Еще во время третьего года обучения на богословском факультете он принял постриг и вступил в школу канторов. Закончив ее в 1946 году, он принял поддьячье, а затем дьячье посвящение. В ноябре 1946 года кардинал Сапега рукоположил Войтылу в сан священика. Для этого Кароль, не представляя, что когда-то ему предстоит стать понтификом, подтвердил под присягой, что полностью осознает, какие обязанности берет на себя, и что делает это "по абсолютно доброй воле". От того времени сохранилась запись в приходской книге церкви святой Анны за 11 ноября 1946 года. Она гласит, что дочку семьи Квятковских окрестил Carolus Wojtyla Neopresbyter.
В конце 1946 года молодой священник по совету кардинала Сапеги отправился в Рим, где поступил в "Ангеликум" - доминиканский университет святого Фомы. В 1947 году он получил лиценциат по богословию, после чего посетил Францию, Бельгию и Голландию, где проводил службы для польских эмигрантов. В июне 1948 года Войтыла вернулся в Польшу, где завершил работу над своей первой докторской диссертацией на тему "Метафизическая и психологическая природы веры в сочинениях святого Хуана де ла Крус". Ягеллонский университет присудил священнику степень доктора теологии.
Вернувшись в Польшу, Войтыла около года выполнял функции викария в приходе села Неговиц, а затем в краковском приходе святого Флориана, где сблизился с университетской молодежью. В 1953 году это привело его на богословский факультет все того же Ягеллонского университета в качестве преподавателя, где он читал курс по социальной этике. Тогда же Войтыла защитил вторую докторскую диссертацию, по философии - "Возможные пути построения системы христианской этики на основе воззрений Макса Шелера". В скором времени коммунистические власти страны закрыли богословский факультет, и обучение пришлось перенести в Краковскую семинарию. Тогда же Войтыле предложили читать лекции в Люблинском католическом университете, где в конце 1956 года он возглавил кафедру этики. Студенческая молодежь отца Войтылу очень любила и уважала. На его лекциях аудитории обычно были заполнены до отказа.
В пятидесятые годы отец Войтыла также занимался напряженной научной деятельностью. С того времени сохранилось более 300 его статей, в которых он рассуждал о христианской этике. В 1953 году отец Войтыла получил степень доктора морального богословия на богословском факультете Ягеллонского университета, а три года спустя стал профессором в Институте этики в Люблине. Одновременно он занимался и литературным творчеством. Свои стихи он публиковал в католической газете Tygodnik powszechny и журнале Znak под псевдонимами Анджей Явень (персонаж романа Парандовского "Небо в огне") и Станислав Анджей Груда.
Между тем ни религиозные обязанности, ни преподавание, ни научные и литературные публикации не исключали для отца Войтылы активного образа жизни. Еще в детстве он увлекся плаванием, был неплохим футбольным вратарем, поэтому назвать его хилым мальчиком было нельзя. Во взрослом возрасте, уже будучи священником, он не забросил спорт, много путешествовал, общался со своими близкими друзьями. Эти привычки Войтыла сохранил и после того, как был избран Папой Римским. Отказаться от спортивных занятий - бега и любимых горных лыж - Папу заставило только резко ухудшившееся к старости здоровье. А тогда, в расцвете лет, отец Войтыла не упускал возможности развеяться. Неудивительно, что новость о даровании ему Папой Пием XII епископского сана застала священника в байдарочном походе. Итак, в 1958 году Кароль Войтыла стал самым молодым епископом в истории Польши. Посвящение Войтылы в сан епископа проходило в Вавельском кафедральном соборе, том самом, где он в ноябре 1946 года отслужил свою первую мессу.
В 1962 году Войтыла снова отправился в Рим, на этот раз - чтобы принять участие в работе II Ватиканского собора (1962-1965). Он стал одним из самых молодых участников собора и благодаря своей деятельности к закрытию второй сессии собора заслужил от Папы Павла VI пост архиепископа-митрополита Краковского. Торжественная церемония по этому поводу состоялась 3 марта 1964 года, а три года спустя тот же Павел VI даровал Войтыле кардинальский титул.
Уже в это время епископ Войтыла постоянно путешествовал за границами своей епархии, участвовал во всех ассамблеях Епископального синода в Риме, посещал польские сообщества в разных странах, в том числе Канаде, США, ГДР, ФРГ, читал лекции, делал доклады на научных собраниях. Войтыла не боялся выступать против коммунистического режима и официальных властей. Одним из его первых шагов еще на посту архиепископа было решение перенести икону Божьей Матери из Ченстохови в свою епархию, где в течение года она выставлялась для поклонения в 120 приходах. Имя молодого кардинала быстро получило известность за пределами Польши. Однако, как ни странно, никто не ожидал, что новым главой Ватикана после окончания 33-дневного понтификата Иоанна Павла I изберут именно его.
Четверть века
16 октября 1978 года 111 кардиналов, собравшихся на конклав, избрали архиепископа Краковского, кардинала Кароля Йозефа Войтылу, 264-м наследником престола святого Петра. За него было отдано 90 голосов. В 18 часов 18 минут по местному времени кардинал Вилло сообщил об этом избраннику, на что тот без колебания ответил: "Такова воля Божья". После этого над зданием Сикстинской капеллы поднялось облако белого дыма, оповестившее мир о том, что римскую католическую церковь возглавил новый Его Святейшество Папа. Первыми словами, с которыми Кароль Войтыла, взявший себе имя Иоанна Павла II, обратился к верующим, были: "Откройте двери Христу!".
Интронизация нового Папы состоялась 22 октября 1978 года. За прошедший с тех пор более чем двадцатипятилетний период Иоанн Павел II немало сделал для того, чтобы в новый, двадцать первый, век католическая церковь вошла как современная организация, обладающая значительным влиянием. Он познакомил Ватикан с современными технологиями, став инциатором обеспечения его спутниковой связью и другими достижениями цивилизации. Свои проповеди понтифик записывал на компакт-диски. Сегодня святой престол владеет акциями таких крупных компаний, как General Motors, Shell, General Electric, связан с крупнейшими банками США, Великобритании и Италии.
Постоянно путешествуя, Иоанн Павел II установил личные контакты с лидерами многих государств, первым из Пап побывал в синагоге и мечети. Кроме того, католическая церковь и святой престол его усилиями стали ближе к простым людям самых разных национальностей. Не забывал понтифик о необходимости открыто противостоять различным коммунистическим режимам, с которыми он боролся доступными ему методами - дипломатией и убеждением. Соблюдение прав человека в разных странах мира также всегда находилось в центре внимания Папы.
В то же время, среди католиков были и недовольные политикой Иоанна Павла II. Приветствуя нововведения в частностях, понтифик противился многим реформам, которые сделали бы церковь более либеральной в целом. Так, Папа до самого конца придерживался очень жесткой позиции относительно принципов, составляющих, по его мнению, основу веры и человеческой жизни. Среди них - непримиримость по отношению к абортам, искусственному оплодотворению, разводам, предохранению, посвящению женщин в духовный сан и гомосексуальным бракам.
Трижды Иоанна Павла II хотели лишить жизни. Два покушения удалось предотвратить, а одно чуть не закончилось смертью понтифика. 18 мая 1981 года турецкий гражданин Мехмет Али Агджи дважды выстрелил в Папу, когда тот проезжал по площади Святого Петра. Одна из пуль прошла в нескольких миллиметрах от аорты - эти миллиметры спасли Папе жизнь. Он был доставлен в госпиталь Gemelli, тот же самый, в котором совсем недавно врачи пытались предотвратить его неуклонно приближающуюся кончину. Операция по удалению пуль длилась более пяти часов, а реабилитация заняла два с половиной месяца. После этого случая знаменитый "папамобиль" накрыли "колпаком" из пуленепробиваемого стекла.
Иоанн Павел Второй не раз доказывал, что не намерен сдаваться под тяжестью лет. Его здоровье ухудшалось, однако он не собирался прекращать активную деятельность. Этому не помешали даже тяжелая травма - в начале 1990-х он сломал себе шейку тазобедренного сустава, что для пожилых людей почти всегда является приговором. Чтобы снова встать на ноги, Папа перенес шесть операций. Но самым трудным испытанием для понтифика стала болезнь Паркинсона, поразившая его в конце прошлого десятилетия.
Какими бы ни были отдельные итоги понтификата Иоанна Павла Второго, за его здоровье молились миллионы католиков и христиан других конфессий по всему миру. Каждый из них надеялся, что, несмотря на годы, чудо вновь произойдет. Они молились даже после того, как врачи признали свое бессилие, потому что знали - умирающий Папа до последнего дня также молился за них.