“Укажите хоть одно местечко, которое в минуту скорби не просило бы барона о защите? Найдите хоть одного еврея, который в минуту отчаяния или горького страдания не воззвал бы к барону? И барон ходил, просил, ходатайствовал – никогда и никому не отказывал”.
На деньги барона издавались научные юридические и статистические издания о евреях России, которыми и до сих пор пользуются специалисты; им жертвовались деньги на издание исторических томов “Регестов и надписей”, на публикации комментариев к Талмуду. На его средства строились училища Общества распространения просвещения среди евреев России, первые ОРТы, множество начальных школ, сиротские дома, больницы. Как глава Еврейского колонизационного общества он устроил замечательные сельскохозяйственные колонии – это, впрочем, отдельная и большая, почти неизвестная тема, историческая тема…
Между прочим, на его и на завещанные средства барона Гирша проводилась в те годы эмиграция евреев России – в частности, и в Эрец-Исраэль (под руководством Горация Гинцбурга действовало 507 эмиграционных комитетов!).
На деньги Гинцбургов существовало Еврейское историко-этнографическое общество, опубликовавшее тысячи памятников еврейской старины и снарядившее этнографическую экспедицию, собравшую уникальную коллекцию предметов национальной материальной культуры – это коллекция потом легла потом в основу целого музея (благополучно закрытого при советской власти).
Давид Горациевич возглавил российское Общество любителей иврита (Агудат ховевей офат эвер), был учредителем Общества востоковедения, главным редактором и спонсором дореволюционной Еврейской экспедиции, в которой вел разделы арабской литературы и творчества гаонов. Он основал первое в истории России высшее еврейское учебное заведение – Санкт-Петербургские курсы востоковедения и работал так ректором, одновременно читая курсы талмудической, раввинической и арабской литератур, семитского языкознания и религиозной философии средних веков. Как ученый Давид Гинцбург стал известен, прежде всего, фундаментальным трудом “L’ornement hebreu”, 1903 г., основанном на изучении еврейских рукописей из сирийских, йеменских и других сефардских собраний, и первой комментированной публикацией стихотворного сборника средневекового поэта Ибн-Эары “Книга ожерелья”.
В этой статье приоткрыта только российская часть истории Гинцбургов. Но была и другая ветвь Гинцбургов на территории Российской империи: литовско-белорусская – не менее славная.
Гораций Евзелевич Гинцбург 1833 – 1909 (сын)
Из архивных материалов ОРТа
Семья банкиров Гинцбургов занимала особое место в российском обществе: они были вхожи в его самые высокие круги и в то же время ходатайствовали перед царскими властями за обездоленное еврейское население Российской империи.
Г. Е. Гинцбург родился в 1833 году в Звенигороде Киевской губернии, а умер в 1909 году в Петербурге. Его родители большую часть жизни провели в Париже, Сам Гораций получил в детстве хорошее домашнее образование. Древнееврейскому языку и Талмуду его обучал известный знаток иврита Сухоставер. В двадцать лет Гинцбург женился на своей двоюродной сестре Анне Гесселевне Розенберг, имевшей огромный авторитет в семье и большое влияние на тестя Евзеля.
Еще будучи совсем молодым, Гораций Евзелевич стал главным помощником и компаньоном отца в коммерческих делах и общественной деятельности. В 1859 году он вместе с отцом основал в Петербурге банкирский дом "И. Е. Гинцбург" (Иосиф Евзель Гинцбург), ставший первым в России банком современного типа. Банк находился в том же доме (Замятин переулок, №4).
Молодой финансист, будучи фактически главой банка, преуспел и сумел добиться для своей фирмы исключительного положения в Петербурге, а затем и в Европе. Уже в самом начале своей карьеры, с шестидесятых годов, Гинцбург проявил себя как меценат и крупный благотворитель. В его доме собирались лучшие представители научных кругов и мира искусства. Здесь бывали М. М. Стасюлевич, К. Д. Каверин, В. Д. Спасович, профессора, оставившие университет после польского восстания 1863 года. Близки с Гинцбургом были известный литературный и музыкальный критик В. В. Стасов и знаменитый писатель И. С. Тургенев; в его доме гостили М. Е. Салтыков-Щедрин, И. А. Гончаров, И. М. Крамской, Вл. Соловьев, А. Г. Рубинштейн. Скульптор М. Антокольский благодаря Гинцбургу сумел получить академическое образование.
В соответствии с еврейской традицией, Гинцбург щедро жертвовал молодым и бедным талантам, как евреям, так и русским. Он же был учредителем Института археологии. Института экспериментальной медицины (вместе с принцем Ольденбургским) и других научных учреждений. Единственным условием его участия в общерусских благотворительных начинаниях было требование открытых дверей для людей всех вероисповеданий.
Гораций Евзелевич состоял гласным Петербургской думы (до 1892 года), был членом совета фондовой биржи, имел чин действительного статского советника (генерала), был награжден высшими русскими орденами. Будучи в 1868 - 1872 годах гессендармштадским консулом в России, Гинцбург вместе с потомством был возведен Великим герцогом в баронство. Вскоре этот титул получил его отец Евзель, и император Александр II даровал всей семье наследственное дворянство.
В промышленности главной сферой деятельности Гинцбурга стала золотодобыча. Он основатель Ленского, Забайкальского, Березовского, Алтайского и других приисков. Среди его предприятий была, например, Компания цепного пароходства по реке Шексне и акционерное общество "Платина".
На протяжении сорока лет барон Гинцбург был признанным главой еврейской общины Петербурга да, пожалуй, и всего еврейства России.
Сложно назвать все дела, по которым он выступал ходатаем, все еврейские предприятия, которые он финансировал. Неудивительно, что в этих очерках мы то и дело упоминаем имя знаменитого филантропа. Гинцбург пожертвовал крупную сумму на постройку петербургской синагоги, на его деньги издавались книги в защиту евреев. Он был председателем ЕКО, хотя и не одобрял эмиграцию, председателем ОПЕ. Его жена, Анна Гесселевна, учредила на Васильевском острове сиротский дом. Эта семья всегда щедро помогала жертвам пожаров, неурожаев, погромов и других бедствий в черте оседлости.
В завещании Гинцбург просил похоронить его в Париже, там, где покоился прах отца. Это решение в значительной степени было принято под влиянием ухудшавшегося положения евреев в России в начале двадцатого века. Церемония отправки тела Гинцбурга во Францию была обставлена чрезвычайно торжественно. Присутствовали делегации из многих городов. До Парижа гроб везли специально выделенные посланцы.
Несомненно, это был выдающийся человек. Почему же тогда, например, при выборах в Первую государственную думу не Гораций Гинцбург стал еврейским депутатом? Почему его даже не выдвигали на этот пост и никто не явился к нему за советом? Может быть, забыли его заслуги перед еврейским миром? Конечно, нет. Просто времена изменились. Гинцбург был слишком традиционным еврейским лидером. В строгом соответствии с еврейским учением, он считал, что евреи должны неукоснительно следовать законам страны проживания. Лояльность правительству, царю была для него священным принципом. Что он мог? Пожертвовать деньги, много денег, как-то задобрить чиновника, дать взятку (как в истории с графом Игнатьевым). Ну и, конечно, просить, ходатайствовать.
Такой лидер в России начала двадцатого века большинство евреев уже не устраивал. Политическая ситуация внутри страны быстро менялась. Антисемитизм набирал силу, разразились страшные погромы. Да и само еврейство давно уже не составляло монолитную общину, а распалось на группировки, боровшиеся друг с другом. Надо было не просить, а требовать, кричать, чтобы быть услышанным. Чтобы чего-то добиться или хотя бы защитить свой дом, приходилось брать в руки оружие. Государство не собиралось охранять евреев от произвола, а само в этом произволе участвовало, видя в чужеродной нации причину распространения революции и подходящего козла отпущения. Николай II в телеграмме, направленной в июне 1907 года одному из руководителей Союза русского народа, заявил: "... да будет же мне Союз русского народа надежной опорой, служа для всех и во всем примером законности и порядка".
Ну что мог барон Гинцбург выпросить у императора, для которого основой правопорядка был Союз русского народа?! Любому мыслящему человеку тогда было ясно, что спасение евреев или в эмиграции, или в революционной борьбе. В озлобленном, находящемся в кризисном состоянии обществе не было места компромиссам. Но Гинцбург не сочувствовал ни революционерам (ни левым, ни правым), ни эмиграции, ни сионизму. Поэтому на выборах в Государственную думу евреи голосовали не за него, а за новых лидеров, которые смели и умели не просить, а требовать. Еврейский народ, как и другие народы России, уже ничего просить не хотел. Это считалось унизительным и бессмысленным. Время таких вождей, как Гораций Евзелевич Гинцбург, безвозвратно ушло. Совсем другие идеи, иная стратегия нужны были народу, чтобы пережить тогдашнюю ситуацию и хоть как-то подготовиться к тяжелейшим испытаниям, ждавшим его впереди.