Народная артистка России, заслуженный деятель искусств, академик Петровской академии наук и искусства
Родилась 16 декабря 1936 года в Москве. Отец - Дружинин Сергей Иванович, сын священника, погиб во время Великой Отечественной войны под Смоленском. Мать - Мызникова Анна Даниловна (1910-1990), донская казачка, работала учительницей. Супруг - Мукасей Анатолий Михайлович, кинооператор киностудии "Мосфильм", заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственных премий СССР. Сын - Мукасей Михаил Анатольевич (1966 г. рожд.), кинооператор, клипмейкер, режиссер, продюсер. Внуки: Данила и Максим.
Детские годы Светланы Дружининой прошли на тогдашней окраине Москвы - в Марьиной роще. Как и большинство ее сверстников, чьи отцы погибли на войне, а матери работали до поздней ночи, она рано стала самостоятельной. Свете шел одиннадцатый год, когда, оказавшись однажды возле цирка на Цветном бульваре, она прочитала объявление, приглашавшее мальчиков и девочек ее возраста в цирковое училище. Это небольшое, написанное от руки объявление открыло ей дверь в волшебный мир цирка, в котором она не была ни разу - билеты стоили очень дорого. Получив мамино "добро" в обмен на обещание, что занятия в цирке не помешают учебе в школе, Света отправилась на просмотр... И поступила.
Светлана успешно занималась год в группе цирковых акробатов и значилась в программе как "девочка-каучук", а ее партнером по арене был "гуттаперчевый мальчик". "А потом у цирка начались гастроли, которые, бесспорно, помешали бы моей учебе, - вспоминала впоследствии Светлана Сергеевна. - Мне очень не хотелось расставаться с цирком, но моя мама решила иначе. Опасаясь, что я убегу из дома, чтобы уехать с труппой, она, уходя на работу, запирала меня на ключ. "Домашний арест" продолжался несколько дней, пока мама не убедилась, что я никуда не убегу".
Летом в пионерском лагере Светлана познакомилась с внучкой балерины Айседоры Дункан, которая занималась в хореографическом училище при Большом театре. А вернувшись с отдыха в Москву, сразу же пошла поступать в это училище и узнала, что ... набор уже закончен. Однако Светлана уже тогда не привыкла сдаваться: она поступила в хореографическое училище при Театре имени К.С. Станиславского и Немировича - Данченко, занималась там, а затем по конкурсу перешла в училище при Большом театре, где ее одноклассниками стали будущие звезды балета Марис Лиепа и Наталья Касаткина.
Окончить училище вместе с однокурсниками Светлане помешала травма руки. Она взяла академический отпуск, на время которого стала ведущей вечеров хореографического училища, проходивших в Концертном зале имени П. И. Чайковского и, как правило, транслировавшихся по телевидению. Там девушку заметила диктор Центрального телевидения Шароева и пригласила вести детские телепередачи вместе с Михаилом Державиным. Позднее они стали ведущими первых КВНов.
На телеэкране Светлану увидел известный режиссер "Мосфильма" Самсон Самсонов и предложил главную роль в своей кинокомедии "За витриной универмага" (1955) по сценарию Алексея Каплера, где снимались Борис Тенин, Анатолий Кузнецов, Олег Анофриев, Иван Дмитриев. Так в жизнь Светланы Дружининой вошел кинематограф. Ее первая киногероиня - Соня Божко, красавица-продавщица посудного отдела огромного универмага, в которую все влюбляются, но глаз с которой просто не сводит молоденький лейтенант милиции (его играл Анатолий Кузнецов). С одной стороны, первая роль в кино принесла успех, с другой, Светлана поняла, что совсем не знает актерской профессии. Так судьба привела ее во ВГИК на актерский факультет, в мастерскую Бориса Владимировича Бибикова. Курс был замечательный, популярными киноактерами многие стали еще во время учебы: Софико Чиаурели, Ариадна Шенгелая, Леонид Куравлев... Светлана от них не отставала. Свой актерский диплом она защищала пятью киноролями!
После нескольких картин к молодой актрисе пришли успех и известность. Ее начали узнавать на улице, режиссеры предлагали новые роли. Она стала популярной и любимой зрителями актрисой, несмотря на небольшое количество главных ролей. Для зрителя важно было не количество сыгранных героинь, а то, какие они, эти героини - яркие, выразительные, характерные. Таковы ее красавица Лариса в драме "Дело было в Пенькове" (1958) Станислава Ростоцкого, коварная, названная кем-то из героев фильма "жар-птицей" Анфиса в лирической комедии "Девчата" (1962) Юрия Чулюкина, Мария Косова в фильме "Одиночество" (1965).
В течение десяти лет (с 1955 по 1965 год) Светлана Дружинина была актрисой Центральной студии киноактера и киностудии имени М. Горького. Помимо упомянутых картин, она снялась в фильмах: "Мост перейти нельзя" (1960), "Орлиный остров" (1961), "На семи ветрах" (1962), "Где-то есть сын" (1963), "Какое оно, море?" (1964), "Зеленый огонек" (1965), "Любимая" (1965) и других.
Стремясь к максимальной реализации своих творческих возможностей, Светлана Дружинина не захотела ограничиваться профессией актрисы и оставила ее, успев сняться в семнадцати фильмах. По ее собственному признанию, делать свое кино было для нее интереснее, в отличие от актера перед режиссером открывается гораздо больший простор для деятельности.
Одним из условий поступления на режиссерский факультет было наличие у абитуриента печатных работ. И неожиданно для себя Светлана Дружинина становится "пишущей" актрисой: начинает публиковаться в журналах. Ее рассказ в "Советском экране" получил первую премию и великолепный отзыв мэтра отечественного литературоведения Виктора Шкловского. И вскоре, будучи занята на съемках сразу в двух картинах, втайне от своих коллег она сдает вступительные экзамены на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Игоря Таланкина). В 1969 защищает диплом фильмом "Зинка" (сценарий Б. Мажаева) и начинает работать режиссером на студии "Мосфильм". Затем режиссер Юлия Солнцева пригласила ее вторым режиссером в свою картину об Александре Довженко "Золотые ворота" (1969).
Самостоятельным режиссерским дебютом Светланы Дружининой стала картина "Исполнение желаний" (1973) по одноименному роману Каверина. Она вспоминает, что сначала Вениамин Александрович настороженно отнесся к тому, что его произведение будет экранизировать молодая, ни в чем еще не проявившая себя режиссер. Но познакомившись с Дружининой, он поверил в ее творческие возможности и даже хотел, чтобы она играла в фильме главную женскую роль. Однако Светлана Сергеевна отказалась и пригласила на эту роль актрису Ларису Лужину. И позднее она не снялась ни в одной из своих картин.
Потом была музыкальная картина "Солнце, снова солнце" (1976) по мотивам повести Д. Холендро "Свадьба". А затем Светлана Дружинина полностью переключилась на телевидение, где одна за другой выходили на экран ее картины "Сватовство гусара" (1979) с Михаилом Боярским, Еленой Кореневой и Андреем Поповым, "Дульсинея Тобосская" (1980) с Натальей Гундаревой, "Принцесса цирка" (1982) с Натальей Белохвостиковой.
Огромный зрительский успех выпал на долю историко-приключенческого фильма Светланы Дружининой "Гардемарины, вперед!", вышедшем на экраны страны в 1987 году. Молодые актеры Жигунов, Харатьян, Шевельков буквально на следующий день после телепремьеры "проснулись" знаменитыми. Популярность фильма была столь велика, что вскоре режиссер сняла два его продолжения: кинофильмы "Виват, гардемарины!" (1991) и "Гардемарины - III" (1992). Поистине "звездным" был актерский состав трилогии: Евгений Евстигнеев, Наталья Гундарева, Михаил Боярский, Александр Абдулов, Людмила Гурченко... После фильмов о гардемаринах Светлану Дружинину назовут последним романтиком отечественного (советского) кино.
Еще во время учебы на актерском факультете ВГИКа Светлана Дружинина познакомилась с Анатолием Мукасеем, будущим оператором. Вскоре они поженились, и с тех пор вместе. Мукасей снял такие широко известные фильмы, как "Дайте жалобную книгу" и "Берегись автомобиля" режиссера Эльдара Рязанова, "Внимание, черепаха!", "Телеграмма", "Нос" и "Чучело" Ролана Быкова, телесериал "Большая перемена" Алексея Коренева, "По семейным обстоятельствам" и другие. Анатолий Михайлович был оператором всех картин Светланы Дружининой. За время работы на "Мосфильме" помимо художественных фильмов ими снято много документальных лент. Недавно для производства и организации проката своих фильмов они совместно с директором Галиной Мельник создали собственную киностудию "Сагиттариус".
С 1994 года и по настоящее время Светлана Дружинина работает над новым кинопроектом - 25-серийной историко-приключенческой эпопеей "Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII". Идея создания этого фильма пришла к режиссеру еще в процессе работы над "Гардемаринами...". Она решила вновь обратиться к истории XVIII века, который занимал ее душу без малого десять лет. Но если гардемарины были героями вымышленными, то главные герои будущей картины стали лицами историческими: женщины - императрицы, сменявшие друг друга на российском престоле в ХVIII столетии после смерти Петра I. Своим замыслом режиссер увлекла многих известных российских актеров - Наталью Егорову (Екатерина I), Людмилу Зайцеву (Екатерина Иоанновна), Нину Русланову (Анна Иоанновна), Николая Караченцова (Петр I), Сергея Шакурова (Меншиков), Дмитрия Харатьяна (Иван Долгорукий), Алексея Жаркова (Алексей Долгорукий), Владимира Ильина (вице-канцлер Остерман) и многих других. Светлана Дружинина завершает работу над первыми шестью фильмами кинопроекта под названием "Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII": "Завещание императора", "Завещание императрицы", "Я - император", "Падение Голиафа", "Вторая невеста императора", "Смерть юного императора". Премьера первого фильма кинопроекта состоялась в рамках кинофестиваля "Окно в Европу" в Выборге.