Смекни!
smekni.com

Понятие и виды хозяйственных обязательств (стр. 4 из 12)

Когда в договоре цена отсутствует и не может быть установлена исходя из его условий, она определяется по правилам, предусмотренным п.З ст.424 ГК РФ. Отсутствие цены не освобождает покупателя от обязанности оплатить товар, так как в случае отсутствия в договоре условия о цене товар оплачивается по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Если при заключении договора у сторон возникли разногласия по цене договор считается незаключенным. Стороны могут в договоре указать конкретную цену либо договориться о сроках согласования цены в дальнейшем, либо установить порядок определения цены на момент исполнения обязательства. Споры о цене, возникающие при заключении договора купли-продажи и его видов, разрешаются арбитражным судом только при наличии обязанности у одной из сторон заключить договор (поставка, энергоснабжение и другие). При отсутствии обязанности у стороны заключить договор спор о цене разрешается арбитражным судом только в случае, если имеется соответствующее соглашение сторон о передаче спора арбитражному суду. В соответствии с п.2 ст.424 ГК стороны вправе предусмотреть в договоре условия и основания изменения договорной цены в процессе исполнения договора. Судебно-арбитражная практика пошла по пути неизменности установленной сторонами цены товара, если в договоре отсутствуют условия о возможности ее изменения. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в своих разъяснениях указывает, что суды должны отказывать в удовлетворении требований об увеличении или уменьшении цены, обусловленной договором, в случаях, когда в договор не включены условия о возможности изменения цены. Вообще правильное определение цены влияет на различные обстоятельства исполнения обязательства и на последствия его нарушения, ибо выполняет определенные функции: используется не только для расчетов, но и для исчисления неустойки, процентов, убытков. Таковы общие правила регулирования правоотношений, связанных с куплей-продажей. Вопросы, не рассмотренные в купле-продаже, такие как порядок расчетов, срок оплаты товара, последствия нарушения обязательств, будут рассматриваться в договоре поставки.

В качестве разновидностей договора купли-продажи в ГК РФ вошли ранее существовавшие в качестве самостоятельных такие институты как договор поставки и договор контрактации, которые в настоящее время находят широкое применение в предпринимательской деятельности. Необходимо отметить, что договор поставки стал отличительной чертой советского и российского законодательства, хотя «в период работы над Кодексом многие настаивали, чтобы исключить нормы о поставке, так как поставка есть только в России, в других странах применяется договор купли-продажи». Однако, несмотря на это, законодатели посчитали необходимым сохранить институты, имевшие многолетнюю историю в гражданском законодательстве России. Договор поставки в России существовал еще до Октябрьской революции 1917 года. Вопрос о соотношении договора поставки и купли-продажи ставился еще в работах русских цивилистов.

Они разграничивали куплю-продажу и поставку по нескольким признакам: разновременность заключения и исполнения договоров; поставщик не рассматривается как собственник вещей, и обычно им не бывает; поставка имеет своим предметом вещи определенного рода и предполагает периодичность исполнения; поставка - это не только продажа вещи, но и доставка ее за свой счет; она требует письменного оформления. Одновременно отмечалось, что поставка и купля-продажа различаются по форме, а не по существу, значит, они должны регулироваться аналогично. В советское время впервые термин «поставка» был внедрен в начале 20-х годов, когда появились практиковавшиеся в период НЭПа частные подряды и поставки. Вслед за законом они рассматривались тогда и в цивилистической литературе как разновидность купли-продажи. Наиболее последовательно изучали данный вопрос А.В. Венедиктов и З.И. Шкундин, подчеркивавшие, что единству экономической сущности купли-продажи в советском гражданском обороте соответствует и единство правового института договора купли-продажи. Концепция самостоятельности договора поставки, начавшая развиваться в тридцатые годы, утвердилась в начале 50-х годов. Некоторые цивилисты приходили к выводу, что под влиянием многоотраслевого разветвления советского экономического оборота когда-то единая купля-продажа перестала существовать, уступив место ряду самостоятельных хозяйственно-оперативных договоров, включая договор поставки планово-распределяемой продукции.

Сторонники данной концепции выделяли следующие отличительные черты поставки: участие в поставке только социалистических организаций, плановый характер договора, несовпадение момента исполнения обязательства со сроком заключения договора. По мнению Флейшиц Е.А. одной из особенностей поставки была возможность использования поставленного имущества лишь в строгом соответствии с плановым заданием, целевым назначением. С подобной точкой зрения свое несогласие выражал О.С. Иоффе, считавший, что «признак возможности использовать поставленное имущество в определенных целях специфичен не для поставки, а для режима закрепляемого за организациями имущества, тогда как признак различия по объему получаемых покупателем правомочий прослеживается при розничной купле-продаже не менее явственно, чем при поставке». С.Н. Братусь указывает, что поставка отличается от купли-продажи тем, что «покупатель, получивший вещь в собственность на основе сделки купли-продажи, может распорядиться вещью по своему усмотрению», а продукция «полученная заказчиком -стороной в договоре поставки, должна быть использована в соответствии с плановым ее назначением.» То есть, здесь прослеживается общность взглядов С.Н. Братусь и Е.А. Флейшиц.

Еще один признак различия между куплей-продажей и поставкой был предложен Г.С. Амерхановым, по мнению которого договор поставки не связан с переходом права собственности от одного контрагента к другому и, значит, опосредует нетоварные отношения, в отличие от купли-продажи, обусловливающей переход права собственности и, следовательно имеющей дело с отношениями товарными. В последующем и при разработке Основ гражданского законодательства появилось следующее определение: «Поставка - это плановый или не совпадающий по времени совершения и исполнения неплановый договор...» Несмотря на то, что ГК РСФСР 1964г. закрепил статус поставки как самостоятельного договорного типа, не являющегося разновидностью купли-продажи, многие ученые продолжали оспаривать данное положение. Так Гершгал М.Е. указывает, что большинство договоров купли-продажи исполняются после их совершения, например, приобретение госорганами мелкого инвентаря, канцелярских принадлежностей, когда товар выписывается и даже оплачивается, а затем только доставляется или вывозится. Гершгал М.Е. сделал вывод, что договор купли-продажи - родовое понятие, поскольку им урегулирован более широкий по сравнению с договором поставки круг общественных отношений, и соответственно объем его понятия шире объема понятия договора поставки. Родовой характер договора купли-продажи признает и Масевич М.Г., полагая, что купля-продажа как более общий договор, обозначающий всякую эквивалентную передачу товара в собственность или оперативное управление покупателя, поглощает договор поставки, предусматривающий некоторые специфические условия такой передачи.

Сейчас мы можем сказать, что сторонники этой точки зрения были правы, считая договор купли-продажи родовым понятием по отношению к договору поставки, и это в настоящее время законодательно подтверждено. Ведь договор поставки и возник как оптовый договор купли-продажи в условиях НЭПа. Но позднее он также успешно использовался и в условиях плановой системы хозяйствования. В условиях административно-командной системы управления основанием договора поставки выступал плановый акт распределения продукции. «Плановый договор поставки является ущербным договором, поскольку был нарушен основополагающий принцип свободы договора». В последующем последовательное проведение в жизнь принципа свободы договора, сходство правового содержания поставки и купли-продажи позволили вернуться к концепции единства купли-продажи, рассматривать поставку как ее разновидность. Данная концепция нашла свою основу в нынешнем гражданском законодательстве России. В соответствии с положениями ГК РФ договором поставки называется договор, по которому поставщик - предприниматель обязуется передать в обусловленный срок покупателю товары для использования в хозяйственных целях.

Договор поставки является консенсуальной, возмездной, взаимной сделкой. Он не относится к числу публичных, однако в установленных законом случаях его заключение для поставщика обязательно. Как и ранее, сегодня «поставка - наиболее развитый и совершенный в сфере хозяйственно-договорных обязательств институт». В соответствии с правовым определением договора поставки в нем выделяются некоторые квалифицирующие признаки, определяющие данный договор в качестве отдельного вида договора купли-продажи. Это такие признаки, как передача товаров продавцом (поставщиком) покупателю должна осуществляться в обусловленный договором срок или сроки. Применительно к договору поставки срок (сроки) передачи товаров приобретает характер существенного условия. Во-вторых, по договору поставки подлежат передаче не любые товары, а только производимые или закупаемые поставщиком. Таким образом, в качестве поставщика выступает коммерческая организация, специализирующаяся на производстве соответствующих товаров либо профессионально занимающаяся их закупками. В-третьих, существенное значение имеет и то обстоятельство, для какой цели покупателем приобретаются товары у поставщика, ибо договором поставки признается только такой, в силу которого покупателю передаются товары для их использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Данный признак свидетельствует о том, что и в качестве покупателя по договору поставки должна выступать, как правило, коммерческая организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью. Такие особенности договора поставки как передача товаров единовременно либо отдельными партиями в течение длительного периода, несовпадение момента заключения договора и его исполнения, поставщик - не всегда собственник товаров, длящийся характер отношений по поставке выделяет Клейн Н.И.