Смекни!
smekni.com

Петросянц (Петросян) Евгений Ваганович (стр. 2 из 2)

В 1991 году Е.В. Петросян удостоен почетного звания "Народный артист России".

Круг творческих интересов Евгения Петросяна необычайно широк. Кроме активной работы на сцене и театральной режиссуры, он известен как автор книг по теории и практике эстрадного искусства и как автор и ведущий целого ряда телевизионных передач.

Книга Е. Петросяна "Хочу в артисты" (М., 1994), в которой обобщены результаты многолетнего труда артиста на эстраде, а также целый ряд его статей и монографий о комическом вообще и остроумии в частности - это его личный взгляд на тысячелетний опыт человечества по созданию смешного, пониманию его и умению анализировать его структуру. Эти работы стали учебным пособием при подготовке молодых специалистов в области юмористики - писателей, артистов, режиссеров жанра.

Признанным бестселлером 1994 года стала книга "Петросян в стране анекдотов" (М., 1994-1998, пять переизданий), где автор пытается осмыслить наиболее популярный вид фольклора. Популярны у читателя вышедшие следом книги "От смешного до великого" (М., 1995), "Петросмешки" (М., 1999), "Над чем смеется Петросян" (Антология репертуара) (М., 2000), "Записные "Хиханьки-хаханьки" (М., 2001).

При своем театре он создал Центр эстрадной юмористики, где собраны уникальные материалы по истории эстрады XIX-XX веков: журналы, афиши, фотографии и многое другое.

Свойство, делающее творчество Петросяна ярким явлением в искусстве юмористической эстрады, - новаторство. В спектакле "Дураки мы все" (1991) Петросян читал вступительный фельетон, который длился 50 минут (беспрецедентный случай для эстрадного фельетона), зрители смеялись и плакали, сопереживая мыслям артиста. В своих спектаклях Петросян непредсказуем: неожиданно появляется театр предмета - монолог Груши, Телефона, Пугала огородного. Или вдруг он поет молодежный рэп, или блистательно танцует канкан. В программе "Инвентаризация-89" во время исполнения фельетона "Не могу понять" (С. Кондратьев), когда Петросян говорил о погибших в Афганистане, зрители на каждом концерте сами вставали в траурной минуте - бесценное единение артиста и зала. Артист мгновенно откликается на все события жизни: уже на третий день после открытия первого Съезда народных депутатов Петросян выпустил фельетон о работе съезда, подмечая даже то, чего не заметила пресса. Лирическая и драматическая нота всегда присутствовала в его спектаклях и это делало его юмор еще более художественным и значимым (монолог "Не плачь, Федя" о непростой жизни простого человека (М. Задорнов, 1988)). В моносцене "Японский городовой" (А.Хайт, Г. Териков, 1991) артист изображал старика, уезжающего навсегда в Америку к дочери, и залу казалось, будто старик рассказывает о своей судьбе каждому лично. Вершиной серии трагикомических номеров, без сомнения, стала монопьеса Н. Коростелевой "Родные мои" (2002), которую Петросян играет в новом спектакле "Страсти-мордасти". В ней слилась жизнь сразу нескольких поколений, в каждом слове сквозит доброта и любовь к своему народу, живущему очень нелегкой и непредсказуемой жизнью.

Остроумный номер "Бестолковый словарь" (Б.Брайнин, М.Задорнов и др. 1981-2000) на деле оказывался не бестолковым, а сгустком юмора умных и веселых изречений, что тоже являлось в свое время новаторством. Постоянно обновляясь, этот номер прочно "осел" в памяти зрителя, с восторгом принимающего новые варианты, так же, как многосерийный фельетон "Не понимаю" (1974-2000), имеющий около двадцати серий за многие годы. К этому же можно добавить и серию удивительно смешных, острых фельетонов "О рекламе" (1993-2002). Можно перечислять еще много работ, каждая из которых является событием в жанре эстрадной юмористики. Искусство Петросяна помогает нашему народу улыбаться, поверить в то, что мир все равно станет лучше - в этом предназначение артиста.

Евгений Петросян - создатель и участник множества телепередач. Он был одним из первых ведущих новогоднего "Голубого огонька", "Утренней почты", "Артлото", программы "Аншлаг, Аншлаг...", в разные годы создал сольные передачи "С различных точек зрения" (1985), "Приглашение на вечер Петросяна" (1988), "Ангажемент Петросяна" (1990), "Операция Петросян" (1991), "Кто этот Петросян?" (2001)...

С января 1994 года по первому каналу российского телевидения (ныне - ОРТ) с успехом демонстрируется цикловая передача "Смехопанорама", в которой Евгений Ваганович является не только исполнителем, но и автором, и режиссером, и ведущим. Это, по сути, первая на отечественном телеэкране передача, которую можно определить как "занимательное эстрадоведение". С момента своего появления в эфире "Смехопанорама" сохраняет один из самых высоких рейтингов. У телевизионщиков есть даже термин "феномен Петросяна", отражающий его уникальную способность собирать у экрана многочисленных зрителей.