Незабываемая страница в театральной биографии Игоря Дмитриева - встреча с великой актрисой Марией Ивановной Бабановой. На сцене Театра имени Комиссаржевской они играли в пьесе Д. Барри "То, что знает каждая женщина".
В годы работы в Театре имени Комиссаржевской продолжением "театральных университетов" Игоря Дмитриева стал гостеприимный дом Народного артиста СССР В.И. Честнокова. Здесь после спектаклей собирались Юрий Толубеев, Виталий Полицеймако, композитор Иван Дзержинский, режиссеры Владимир Кожич и Рафаил Суслович, художники Натан Альтман и Александр Тышлер. Далеко за полночь читались стихи, иногда сам хозяин дома брал томик Грибоедова, и они с Полицеймако читали сцены Чацкого и Фамусова. Всегда был ужин, и всегда скромный: на красивой посуде подавались винегрет, студень, пирог с капустой и чай... Никто не хвастался, "а я купил", "а я достал". Это было братство по-настоящему интеллигентных людей; здесь царили духовность и преданность искусству.
В 1968 году режиссер Р. Суслович начал ставить "Гамлета"... Роль Клавдия поручили Игорю Дмитриеву. Гамлета репетировал Владимир Иванович Честноков. Внутритеатральный конфликт помешал осуществлению этого замысла. Честноков, а затем и Дмитриев оставили театр.
Иногда Игорь Борисович находил замену театру, снимаясь в телепостановках или записываясь в радиоспектаклях. Так, вместе с режиссером Рафаилом Сусловичем и композитором Дмитрием Толстым он подготовил моноспектакль "Маскарад" по драме М.Ю. Лермонтова, в котором играл все роли: Арбенин, Нина, Казарин, баронесса Штраль... В 1970-х годах весь его "монотеатр" умещался в плоском чемоданчике, который тогда пижонски назывался "атташе-кейсом". Спектакль прошел более 60 раз во многих театрах страны.
Тем временем Игорем Дмитриевым безраздельно завладело кино. В послужном списке актера значится более 120 картин. Ему довелось работать с выдающимися кинорежиссерами Григорием Козинцевым, Александром Ивановым, Виктором Трегубовичем, Яном Фридом, Леонидом Быковым, Владимиром Фетиным, Геннадием Полокой, Эмилем Лотяну... Снимаясь порой на трех киностудиях страны одновременно и летая из Москвы в Минск, а оттуда в Ташкент, в перерывах он еще успевал принять участие в гала-концерте Студии киноактера, приступить к репетициям на Ленинградском телевидении, записать передачу на радио, дать шефский концерт, побывать на творческой встрече.
"К счастью, мне довелось много снимать Игоря Дмитриева, - вспоминает режиссер Ян Фрид. - И ряд фильмов вы, быть может, помните: "Зеленая карета", "Прощание с Петербургом", "Собака на сене", "Летучая мышь", "Сильва"... Во всех этих фильмах снимался Игорь Дмитриев, и во всех был абсолютно разный. Разный не потому, что он менял парики и костюмы. Разный он был по своей внутренней сущности, по умению освоить совершенно разные жанры В Дюре он показал себя великолепным водевильным артистом. Великого князя Константина в картине "Прощание с Петербургом" он увидел как бы со стороны и сумел не только обнаружить его ханжество, но и подчеркнуть его влюбленность в музыку. По сценарию великий князь очень плохо играет на виолончели, но хочет доказать всем, что он это умеет. Так вот, Игорь Дмитриев недели три занимался виолончелью, для того чтобы "играть" на ней не хуже великого князя. Очень типично для него: он ничего не позволяет себе делать вполсилы!"
Часто имя режиссера или партнера по съемкам для Игоря Дмитриева значили так же много, как и качество сценария. Иногда он соглашался сниматься не столько из-за самой роли, сколько из-за предвкушения радости от общения со своими собратьями по творческому цеху - актерами. С партнерами ему посчастливилось. Везение началось с "Тихого Дона": Элина Быстрицкая, Петр Глебов, Зинаида Кириенко, Людмила Хитяева, Михаил Глузский. В "залпе "Авроры" он снимался с Павлом Луспекаевым, в "Даурии" - с Ефимом Копеляном, в "Доверии" партнерами были Михаил Ульянов и Кирилл Лавров, в "Гамлете" - Иннокентий Смоктуновский и Вадим Медведев, в "Собаке на сене" - с Маргаритой Тереховой, четыре фильма с Олегом Далем, в том числе "Приключения принца Флоризеля"... В пестром контрастном потоке персонажей, воплощенных И.Б. Дмитриевым на экране, были министры, князья, генералы, губернаторы, были ученые, сыщики, учителя, наездники, врачи - кого только не было! Характеры большей частью комедийные, иногда откровенно гротескные, изредка драматические, еще реже трагические.
Помимо отечественных актер много работал на киностудиях Венгрии, Польши, ГДР, США, Марокко, Алжира. И здесь повезло с партнерами - Элизабет Тейлор, Ава Гарднер, Имре Шимкович, Беата Тышкевич, Уго Тоньяцци...
Уже 40 лет голос Игоря Дмитриева звучит на петербургском радио. Дом радио дал возможность актеру переиграть такое изобилие ролей, о котором нельзя и мечтать на театральных подмостках. В "Станционном смотрителе" Пушкина или "Портрете" Гоголя, например, Дмитриев сыграл буквально все роли. Так же, как и в "Скверном анекдоте" Достоевского и в "Кентервильском привидении" Уайльда. За эти годы были получены тысячи писем, в которых слушатели высоко оценили его как ведущего передач и чтеца. Без него не приобрела бы такую популярность музыкально-литературная программа Льва Мархасева "В легком жанре", которая шла в эфире более 17 лет.
Игорь Дмитриев - автор около 30 телепрограмм из цикла "У Игоря Д..." на телевидении Санкт-Петербурга. Этот цикл был удостоен гран-при "Золотой конек" на международном фестивале "Бархатный сезон".
В 1984 году Игорь Дмитриев вновь обрел театр, по которому тосковал 17 лет. Тогда главный режиссер Ленинградского академического театра комедии имени Н.П. Акимова Юрий Аксенов, пригласив Дмитриева и дав ему пьесу С. Михалкова "Все могут короли", закрыл его в кабинете. Через два часа артист вышел и без страха согласился играть бенефисную роль Чинзанова. Так началась его "вторая молодость" в театре. "Никогда раньше мне не приходилось слышать или читать о такой парадоксальной истории, которая произошла с Игорем Борисовичем, - рассказывает режиссер Юрий Аксенов. - Актера в чем-то можно уподобить спортсмену. Спортсмен, выбывший из большого спорта на три года, уже обречен в него не возвращаться. А вот возвращение в большой спорт через столько лет - это уже фантастика или чудо. Вот такое чудо совершил Игорь Дмитриев". Критика отметила, что артист, сыграв роль Чинзанова, продемонстрировал зрелое мастерство, превосходную актерскую технику, блистательное искусство перевоплощения, бурную, неукротимую молодую сценическую энергию. Возвращение Игоря Борисовича на театральную сцену стало заметным событием культурной жизни Ленинграда 1984 года.
Затем он сыграл роль Дирижера ("День победы среди войны" И. Гаручавы и П. Хотяновского, 1985), с удовольствием вернулся к А. Островскому (роль Телятева в "Бешеных деньгах", 1986), клоуна Фредди (комедия Р.Тома "Фредди", 1992), более 100 раз прошел на сцене театра спектакль "Ночь в Венеции", где артист играет незадачливого инспектора Марио.
В 2000 году у Игоря Борисовича был необычный юбилей - 50 лет на сцене. Для бенефиса была выбрана пьеса "Милый лжец" Д.Килти и Б.Шоу. Режиссер Юрий Аксенов предложил актеру сыграть Бернарда Шоу. 9 сентября на сцене Санкт-Петербургского государственного академического театра комедии имени Н.П. Акимова состоялась премьера спектакля. Был восторженный прием. Зал - переполнен, поздравления, цветы и самое главное - объяснение в любви благодарного петербургского зрителя. Партнершей юбиляра была изумительная актриса - Заслуженная артистка России Эра Зиганшина.
В настоящее время актер сотрудничает с санкт-петербургским театром "Русская антреприза" имени А. Миронова и играет в спектакле "Таланты и поклонники" в Большом драматическом театре имени Г. Товстоногова.
И еще об одной грани таланта артиста. Игорь Дмитриев воскресил жанр мелодекламации и, сумев достичь подлинной гармонии звука и слова, является ныне единственным российским актером, владеющим этим искусством. Актер увидел в забытом жанре еще одну особенность - импровизационное начало. Музыка, воздействуя на исполнителя, пробуждает его эмоции, сферу его чувств и делает это в каждом исполнении по-новому, позволяя артисту импровизировать, давать каждый раз новую интонационную окраску исполняемому произведению. "Музыка не только не мешает разнообразию декламационной передачи, а, наоборот, дополняет ее, выявляет ее рельефность". Народный артист России Игорь Дмитриев блестяще доказывает правоту этих слов, гастролируя по России, выступая в Вашингтоне и в Гамбурге.
Как 10, 20 или 30 лет назад, по-прежнему вокруг него раздаются взрывы хохота - и на съемочной площадке и в репетиционной комнате. Жизнерадостности и вкусу к работе он может поучить и молодых. Это ему писал известный актер и режиссер Леонид Быков: "А Вам спасибо за аппетит в работе, за того черта, который сидит в Вас, за кураж, за одержимость, за умение спать в сутки два-три часа в самолете, за вашу заразительность в работе и жизнелюбие! За снайперское умение ходить по лезвию жанра - это редчайший дар".
И.Б. Дмитриев - Народный артист России (1988), действительный член Российской академии кинематографических искусств "Ника", член Союза кинематографистов (1965), член Союза театральных деятелей России (1950), член Английского клуба, член Всемирного клуба Петербуржцев. Он награжден орденом Почета (1997).
Живет и работает в Санкт-Петербурге.