1. Истечение (пропуск) срока исковой давности само по себе не выступает для суда препятствием к принятию дела, так как пропустившая срок сторона не утрачивает по этой причине права на иск (см. п. 3 комментария к ст. 195 ГК). Это означает, что суд не вправе отклонить принятие дела к рассмотрению ввиду пропуска давности.
2. Комментируемая статья исключает применение исковой давности по инициативе суда, закрепляя тем самым подход, диаметрально противоположный тому, который существовал в прежнем гражданском законодательстве (ст. 82 ГК РСФСР 1964 г.). Императивное значение этого положения комментируемой статьи начинает проявляться на этапе подготовки дела к судебному разбирательству, поскольку судья не вправе предлагать сторонам представлять доказательства или давать объяснения, связанные с пропуском срока исковой давности. Такая возможность возникает для судьи лишь в том случае, когда заинтересованная сторона (обычно ответчик в отзыве на исковое заявление) ссылается на пропуск срока исковой давности (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 15/18).
3. Суд применяет исковую давность только по заявлению стороны в споре. Действующие ГПК и АПК считают сторонами только истца и ответчика. Следовательно, заявление о пропуске срока исковой давности, исходящее от третьего лица, не служит основанием для применения судом исковой давности. Общий подход законодателя состоит в том, что осуществление гражданских прав гражданами и юридическими лицами зависит только от собственного усмотрения (п.1 ст.9 ГК). Это распространяется и на право заявить в суде о пропуске исковой давности. Положение п. 2 комментируемой статьи согласуется со ст. 24 Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров, которая предписывает принимать во внимание истечение срока исковой давности при рассмотрении спора только по заявлению стороны, участвующей в процессе.
4. На практике нередки случаи, когда на одной из сторон спора имеется множественность лиц (обычно при солидарной ответственности). В таких ситуациях необходимо учитывать, что заявление о применении исковой давности, поступившее от одного из соответчиков, само по себе не затрагивает других соответчиков - по общему правилу судья может применить исковую давность лишь в отношении того из них, от которого исходит заявление. Тем не менее возможен отказ в удовлетворении иска в отношении прочих соответчиков при наличии заявления лишь от одного из них - речь идет о случаях, когда в силу закона либо договора или ввиду характера спора требования истца не могут быть удовлетворены (полностью или в части) за счет других соответчиков, например в случае предъявления иска об истребовании неделимой вещи, находящейся в совместной собственности нескольких лиц (см. п. 4 названного Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ).
5. Законодательство не содержит специальных требований к форме заявления стороны в споре о пропуске срока исковой данности. Поэтому оно может быть облечено как в письменную, так и в устную форму. Если такое заявление сделано непосредственно в ходе судебного разбирательства, то оно заносится в протокол судебного заседания.
6. Комментируемая статья предполагает применение положений об исковой давности и к встречным искам, предъявление которых производится по общим правилам о предъявлении иска (ст. 137 ГПК, п. 2 ст. 132 АПК).
Если ответчик в ходе рассмотрения спора предъявляет истцу встречное требование в порядке зачета, то такое требование подчиняется нормам об исковой давности и в случае ее пропуска зачет не допускается (ст. 411 ГК).
Обязательство не может быть прекращено зачетом встречного однородного требования, если контрагент правомерно потребовал применения норм о сроке исковой давности (абз. 2 ст. 411 ГК). В этом случае получившая заявление о зачете сторона не обязана заявлять о пропуске срока исковой давности контрагенту, так как исковая давность может быть применена только судом при наличии заявления в ходе рассмотрения соответствующего спора (п. 10 Обзора практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований, от 29 декабря 2001 г. N 65).
7. При рассмотрении гражданско-правовых отношений с участием иностранных лиц или гражданско-правовых отношений, осложненных иным иностранным элементом, следует учитывать, что исковая давность определяется по праву страны, подлежащему применению к соответствующим отношениям (ст. 1208 ГК).
Статья 200. Начало течения срока исковой давности
1. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
2. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании указанного срока.
3. По регрессным обязательствам течение исковой давности начинается с момента исполнения основного обязательства.
Комментарий к статье 200
1. Комментируемая статья акцентирует внимание исключительно на моменте, когда лицо узнало или с которого должно было узнать о нарушении своего права. Обобщая практику применения комментируемой статьи, ВАС РФ подчеркивает, что течение срока исковой давности начинается не со дня нарушения права, а с того дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, причем указанное обстоятельство подлежит доказыванию истцом, а не ответчиком (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 12 января 1999 г. N 2222/98 <*>). Так, моментом начала течения срока исковой давности обоснованно была признана дата ошибочного зачисления денежных средств на ненадлежащий банковский счет (Постановление Президиума ВАС РФ от 14 января 1997 г. N 4137/96).
2. Применительно к юридическим лицам момент, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, следует отличать от момента, когда о нарушении стало известно его руководителю. В частности, ссылка вновь назначенного руководителя на то, что ему стало известно о нарушении права лишь со времени его назначения, не меняет начального момента течения срока исковой давности, равно как и не служит основанием для перерыва течения срока исковой давности (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 15/18).
3. Согласно п. 2 комментируемой статьи по обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения. Аналогичный подход закреплен в КТМ: для требований о возмещении ущерба за утрату груза срок начинается по истечении 30 дней со дня, в который груз подлежал выдаче, а если перевозка осуществлялась в смешанном сообщении - то по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки (п. 2 ст. 408 КТМ).
Возникновение требований в связи с договорами, предусматривающими определенный срок исполнения, требует учета общей природы спора. Так, решение суда, которым акционерному обществу было отказано в иске о признании сделки недействительной ввиду пропуска давности, оказалось отмененным как основанное на неправильном определении момента начала ее течения. Президиум ВАС РФ указал, что срок исковой давности для защиты нарушенного права должен был исчисляться не со дня окончания срока исполнения оспариваемого договора, а со дня, когда общее собрание акционеров узнало или должно было узнать о нарушении прав акционерного общества, т.е. со дня утверждения финансового отчета по итогам соответствующего года (Постановление Президиума ВАС РФ от 20 марта 2002 г. N 8754/01 <*>). Начальный момент течения исковой давности должен определяться с учетом характера обязательства - такова позиция ВАС РФ в разъяснении положений комментируемой статьи (Постановление Президиума ВАС РФ от 15 мая 2001 г. N 8387/00).
Для исков о применении последствий недействительности ничтожной сделки установлен десятилетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда началось исполнение такой сделки (см. комментарий к ст. 181 ГК).
4. Если основанием иска выступает договор, предусматривающий предоставление исполнения по частям, давность начинает течение для каждой части отдельно, например для каждого из просроченных повременных платежей (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п. - см. п. 10 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 15/18).
5. Для исков, предъявляемых от имени ликвидируемого юридического лица ликвидационной комиссией, срок исковой давности исчисляется с момента, когда о нарушенном праве стало известно правообладателю, а не ликвидационной комиссии (п. 12 названного Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ).
Статья 201. Срок исковой давности при перемене лиц в обязательстве
Перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.
Комментарий к статье 201
1. Перемена лиц в обязательстве может происходить посредством уступки требования (цессии - ст. 382 - 390 ГК) либо посредством перевода долга (ст. 391 - 392 ГК). Правило комментируемой статьи относится ко всем случаям такой перемены.
Поскольку цессия и перевод долга не прекращают само обязательство, в рамках которого происходит перемена лиц, постольку остаются неизменными для данного обязательства как срок исковой давности, так и порядок его исчисления.
2. Разрешение судом вопроса о замене ненадлежащего ответчика без согласия истца, равно как и применение исковой давности по заявлению лица, не являющегося стороной в споре, являются достаточными основаниями к отмене судебных актов, состоявшихся по делу, и передаче дела на новое рассмотрение (Постановление Президиума ВАС РФ от 11 декабря 2001 г. N 4079/01).