В один прекрасный день полноправным членом их семьи стал американский коккер редкой родословной - Маша захотела собаку. Его обожали все, а особенно глава семьи. Все смеялись, вспоминая, как щенок зевнул, увидев Смоктуновского. Собаку назвали громко - Жан-Батист Поклен де Мольер. А как еще могла зваться собака Смоктуновского? Он даже научил пса говорить "ма-ма".
Когда они жили еще в Ленинграде, то частенько вместе совершали путешествия по городу. Филипп называл это "в даль и вдаль". Он вообще высказывался очень емко. Когда, например, его, пятилетнего, на съемках "Гамлета" кто-то спросил: "А кем у тебя работает папа?" - он ответил: "Папа работает Гамлетом". Уже в Москве, пока не было дачи, они тоже путешествовали - ездили за город на пикники. Уже была машина. Кстати, Иннокентий Михайлович из всех марок предпочитал "Волгу", считая ее самой надежной. Водителем он был замечательным. Научился водить еще во время съемок "Берегись автомобиля". Между прочим, получение прав было одним из весомых аргументов Эльдара Рязанова, пока он долго уговаривал Смоктуновского играть Деточкина. А в надежность "Волги" Смоктуновский уверовал так.
"Случилось это осенью, - рассказывает Маша. - Где-то дорога была сухая, где-то слякотная. Взяли с собой вкусненькое, погуляли, перекусили и собрались домой. Только отъехали, папа говорит: "Извините, ребятки, я сейчас немного газану". Надо было подняться в горку. И вдруг машину занесло, одни колеса попали 6 слякоть, другие - на сухую дорогу, и машина перевернулась. В первое мгновение никто даже ничего не понял. Продолжает звучать из магнитофона музыка, а машина стоит на крыше. И тут, как в фантастическом фильме, сквозь разбитое переднее стекло просовывается рука и вытягивает из машины папу. А дальше мы слышим веселый голос нашего спасителя: "А, Смоктуновский! Берегись автомобиля!" Все, слава богу, остались целы и невредимы. Только мы с мамой возвращались домой на автобусе, а папа с братом в машине на самой малой скорости - без переднего стекла особенно не покатаешься".
Детям великих актеров бывает трудно выбрать судьбу. По мнению Маши, папа, наверное, был бы не против, если бы они оба стали актерами. Но Маша мечтала быть балериной, поступила в хореографическое училище, после окончания была принята в Большой театр, правда, только в кордебалет. Папа не отговаривал ее от танцев, но пытался доказать, что кроме них в жизни есть еще много интересного. Особенно он пытался помочь Маше пережить уход из театра двенадцать лет назад. Попросил даже режиссера Леонида Пчелкина найти для дочки роль в картине "Сердце не камень", где снимался сам. С легкой руки отца Маша сыграла потом более чем в десяти фильмах. Вместе они сыграли и на сцене, в спектакле МХАТа "Из жизни дождевых червей", съездили с ним в турне по Америке. Филипп тоже снялся с отцом - в "Тиле Уленшпигеле" Алова и Наумова, в "Маленьких трагедиях" и "Мертвых душах" у Швейцера. Но актером Филипп все равно не стал, он свободно владеет английским и занимается художественными переводами.
О последнем годе жизни Иннокентия Михайловича Маша рассказывает скупо: "В сущности, беды ничто не предвещало. В феврале 1994 года у папы случился микроинфаркт, но он быстро пошел на поправку. Даже попросил привезти к нему в больницу любимого Жанчика. Мы с мамой уговорили врачей пропустить в больницу собаку, и как же он был счастлив, когда Жан прыгал с койки на койку. Но папа все же недолечился. - продолжались съемки сразу в двух картинах, "Притяжение солнца" режиссера Игоря Апасяна и "Белый праздник" Владимира Наумова. Кстати, 6 обеих картинах, папины герои - это старики, на излете жизни, один даже парализован, то есть работа была трудной. Но снимался он с увлечением. Очень волновался, что уходит зимняя натура. Когда закончились съемки, он все-таки поехал долечиваться в санаторий. А через несколько дней попросил его забрать, не понравилось ему как-то. Но мы не успели. Из санатория позвонили: второй инфаркт... Уход близкого человека - всегда страшная потеря для близких. Но когда ты успел попрощаться или побыть рядом, как-то легче. С другой стороны, если смерть моментальная, ее называют легкой. Но я не думаю, что она может вообще быть такой, тем более у моего отца".
И напоследок еще одна красивая история. Однажды Смоктуновский играл во МХАТе "Дядю Ваню". В этот же день в кинотеатре "Зарядье" шел "Гамлет". А домой, когда его семья смотрела "Чайковского" по телевизору, позвонили знакомые и велели немедленно включить радио: Иннокентий Михайлович читал "Капитанскую дочку". Эта вполне достоверная история, рассказанная Машей Смоктуновской, свидетельствует о том, что актеры, тем более великие, и при жизни могут присутствовать там, где их нет, и, значит, даже после смерти все равно остаются с нами.
Недавно вышла книга "Быть!", над которой Иннокентий Михайлович работал годы. Мария играет спектакль по этой книге, поставленный Мариной Турчинович, радиорежиссером, много работавшим с Иннокентием Михайловичем. В день его рождения в Москве откроется фестиваль его памяти "Актер XXI века", который затеял Благотворительный фонд "Маски" имени Смоктуновского. И откроется он спектаклем Малого театра "Царь Федор Иоаннович", в котором когда-то блистал Смоктуновский.