфората, так как эфоры присвоили себе слишком много власти и мешают делать то, что полезно для государства. Он уничтожил и герусию: вся впасть отныне должна была принадлежать только царям. Чтобы не встретить сопротивления от другого, может быть, враждебного его планам царя, Клеомен сделал соправителем своего брата Евклида.

Затем царь объявил о своем намерении немедленно произвести передел земли и имущества. Клеомен отказался от всех своих владений в пользу народа, и его примеру последовали все его родственники и друзья. После этого были переделены земли и имущество остальных граждан. При дележе царь велел отвести земельные участки всем изгнанникам, обещая разрешить им впоследствии вернуться на родину.

Клеомен включил в число полноправных граждан (спартиатов) периэков и некоторых иностранцев, образовав из них отряд в 4000 тяжеловооруженных солдат (гоплитов). Теперь спартанское войско вновь стало сильным и страшным для врагов.

После того как введено было равенство имущества, Клеомен решил восстановить для всех общие обеды (сисситии) и ликурговскую систему воспитания юношества. Всем гражданам рекомендовалось вести умеренный образ жизни, есть черную спартанскую похлебку, носить простую одежду и т.д. Большинство граждан добровольно примирилось с суровым образом жизни, свойственным древним спартанцам, но были и такие, которые посмеивались над старинными обычаями, считая их нелепыми.

Между тем ахейцы и их стратег Арат надеялись, что Клеомен, занятый реформами, не сможет некоторое время вести войну в Пелопоннесе; они жаждали передышки, чтобы оправиться после страшного поражения. Однако Клеомен не побоялся покинуть столицу в такое тревожное время. Он оставил в Спарте своего брата Евклида, а сам немедленно отправился в поход.

Вести о происшедших в Спарте событиях всколыхнули весь Пелопоннес. Во многих городах начались восстания; беднота повсюду требовала отмены долгов и передела земли. Бедняки и обездоленные видели в Клеомене своего спасителя и надеялись, что он поможет освободиться от власти ненавистных ахейцев. Прибывавшие к Клеомену послы из городов Пелопоннеса удивлялись простому обрашению царя, отсутствию роскоши и скромной обстановке, в которой он жил.

Богачи всей Греции ненавидели и боялись Клеомена. Они в страхе думали, что если Спарта усилится, то Клеомен отнимет власть у них и раздаст беднякам землю.

Первыми пригласили к себе Клеомена на помощь жители города Мантинеи. Клеомен прибыл в город ночью и помог изгнать стоявший там ахейский гарнизон. Затем он двинулся на север Пелопоннеса в самую Ахейскую область и разбил в решительном сражении ахейскую армию наголову. Теперь могущество Ахейского союза было сломлено.