Смекни!
smekni.com

Хазанов Геннадий Викторович (стр. 1 из 2)

Народный артист России, лауреат Государственной премии России

Родился 1 декабря 1945 года в Москве. Супруга - Эльбаум Злата Иосифовна. Дочь - Алиса, окончила Московское хореографическое училище и школу танца "модерн" в США, работает в Большом театре.

С театром Геннадий Хазанов знаком с ранних лет: его мама, Ирина Михайловна, инженер по специальности, играла в самодеятельном драмкружке и часто брала на репетиции сына. Он с детства любил смешить: присматриваясь к окружающим, мог найти смешное в каждом, передразнивал, выставлял на потеху взрослых и сверстников, высмеивал "врагов" и друзей. Исполнял басни, миниатюры из юмористических журналов, копировал известных артистов. Увлекшись футболом, начал сочинять "репортажи" с футбольных матчей, подражая популярному спортивному радиокомментатору Вадиму Синявскому. Его настоящим кумиром был Аркадий Райкин. По теле- и радиопередачам он запоминал тексты его спектаклей, перенимал интонации, жесты, мимику. В 14 лет во время гастролей Ленинградского Театра миниатюр в Москве Геннадию Хазанову удалось лично познакомиться с великим артистом, который пригласил его на свой спектакль. Отныне он посещал все спектакли Аркадия Исааковича, проходившие в Москве, "в течение многих лет изучал его работы, как в микроскоп".

Заканчивая десятилетку и одновременно музыкальную школу, Геннадий Хазанов занимался в самодеятельном коллективе Московского инженерно-строительного института и в эстрадной студии МГУ "Наш дом", руководимой Марком Розовским. Однако все попытки поступить в театральные вузы - Щукинское училище при Театре имени Евг. Вахтангова, Школу-студию МХАТ, ГИТИС - не принесли успеха: по результатам коллоквиумов Хазанов не был даже допущен к экзаменам. Присутствовавший на собеседовании в Щукинском училище Александр Ширвиндт посоветовал ему поступать на эстрадное отделение Государственного училища циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ). Геннадий Хазанов последовал этому совету и 1965 году (со второй попытки) был зачислен в ГУЦЭИ. Здесь его педагогом стала Н.И. Слонова, в прошлом одна из ведущих актрис Московского театра сатиры, много выступавшая на эстраде.

В основу самых первых сатирических зарисовок будущего юмориста легли картины из детства - коммунальная квартира с ее обитателями, соседский кот Маркиз... Именно эти импровизации на тему бытовых происшествий детских лет обратили на себя внимание руководителя курса в ГУЦЭИ, раскрыли творческую природу будущего актера. Первая же большая студенческая работа Геннадия Хазанова - остросатирическая композиция "Шарманщик" по произведению Д.В. Григоровича, сыгранная им на втором курсе, открыла новые творческие возможности, стала важным шагом на пути овладения актерским мастерством. Позднее были "Лукавая серенада" Саши Черного, композиция из рассказов А.П. Чехова о жизни провинциального актерства и другие. Две пародии, с которыми он вышел на выпускной экзамен, исполнялись им потом в течение нескольких лет работы в Государственном эстрадном оркестре РСФСР под управлением Л.О. Утесова, куда он был приглашен в качестве конферансье после окончания ГУЦЭИ в 1969 году. Уже в этот период ярко проявилось умение артиста вести прямой диалог со зрительным залом, чувствовать живую заинтересованную связь с публикой, что впоследствии стало отличительной чертой его профессионального мастерства.

В 1973 году Хазанов становится артистом разговорного жанра Москонцерта, много гастролирует по стране, участвует в концертных поездках по Болгарии, ГДР. Широкую известность ему принес знаменитый монолог о незадачливом студенте кулинарного техникума, который он впервые исполнил еще в эстрадной студии МИСИ (одним из авторов монолога был Л. Измайлов). Робкий, доверчивый "маленький человек", чье простодушие нередко оборачивалось житейской мудростью, мгновенно стал всеобщим любимцем. Позднее писателями-сатириками В. Воловичем, Л. Измайловым и А. Хайтом для Геннадия Хазанова был написан ряд номеров - продолжений популярной у зрителей истории о "кулинаре".

В 1970-е годы Геннадий Хазанов начал читать замечательные литературные пародии Александра Иванова ("Красная Пашечка" и др.). Его яркий талант рассказчика и пародиста вскоре приобретают заслуженную популярность и признание. В 1974 году Г. Хазанов завоевывает первую премию и звание лауреата V Всесоюзного конкурса артистов эстрады. На конкурсе он читал монолог С. Альтова "Премия" и выступал с пародиями на Р. Рождественского, А. Акопяна, Н. Озерова и других. Победа на конкурсе открыла большие возможности: последовали концерты, гастроли, приглашения на телевидение и радио. Артист выступал по пять-семь раз за вечер. Состоялись гастроли по странам Латинской Америки, где Хазанов читал пародии Аркадия Хайта на испанском языке, поездка в Канаду. Одаренность, необыкновенная трудоспособность, неустанные поиски нового репертуара выдвигают его в первые ряды мастеров эстрады.

Работая на эстраде, Геннадий Хазанов всегда мечтал о собственном спектакле. С этой идеей он обратился к "мастеру реприз" Хайту. Так появился его первый спектакль "Мелочи жизни" с участием балета московского Театра эстрады (режиссер Б. Левинсон, композитор В. Добрынин, 1978). Красочный, музыкальный спектакль, объединивший сатирические монологи, зарисовки ("В лифте", "Вороньи яйца", "Мечта", "Попугай", "Кот", "Радионяня", "Жонглер"...) и пародии на известных артистов (Аркадия Райкина, Аллу Пугачеву, Льва Лещенко...), исполнявшиеся как бы от имени различных персонажей "Золотого ключика", имел огромный успех у зрителей. Жанром пародии Хазанова еще задолго до этого увлек В. Чистяков - актер необыкновенного пародийного дара, виртуозно владевший своим голосом, пародии которого всегда отличались тонкостью подачи текста, светлым юмором, изяществом, безошибочностью прицела.

В созданных в спектакле "Мелочи жизни" образах Геннадий Хазанов конкретен, прост и в то же время изыскан. Он интуитивно заимствует художественные средства театра "комедии дель арте": импровизацию, диалект, жонглирование. Однако в отличие от актера "комедии дель арте" - всегда исполнителя одной и той же маски - Хазанов стремится овладеть несколькими. В монологе "Мечта" у актера впервые появляется трагикомический персонаж. Номера "Попугай" и "Кот" надолго вошли в концертный репертуар Хазанова, попугай как эмблема фигурировал на его афишах. В "Мелочах жизни", как и во всех своих последующих спектаклях Хазанов обращается к зрителю от первого лица. Для каждого своего персонажа он находит решение не прибегая к гриму, проявляя характер средствами внутреннего перевоплощения.

Премьера следующего спектакля Геннадия Хазанова "Очевидное и невероятное" (автор А. Хайт, режиссер П. Хомский) состоялась в 1981 году. В программе было много зрелищности, трюков, снова участвовал балет. Монологи "Нужная фамилия", "Пыль в глаза", "Полный покой", "Бег в мешке" ставил Роман Виктюк. Эти работы интересны не только найденной выразительностью пластики, но главным образом тем, что режиссеру удалось раскрыть глубинные пласты дарования актера, которого все больше увлекает показ психологического склада человека - через раскрытие его субъективных переживаний. Спектакль получил признание зрителей, о нем положительно высказывались крупные режиссеры Сергей Герасимов и Эльдар Рязанов. Критика отмечала "точность и социальную заостренность сатирического прицела" спектакля, "неисчерпаемые возможности" исполнителя, "одаренного юмором высокого сорта". Выстраивая галерею сатирических образов, взятых из повседневной жизни, Хазанов выступает как актер разных амплуа, легко переходит от созданных персонажей к самому себе. Миниатюра "На пустом месте" - монолог, была разыграна Хазановым как массовая сцена. Финальный номер "Инопланетянин", в котором герой-пришелец тщетно ищет контакта с земной цивилизацией, добавлял спектаклю серьезность раздумья и лирические ноты. Хазанов в "Очевидном и невероятном" заставил говорить о законченности созданных им образов, об их высоком гражданственном накале, об их эстетической значимости. Судьба этого спектакля с самого начала складывалась сложно. Артиста осуждали за дерзость, язвительность фельетонов, требовали изъять из программы тот или иной номер, заменить ту или другую колкую фразу. Однако купюры в тексте приводили к появлению новых, еще более острых, реплик. Хазанов заканчивал спектакль прямым обращением к зрителям, без предварительного согласования включал в него свои новые сатирические номера. В результате в декабре 1984 спектакль был закрыт, артисту было запрещено выступать в открытых концертах в Москве. Тем временем популярность Хазанова продолжала расти: он выступал в клубах, на закрытых вечерах, в концертах без указания в афише, много гастролировал по стране.

В середине 1980-х годов, исчерпав для себя жанр монолога в образе, Геннадий Хазанов обращается к творчеству Михаила Зощенко, в его репертуаре появляются рассказы писателя "Фотография" и "Летаргический старичок". Вскоре он включает в свою программу рассказы писателей-сатириков: М. Городинского ("Удача", "Жених", "Серафима" и др.), С. Альтова ("Хор"), М. Мишина ("Филармония"). В 1986 году Хазанов играет спектакль "Избранное", решительно отказавшись от всякой зрелищности (на авансцене перед закрытым занавесом лишь стол, стул и стойка с микрофоном), тем самым оставаясь со своим номером один на один со зрителем.

В 1987 году выходит новый спектакль Хазанова - "Масенькие трагедии или исповедь у шлагбаума без антракта" Городинского (режиссер Р. Виктюк). Пять новелл М. Городинского ("Сашка", "Возвращение к жизни", "Пристяжной", "Странная мечта", "Виола да гамба") в обрамлении пролога и эпилога с гоголевским текстом превратились в театрализованные рассказы, отнюдь не рассчитанные на "смеховую" реакцию публики. В каждом из них артисту удалось создать психологически углубленные характеры, настраивающие на размышление о смысле жизни, о драматизме человеческих судеб.