(Биография., Биография в произведениях)
Родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историке-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком "Я забыл спросить у Лешки" был опубликован в альманахе "Ангара" (1961).
Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан-Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и "Край возле самого неба".
В 1965 Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал "крестным отцом" начинающего прозаика.
Первая книга рассказов Распутина "Человек с этого света" была издана в 1967 в Красноярске. В том же году вышла повесть "Деньги для Марии".
В полную силу талант писателя раскрылся в повести "Последний срок" (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.
Затем последовали повести "Живи и помни" (1974) и "Прощание с Матёрой" (1976), поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей.
В 1981 вышли новые рассказы: "Наташа", "Что передать вороне", "Век живи — век люби".
Появление в 1985 повести Распутина "Пожар", отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.
В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 вышли в свет его рассказ "В ту же землю"; очерки "Вниз по Лене-реке"; в 1996 — рассказы "Поминный день"; в 1997 — "Нежданно-негаданно"; "Отчие пределы" ("Видение" и "Вечером".
Биография Распутина – в его творчестве
Здесь даны и родословная писателя, и вся история ангарской деревни Аталанки, где родился Валентин Распутин. Дом и мир. Выходцы с русского севера, из мурманских краёв, а другой ветвью из архангельских основали на Ангаре две деревни, но теперь не осталось ни одной, обе ушли на дно. «Не каждому поколению приходиться пережить уничтожение колыбели, в которой формировалось его духовное существо». Поэтому картины природы в произведениях Распутина наполнены мистическим смыслом. «Какое огромное сердце может вместить подобный масштаб всенародного несчастья». Оттуда с берегов Ангары и главные герои писателя. Дедушка по отцу, в котором просматривалась примесь коренной сибирской породы, этакая «тунгуссковатость», и бабушка с её чисто русским, ликовым лицом, суховатым и удлинённым, - это рассказ «Василий и Василиса». Ещё бабушка Марья Герасимовна известна нам под именами старух Анны и Дарьи.
Несправедливая судьба отца, пострадавшего из-за украденной у него сумки с казёнными деньгами. Великое терпение матери. Всё это тоже в книгах Распутина.
Открылась ли в раннем детстве одарённость мальчика? Видела и поняла эту одарённость мать мальчика, если приняла решение учить сына дальше – при трёх детях и безотцовстве. Видел и дядя Ваня, шофер, привёзший мальчика в Усть-Уду райцентр. «Мы тебе парень, не дадим пропасть». Видели и земляки в деревнях, через которые мальчик бегал в каникулы домой за пятьдесят километров, окликали и наперебой поили чаем.
После школы в 1954 году поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» и был опубликован в альманахе «Ангара» (1961г.).
Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве красноярской ГЭС и магистрали Абакан – Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».
В 1956 году Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Чибу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал «Крёстным отцом» начинающего прозаика.
Первая книга рассказов Распутина «Человек с этого света» была издана в 1967 году в Красноярске. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии».
В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1976г.), заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали повести «Живи и помни»(1974г.), и «Прощание с Матёрой» 1976г.), поставивших их автора в ряд лучших современных русских писателей.
В 1981г. вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи - век люби». Появление в 1985 году повести Распутина «Пожар» отличающейся остротой и современностью проблем, вызвало большой интерес у читателя.
В последние годы писатель много времени и сил отдаёт общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 году вышел в свет его рассказ «В ту же землю», очерки «Вниз по Лене – реке», в 1996г. рассказы «Поминный день», в 1997г. «Нежданно–негаданно», «Отчие приделы». Живёт и работает в Иркутске.
Критики отмечают - присущее Распутину чувство вины и боли за происходящее в мире приближает его произведения к классикам – Толстому и Достоевскому. Писатель показывает девальвацию ясного, простого, деревенского характера. Люди, оторванные от своих корней, превращаются в духовных «архаровцев». «Пожар», «Прощание с Матёрой», «Последний срок», «Живи и помни» - это живое свидетельство исчезающего мира деревни.
Имя Валентина Распутина в сознаниях читателей долгое время неотделимо было от доброго десятка имен его сверстников, которые все почти в одно время появились на страницах художественной периодики. Критики не без резона, объединила их понятием – молодая деревенская проза. Для них излюбленным жанром стала повесть, жизненным материалом – деревня – как правило, за уральским хребтом и на севере – вологодская, архангельская, костромская области. Героем – человек этой деревни – тот, что и доселе живёт на земле своих дедов, и тот, что в силу разных, объективных и суетных причин покинул родную землю, ушел в город и домой наезжает не часто и не надолго.
Как бы ни были близки друг другу по духу, по идейным и эстетическим устремлениям той или иной плеяды литературной – близнецов в литературе не бывает. Вот и в отношении В. Распутина тому, кто приглядывался к его творчеству с самых истоков, с первых публикаций в журналах Сибири – очерк «Вниз и вверх по течению» – несомненным становилось, что имя его чаще повторяется и звучит громче других имён. Так было когда после ряда очерковых публикаций – книжек появилась первая, получившая всесоюзное звучание, повесть Распутина «Деньги для Марии» (1967г.), так было и со следующей повестью «Последний срок» (1970г.), и со следующими «Прощание с Матёрой» (1976г.), «Пожар» (1986г.).
Повесть «Пожар» опубликованная журналом «Наш современник», в 1989 году была удостоена Государственной премии СССР.
В своих произведениях Распутин раскрывает единство людей с природой, таёжную романтику, старается разобраться в сложности внутреннего мира человека.
Валентин Распутин – художник, болеющий за человека, врачующий его раны.
Природа его творчества гуманность «Нет сейчас проблемы важней, чем высокое, достойное времени, нравственное утверждение человека», - говорит писатель, объясняя не только содержание собственного творчества, но и главное направление художественных исканий всей советской литературы.
В. Распутин вошел в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова.
Дочитывая его повесть, думаешь и убеждаешься в том, что узнал о героях этой повести всё сполна, что должен был о них узнать. Ни капли сомнения, будто бы автор чего–то не сказал о них или сказал не так. Прочитав повесть, не возникает желания чем–то дополнить автора, нет подозрения в каких – то вольных или невольных недомолвках, нет прерывности в линии поведения его героев. Автор не оставляет на наше усмотрение ничего – всё решает сам. Этим он достигает законченности своих произведений, законченности сюжета, мысли, чувства.
В своих повестях он ведёт речь о таких вещах и событиях человеческого существования, которым недомолвки и различные вариации попросту несвойственны, не в природе этих событий.
В повестях «Последний срок», «Живи и помни» речь идёт о жизни и смерти.
Природой предусмотрено так, что решающий факт жизни – рождение человека – навсегда остаётся для него тайным и неизвестным: никто не знает и не помнит своего рождения, не знает и не помнит своего раннего младенчества, смерть же факт сознательный.
Едва ли не каждый взрослый человек, тем более человек преклонного возраста, хоть раз да заглянул в лицо своей смерти, почувствовал её очевидную близость при каких – то экстремальных обстоятельствах. И если рождение человек не может приложить к себе, то чуждая смерть приложима к каждому из нас…
Немногие прослеживали её так внимательно на протяжении многих страниц, как это сделал Распутин в «Последнем сроке».
«Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой уже пришло, старухе было под восемьдесят», - так начинается повесть. «Ночью старуха умерла» - так она заканчивается.
Поведав о жизни и смерти простой русской женщины, писатель приблизил нас к неброской святящейся красотою изнутри русского народного характера. Анна умирает долго и трудно. Силы то совсем её покидают, то вдруг возвращаются вновь, обманув, хоть ненадолго, стоящую у постели смерть. В этот период в сознании Анны возникает её прошлое и настоящее, перед нами проходит вся её жизнь, жизнь человека с глубоко индивидуальной и в то же время такой типичной для её поколения, для всего послереволюционного крестьянства женской судьбой. Во внутренних монологах Анны, в её непрерывных раздумьях, когда каждое суждение, каждая сценка словно омыта чистотой и бескорыстием последнего, предсмертного чувства, здесь слышится голос мудрости, доброты и всепрощения – особенно тогда, когда трое из детей покидают мать в самый канун её смерти…