1. По методам отображения фактических данных все следственные действия можно разбить на три большие подгруппы:
а) следственные действия, в основе которых лежит метод расспроса;
б) следственные действия, основанные на непосредственном наблюдении, сочетаемом с приемами активного воздействия на отображаемый объект – измерением, экспериментом, моделированием;
в) следственные действия, основанные на сочетании методов расспроса и наблюдения.
К первой подгруппе относятся допрос, очная ставка. При их проведении следователь применяет метод расспроса, т.е. ставит перед допрашиваемыми задачу на воспроизведение и передачу информации, что выражается в постановке им вопросов. В эту группу следует включить и проведение экспертизы, поскольку в постановлении о ее назначении также содержатся вопросы, которые надлежит разрешить эксперту. В результате проведения этих действий следователь получает доказательственную информацию, выраженную в вербальной (словесной) форме. Это – показания подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, заключения и показания эксперта.
Ко второй подгруппе относятся осмотр, освидетельствование, обыск, выемка, следственный эксперимент и, на наш взгляд, получение образцов и задержание подозреваемого. На основе наблюдения следователь воспринимает физические и динамические признаки материальных объектов: их размер, протяженность, форму и т.д. Доказательственный результат – протокол соответствующего следственного действия.
Третья подгруппа– смешанная, в ней получение доказательственного результата обеспечивается сочетанием расспроса и наблюдения. Таковы предъявление для опознания и проверка показаний на месте. Доказательственный результат проведения этих действий – протокол, содержащий как вербальную (показания), так и «вещную» (результат наблюдения) информацию.
2. Следующим основанием классификации следственных действий является непосредственный либо опосредованный процесс получения доказательственной информации.
Большинство следственных действий представляет собой непосредственное отображение следов преступления в том смысле, что следователь непосредственно (лично или с помощью специалиста) воспринимает объект, несущий информацию, и извлекает фактические данные. Такой путь познания возможен потому, что следователь в состоянии обнаружить эти данные: увидеть признаки предмета, услышать слова, из которых состоит сообщение, и уяснить их смысл, поскольку ему известно значение слов и признаков.
Иным будет процесс познания при проведении экспертизы. Поскольку исследуемые экспертом объекты содержат «скрытую» информацию (следы преступления недоступны непосредственному восприятию, их содержание и значение не могут быть уяснены следователем непосредственно), познание протекает по более сложной схеме: непосредственное исследование объектов производит по заданию следователя эксперт, после чего систематизированный результат исследования передается следователю.
Следственным действием надлежит поэтому считать не экспертизу в целом, а лишь комплекс действий следователя по управлению процессом исследования.
3. Существенным основанием классификации следственных действий является сложность отображаемых объектов. Большинство следственных действий направлено на отображение изолированных информационных объектов. Таковы допрос, осмотр, освидетельствование, обыск, выемка (а также получение образцов для сравнительного исследования, задержание). Проводя их, следователь ограничивается выявлением и фиксацией информации, заключенной в каждом отдельно взятом объекте: месте происшествия, местности, представлениях памяти допрашиваемого и т.д.
Особою группу составляют те следственные действия, которые направлены на отображение сложных объектов, создаваемых следователем путем объединения и одновременного восприятия изолированных источников информации, которые в природе в таком интегрированном виде не существуют. Таковы очная ставка (интеграция двух показаний); следственный эксперимент (интеграция условий, в которых протекает опыт, с самим опытом); проверка показаний на месте (интеграция обстановки на местности с показаниями лица, а иногда и с демонстрацией им своих действий); предъявление для опознания (интеграция сообщения опознающего с признаками объекта, предъявляемого для опознания). В этих случаях следователь воспринимает и сопоставляет два потока информации, идущие от отдельных объектов, которые он сводит вместе для того, чтобы получить новую, более содержательную информацию.
4. Четвертым основанием классификации может послужить цель следственного действия. Целью любого следственного действия является, как отмечено ранее, получение информации определенного вида. Здесь же имеется в виду иной, более широкий аспект понятия «цель», связанный не с формой или содержанием полученной информации, а с ее использованием, а именно: приспособленность следственных действий для проверки доказательств. В принципе любое следственное действие может быть использовано для проверки уже полученных доказательств (например, обыск для проверки показаний подозреваемого о месте сокрытия похищенного). Но есть группа следственных действий, в самом нормативном регулировании которых содержатся правила оперирования уже полученными доказательствами в целях их проверки. К «проверочным» следственным действиям относятся:
а) очная ставка;
б) следственный эксперимент;
в) предъявление для опознания;
г) проверка показаний на месте;
д) назначение экспертизы;
е) получение образцов для сравнительного исследования. Специфика этой группы следственных действий в том, что они всегда проводятся после получения доказательств, которые требуют проверки.
Рассмотренные классификации не исключают выделения и других групп следственных действий. В частности, известно деление следственных действий на первоначальные и последующие, неотложные и не обладающие свойством неотложности, требующие или не требующие разрешения суда. В основе этих классификаций лежат тактические моменты, связанные с конкретной ситуацией, в которой оказывается следователь, либо необходимость дополнительных гарантий законности их проведения [7].
3. Общие условия проведения следственных действий
Общие условия производства следственных действий представляют собой совокупность требований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом и предъявляемых к производству следственных действий.
Всем следственным действиям, независимо от стадии судопроизводства, присущи следующие общие условия или правила их проведения:
1. Следственные действия, по общему правилу, могут проводиться только в период производства по уголовному делу.
До возбуждения уголовного дела в случаях, не терпящих отлагательства, возможен осмотр места происшествия. В целях закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего, до момента получения согласия на возбуждение уголовного дела прокурора, однако, представляется, что после вынесения об этом постановления, может быть проведено освидетельствование и назначена экспертиза [2].
2. Производятся следственные действия по инициативе следователя, дознавателя. Вместе с тем они могут производиться по письменному указанию прокурора, начальника следственного подразделения или по ходатайству таких участников процесса, как обвиняемый, его защитник, законный представитель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители.
Закон предусматривает случаи обязательного проведения отдельных следственных действий. Так, согласно ст. 228 У ПК, для установления причин смерти, характера и степени тяжести телесных повреждений; возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы о возрасте отсутствуют или вызывают сомнение; психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение по поводу их вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном процессе; психического или физического состояния потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать о них показания, обязательно назначение и проведение экспертизы.
При производстве дознания по уголовному делу, по которому предварительное следствие обязательно, дознаватель может произвести только неотложные следственные и другие процессуальные действия по установлению и закреплению следов преступления, указанные в ч. 1 ст. 186 УПК (осмотр, обыск, выемку, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров, предъявление для опознания, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, получение образцов для сравнительного исследования, назначение экспертиз). В рамках же этого перечня дознаватель сам определяет, какие из них следует выполнить [8].
3. Следственное действие может быть проведено лишь при наличии фактического и юридического основания. Фактическим основанием является наличие достаточных доказательств, дающих основание полагать, что в ходе следственного действия могут быть получены сведения о фактах, имеющие значение для дела. Вывод о возможности получения доказательств в ходе планируемого следственного действия чаще всего является вероятным, однако должен базироваться на имеющихся в деле доказательствах.
Юридическим основанием производства следственного действия является необходимость выполнения предусмотренных в законе действий, в обязательном порядке предшествующих ведению следственного действия. Производство ряда следственных действий связываются законодателем с обязательным предварительным вынесением постановления об их производстве. Мотивированное постановление о производстве следственного действия выносится в случаях, когда процедура действия сопряжена с возможностью серьезного государственного принуждения. Постановление должно предшествовать таким действиям как эксгумация, освидетельствование, обыск, выемка, получение образцов для сравнительного исследования [2].