СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и государственное регулирование конкуренции. Недобросовестная конкуренция. 2
2. Понятие рекламы. Общие и специальные требования, предъявляемые к рекламе. 10
3. Субъекты и объекты рынка ценных бумаг. 15
Литература.. 22
Будучи базовым механизмом рыночных отношений, конкуренция заставляет предпринимателей соперничать между собой и тем самым способствует достижению наилучших социальных и деловых результатов. Наиболее полное удовлетворение нужд широких слоев потребителей, свобода доступа предпринимателей на рынок, удешевление продукции и повышение ее качества - таково основное содержание конкуренции. В соответствии со ст.4 Закона о конкуренции конкуренцией признается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. С целью обеспечения конкуренции государство создает и использует специальную систему правил и мер.
Эти правила и меры сосредоточены в актах, входящих в систему антимонопольного законодательства РФ и запрещающих монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию.
Согласно ст.8 Конституции РФ и ст.1 Закона о конкуренции целями реализации антимонопольного законодательства являются обеспечение свободы экономической деятельности, поддержка конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Государство стремится гарантировать как само существование конкуренции, так и ее качественные характеристики (добросовестность, справедливость, честность). Все это и составляет основу правопорядка в сфере конкуренции, на который посягает монополистическая деятельность. Такой конкурентный правопорядок и следует считать объектом монополистической деятельности.
Согласно ст.4-8 Закона о конкуренции монополистическая деятельность противоречит нормам права, закрепленным в антимонопольном законодательстве. Поэтому ее с полным основанием можно назвать противоправной. Она состоит в нарушении обязанности, содержащейся в ч.2 ст.34 Конституции РФ, абз.2 п.1 ст.10 ГК РФ и ст.5-8 Закона о конкуренции, - не допускать экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Особенностью российского антимонопольного законодательства является то, что его положения не только посвящены ограничению монополистической деятельности, но и специально запрещают недобросовестную конкуренцию (разд.3 Закона о конкуренции). Защита предпринимателей от нечестной конкуренции и контроль за методами ведения конкурентной борьбы составляет особую (самостоятельную) область правового регулирования.
Международно-правовое регулирование пресечения недобросовестной конкуренции осуществляется с помощью ст.10 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. Ее участниками являются более ста государств мира, включая Россию. Указанная Конвенция рассматривает пресечение недобросовестной конкуренции в рамках системы по охране промышленной собственности и относит к правам промышленной собственности право на защиту против недобросовестной конкуренции. Поэтому борьба с такой конкуренцией тесно увязывается с охраной объектов промышленной собственности (изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования).
Россию можно причислить к странам, где в отличие от государств континентальной системы права отсутствует какой-либо специальный законодательный акт о пресечении недобросовестной конкуренции. В РФ нормативные предписания, запрещающие недобросовестную конкуренцию, сосредоточены в комплексном Законе о конкуренции и сводятся к следующему.
В первоначальной редакции Закона о конкуренции не приводилось общего понятия недобросовестной конкуренции, хотя наличие такого определения характерно для нормативных актов многих зарубежных стран. Впоследствии, с принятием изменений и дополнений к данному Закону в мае 1995 г. соответствующее определение все же появилось (ст.4 Закона о конкуренции).
К недобросовестной конкуренции Закон о конкуренции относит действия особого рода, характеризующиеся рядом признаков.
Во-первых, это действие хозяйствующего субъекта, то есть активное поведение на рынке российских и иностранных коммерческих организаций и их объединений (союзов и ассоциаций), некоммерческих организаций (за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью), а также индивидуальных предпринимателей. В отличие от проявлений монополистической деятельности субъектами таких действий не могут быть признаны органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, поскольку последние вообще не участвуют в предпринимательской деятельности, а следовательно, и в непосредственной конкурентной борьбе на рынке. Недобросовестный предприниматель и его жертва должны быть конкурентами, то есть находиться между собой в конкурентных отношениях.
Во-вторых, эти действия противоречат:
· положениям действующего законодательства;
· обычаям делового оборота;
· требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
Противоречие проявлений недобросовестной конкуренции любым положениям действующего законодательства РФ делает их противоправными. При этом не требуется выяснять, входят ли соответствующие нормативные правовые акты в состав антимонопольного законодательства. Для установления факта противоречия необходимо как минимум выявить законодательно установленные требования, которым могли бы противоречить действия конкурирующих предпринимателей. В обобщенном виде подобные законодательные требования сформулированы в ст.10 ГК РФ, запрещающей действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу (шикана), злоупотребление правом в иных формах, а также использование прав в целях ограничения конкуренции. В случае несоблюдения этих требований судебные органы могут отказать лицу в защите принадлежащего ему права.
В ч.2 ст.29 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" устанавливаются требования по осуществлению добросовестной конкуренции. Законодатель стимулирует создание объединений участников внешнеторговой деятельности, позволяющих избежать недобросовестной конкуренции.
К требованиям о добросовестной конкуренции можно отнести, например, положения п.2 ст.69 и п.3 ст.73 ГК РФ, запрещающих лицу участвовать в двух и более полных товариществах или совершать без согласия других участников полного товарищества от своего имени в своих интересах или в интересах третьих лиц сделки, однородные с теми, которые составляют предмет деятельности товарищества. Недобросовестное совершение этих сделок одним из участников полного товарищества может серьезно поколебать положение товарищества на рынке. Интересно, что именно с точки зрения конкуренции подобные обязанности участников полного товарищества рассматривались и в дореволюционной российской правовой литературе.
Обычаи, делового оборота - это сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе. Институт обычаев делового оборота является довольно молодым даже по сравнению с самим предпринимательством в современной России, хотя обычаи и ранее принимались во внимание в правовом регулировании имущественных отношений. Широкое применение обычаев имеет место во внешнеторговой деятельности. В законодательстве РФ обычаи делового оборота, в частности, увязываются с общими положениями о договоре и его условиях (п.5 ст.421, п.2 ст.427 ГК РФ). Правовое значение этих обычаев заключается не только в том, что "они по очередности применения находятся после нормативных актов и договора", но также и в том, что обычаи делового оборота служат одним из эталонов добросовестности конкуренции.
В-третьих, целью недобросовестных конкурентных действий является приобретение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности. В ходе хозяйственной деятельности получение обоснованных преимуществ за счет лучшей ее организации, меньших издержек и повышения качества продукции вполне допустимо. Более того, эти преимущества предполагаются самим наличием конкурентного механизма на товарном или ином рынке. А вот на пути приобретения необоснованных преимуществ следует ставить правовые и организационные преграды. В контексте анализируемых ст.4, 10 Закона о конкуренции под обоснованными преимуществами следует понимать выгоды предпринимателей, ставшие результатом наилучшего по сравнению с конкурентами использования факторов хозяйственной деятельности. Выгоды, полученные иным путем и с использованием противоправных приемов, можно считать необоснованными.
И, наконец, в-четвертых, проявления недобросовестной конкуренции могут причинить (или причинили) убытки другим конкурирующим предпринимателям либо нанести ущерб их деловой репутации. В мировой практике упоминание о причинении либо возможности причинения ущерба при характеристике недобросовестной конкуренции не является общераспространенным явлением. В Российской Федерации для пресечения проявлений недобросовестной конкуренции наличие фактически наступившего вреда также не является обязательным. Оно должно доказываться только в том случае, если конкурент требует возмещения убытков. То же относится и к нанесению ущерба деловой репутации конкурентов.
Деловая репутация - это приобретенная в течение длительного времени общественная оценка деятельности хозяйствующего субъекта и его продукции (товаров, работ, услуг). Она играет заметную роль в конкурентной борьбе предпринимателей, порой в значительной степени формируя спрос на соответствующие товары. Поэтому именно деловую репутацию предприятия недобросовестные конкуренты выбирают в качестве своей мишени. Следовательно, появление категории деловой репутации в определении недобросовестной конкуренции не случайно и обоснованно. Отметим также и то, что деловая репутация защищается не только в рамках ст.4, 10 Закона о конкуренции, но и на основе ст.152 ГК РФ. В соответствии с этой нормой граждане или юридические лица вправе по суду требовать опровержения порочащих их деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Граждане и юридические лица, в отношении которых распространены сведения, порочащие их деловую репутацию, вправе также требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных распространением порочащих сведений.